Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)
1. Учет и анализ. Хозяйственная деятельность как объект учета, анализа и контроля
Хозяйственная деятельность – это деятельность физических лиц и предприятий различных форм собственности и организации, осуществляемая в рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных и экономических интересов не только собственника, но и трудового коллектива. В системе внутреннего управления любого предприятия решающим звеном является учет, который обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления. Учет представляет вид деятельности, предметом которой является информация. Учет устанавливает наличие, измеряет и регистрирует результаты хозяйственной деятельности с количественной и качественной стороны. Цель учета – упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих решениях и сохранение информации для архива. Различные виды чета и анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами. Обычно в хозяйственной деятельности различают финансовый учет и управленческий (бухгалтерский) учет. 1. Финансовый учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри фирмы руководством сообщается тем, кто находится вне организации. 2. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный анализ.
Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами. Основой такого анализа выступает в основном официальная финансовая отчетность предприятия, как публикуемая в печати, так и представляемая заинтересованным лицам в виде бухгалтерского баланса. Например, чтобы оценить устойчивость того или иного банка, клиент просматривает балансы банков, на основе их рассчитывает определенные показатели для сравнения с устойчивыми банками. Но, к сожалению, полный, всеобъемлющий анализ сделать невозможно из-за неполноты и ограниченности информации, представленной в финансовой и бухгалтерской документации. Внешний анализ включает анализ абсолютных и относительных показателей прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, эффективности использования заемного капитала, общий анализ финансового состояния фирмы. В противоположность ему внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самого предприятия. На его основе осуществляется контроль за деятельностью предприятия, причем не только за финансовой деятельностью, но и за организационной, и намечаются дальнейшие пути развития производства. Основой такого анализа служат финансовые документы (отчеты) самого предприятия, это бухгалтерский баланс в расширенной форме, всевозможные финансовые отчеты, не только на определенную дату (месяц, год), но и текущие, что позволяет иметь более точную характеристику дел и устойчивости предприятия. Главное направление внутреннего финансового анализа — анализ эффективности авансирования капитала, взаимосвязи издержек, оборота и прибыли, использования заемного капитала, собственных средств. Иначе говоря, изучаются все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Часто определенные сферы такого анализа могут быть коммерческой тайной.
Анализ хозяйственной деятельности – это один из главных элементов менеджмента любой организации. Он служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля за их выполнением с ориентированием на конечную цель бизнеса – получение прибыли. 2. Учет и анализ. Регулирование и реформирование бухгалтерского учета и контроля в России
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи необходимы: · переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; · регулирование финансового учета; · органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; · взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. При этом следует учитывать исторические, национальные и культурные традиции регулирования общественной жизни в России. В России регулирование бухгалтерского учета базируется на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов. · Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете». · Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые Правительством РФ. · Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и утверждаются Федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Сюда относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организации и инструкции по их применению.
· Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые носят обязательный характер. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной политики. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях плановой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды обусловливает необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями перехода к рыночной экономике и к международным стандартам финансовой отчетности. Задачи реформирования: · сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; · обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
· оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности реформа проводится в слкедующих направлениях: · совершенствования нормативного правового регулирования; · формирования нормативной базы (стандарты); · методического обеспечения (инструкции, методические указания, комментарии); · кадрового обеспечения (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); · международного сотрудничества (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). 3. Учет и анализ. Система стандартов (правил) ведения учета, составления отчетности и аудита
Стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: 1) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4) стандарты экономического субъекта. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают: 1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; 2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; 3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета; 4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета; 5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения; 6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; 8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; 9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; 10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
4. Учет и анализ. Система экономических показателей предприятия как база учета, анализа и контроля
Система экономических показателей базируется на структурных составляющих информационного пространства. Система экономических показателей демонстрирует финансово-хозяйственную деятельность как на микроуровне (уровень предприятия), так и на макроуровне. Две эти категории показателей касаются как каждой организации, так и государственных органов. Показатели описываются в соответствующей документации, которая ведется на предприятии. В связи с этим, разработаны специальные системы реквизитов обязательных к использованию: государственные стандарты документооборота, финансовая отчетность, статистическая и учетная система кодирования, а также другая документация. В организации создается внутренняя система показателей и реквизитов. Организация постоянно обменивается информацией с внешней средой путем представления различных отчетов. Выдача информации осуществляется в виде отчетности и другой документации в вышестоящие органы. Государственные предприятия и организации подают ее в государственные и муниципальные органы управления, негосударственные – в корпоративные органы. Существует и документооборот, когда информационные потоки с банковскими организациями взаимодействуют с партнерскими организациями. На микроуровне стоит задача интегрирования информационно-аналитической системы как автономной, которая взаимодействует с локальными БД (база данных). Как правило, в организации имеются фрагменты автоматизации: различные БД, электронный документооборот, бухгалтерская информационная система. Все они обладают какой-нибудь структурой, классификацией и кодированием данных. Как правило, все это носит частный характер и плохо взаимодействует с остальными массивами данных. Экономические показатели подразделяются в соответствии с теми сторонами деятельности предприятия, которые они характеризуют. Например, существуют показатели, отражающие доходность, прибыльность, рентабельность организации. Основным показателем, отражающим доходность, является отношение чистой прибыли, полученной в течение анализируемого периода, к средней сумме собственного капитала за этот же период: Прибыльность организации может быть определена как отношение прибыли, полученной от производственной деятельности этой организации за отчетный период к выручке от продаж за этот же период: Показатели рентабельности представляют собой относительные величины прибыли. Существует целая система показателей рентабельности. Все они представляют собой, как правило, различные соотношения прибыли и вложенного капитала, либо прибыли и произведенных затрат. Ряд экономических показателей (коэффициентов) характеризует имущественно — финансовое состояние (положение) организации. Так, к числу этих показателей относятся коэффициенты ликвидности. Наряду с относительными показателями финансового состояния (коэффициенты) существуют и абсолютные, например, суммы просроченной дебиторской, а также кредиторской задолженности, величина чистых оборотных активов, наличие собственных оборотных средств и др. Важным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия является оборачиваемость оборотных средств. Важнейшими показателями оборачиваемости служат продолжительность одного оборота в днях, а также количество оборотов за данный период (коэффициент оборачиваемости). Ускорение оборачиваемости оборотных средств свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятия, повышении эффективности использования средств (капитала), а также об усилении деловой активности предприятия. Далее, существует показатели, характеризующие величины выпуска и продаж продукции (работ, услуг). А также показатели, выражающие объем выпуска продукции с учетом трудоемкости ее изготовления (нормо-часы, заработную плату нормативную стоимость обработки, чистую и условно-чистую продукцию Имеются также показатели, выражающие эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации (основных фондов, материальных и трудовых ресурсов). Например, в части основных фондов имеются показатели фондоотдачи и фондоемкости. Аналогичные относительные показатели исчисляются и по другим видам производственных ресурсов. Имеется, ряд показателей, выражающих производительность труда. Важнейшим из этих показателей является среднегодовая выработка продукции на одного работающего. В процессе экономического анализа используются также показатели, выражающие движение, наличие и состояние отдельных видов производственных ресурсов. Существуют показатели, которые выражают эффективность осуществленных инвестиций, главным образом капитальных вложений. Основными из таких показателей являются срок окупаемости капитальных вложений, а также прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений. Наконец, существует обобщающие экономические показатели, характеризующие непосредственно данное предприятие. Вначале назовем стоимость организации, иначе — стоимость имущественного комплекса организации. В качестве другого показателя можно назвать рыночную стоимость предприятия, которая представляет собой стоимость акций данного предприятия, соответствующую конъюнктуре рынка. Комплексная оценка деятельности предприятия находит отражение в построении так называемого мультипликатора. Он представляет собой интегральный, комплексный показатель, который основывается на частных показателях, отражающих деятельность предприятия. Таким образом, система формирования экономических показателей служит, базой для проведения анализа хозяйственной деятельности организации. Каждый показатель имеет свое значение и место в системе контроля и анализа, и только комплексное использование всех показателей дает всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия. 5. Учет и анализ. Единство методологических положений учета, анализа и аудита
Единство методологии бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита связано с совершенствованием и поиском новых способов решения таких задач, как: · ориентация на перспективы развития производства; · формирование единой системы показателей, обеспечивающих количественно определенные оценки состояния, результатов и перспектив развития субъектов хозяйствования; · определение причинно-следственных связей между показателями, характеризующими состояние и направления развития субъектов хозяйствования; · обоснование эталонов оценки и ранжирования показателей; оценка уровня их существенности; · оценка неопределенности и риска развития современного производства, учет их при составлении отчетности и ее аудиторской проверке. Важнейшей позицией является требование ориентации на будущее, т.е. внимание руководства предприятий должно быть направлено не столько на фиксацию произошедших фактов хозяйственной деятельности и их оценку, сколько на определение возможностей субъекта хозяйствования к дальнейшему развитию, на оценку его будущего финансового состояния. Такой подход органически увязывает бухгалтерский учет и отчетность с бизнес-планированием, инвестиционной деятельностью, финансовым планированием и финансовым менеджментом. В этих условиях встает еще одна весьма важная задача - сочетание стандартов бухгалтерского учета со стандартами управления, целостной системой управления качеством. Реализация этого требования предполагает, прежде всего, более тесную увязку финансового учета, результаты которого полно учитываются при составлении отчетности, с управленческим учетом, который определяет состояние, качество, движение и уровень использования основных факторов производства - производственных, материально- энергетических, трудовых, информационных (интеллектуальных). Оценка качественных и количественных потенциальных возможностей, ресурсов производства позволяет оценить перспективы роста производства и повышения его эффективности и обосновать инвестиции, которые необходимы для достижения поставленных задач. Реализация перспективных возможностей развития организации предполагает соответствующий подход к организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. В бухгалтерском учете - это отражение резервов производственных мощностей и затрат по их обслуживанию, в экономическом анализе - новые подходы к оценке целесообразности затрат и уровня использования ресурсов, в аудите - большее внимание к выражению мнения об устойчивости развития (реализация принципа непрерывности функционирования субъекта хозяйствования). Ориентация экономического анализа и аудита на обеспечение перспективы развития субъекта хозяйствования предполагает совершенствование теоретико-методологической основы и инструментария, обеспечивающего единство операционной (текущей) финансовой и инвестиционной деятельности; оперативных, текущих и стратегических методов учета и анализа; изменения соотношений внутрипроизводственной, отдельной отчетности юридического лица и консолидированной отчетности. Одним из наиболее важных методологических вопросов развития экономического анализа и аудита является формирование системы показателей, которые становятся объектом учета, анализа и управления. Так, актуальны дополнительные задачи по формированию системы показателей деятельности организаций, в частности привлечению неучетной информации, прежде всего маркетинговой и финансовой. Требуется также более четкое отражение динамики изменения показателей - включение стратегического уровня показателей и основных этапов приближения к ним, что становится принципиальным при определении перспектив развития организации Система экономических показателей и их взаимосвязь становятся основой аналитических процедур обоснования управленческих решений разного горизонта и уровня. На основании указанного можно сделать вывод, что формирование системы экономических показателей, дающей необходимую и достаточную информацию для оценки достигнутого финансового состояния, возможностей дальнейшего роста и потребностей в инвестициях для реализации стратегических задач, является общеметодологической проблемой, обеспечивающей единство и гармоническое сочетание учетного процесса, аналитических процедур и аудита, что позволяет сформировать в полной мере прозрачную и достоверную отчетность, необходимую для грамотного обоснования экономических решений. 6. Учет и анализ. Учет и анализ внеоборотных активов
Внеоборотные активы — часть средств предприятия, имеющая следующие особенности: 1. Назначение. Средства используются в целях обеспечения деятельности предприятия, служат источником экономических выгод в будущем и не предназначены для перепродажи. 2. Срок использования. Планируемый срок полезного использования данного имущества как правило, не менее одного года. 3. Стоимость. Устанавливается нижняя граница стоимостного выражения актива, относимого к ВОА (в налоговом учете в настоящий момент - 10 000 руб.). В число внеоборотных активов могут входить: — основные средства; — долгосрочные доходные вложения в какие-либо ценности; — нематериальные активы; — расходы на строительство. Специфика учета ВОА: 1. Первоначальная стоимостная оценка ВОА – определяется вариантами поступления (покупка, внесение в уставный капитал, обмен, изготовление, дарение и т.д.) и соответствует фактической стоимости, себестоимости, рыночной стоимости и т.д. 2. Переоценка. В условиях гиперинфляции (МСФО 29) стоимость внеоборотных активов периодически может увеличиваться в размерах, установленных в зависимости от изменений макроэкономической среды. 3. Амортизация. Физический и моральный износ на протяжении срока эксплуатации инициирует снижение стоимости ВОА и отнесение ее на затраты. 4. Восстановление. Ремонт основных средств. 5. Списание. Отнесение на затраты накопленной амортизации и остаточной стоимости ВОА. 6. Реализация – учитывается аналогично списанию, но также ведется учет дополнительных расходов – в случае принижения остаточной стоимости ВОА или доходов – в случае превышения. Общий анализ внеоборотных активов включает следующие этапы. 1. Анализ динамики и структуры внеоборотных активов. 2. Анализ структуры внеоборотных активов. 3. Факторный анализ изменения внеоборотных активов. 4. Анализ ограничений (обременений) права, то есть степени свободы в использовании внеоборотных активов (передача в аренду, залог, консервация, др.). 5. Анализ эффективности использования внеоборотных активов. 6. Оценка степени участия внеоборотных активов в хозяйственной деятельности. 7. Выявление активов, приобретенных и/или отчужденных на заведомо невыгодных условиях. 8. Оценка возможности возврата активов, внесенных в качестве финансовых вложений. 9. Оценка рыночной стоимости внеоборотных активов и возможности их реализации на рыночных условиях. Анализ внеоборотных активов необходим для оценки производственных возможностей организации и перспектив ее развития. Именно величина внеоборотных активов во многом определяет важнейшую экономическую характеристику организации — ее производственную мощность, а в сопоставлении с фактическим объемом производства — степень использования производственной мощности. 7. Учет и анализ. Учет и анализ материально-производственных ресурсов и запасов
Материально-производственные ресурсы — это один из видов производственных ресурсов предприятия, материальные ресурсы участвуют в одном или нескольких производственных циклах и в процессе потребления полностью или частично утрачивают свою материально-вещественную форму К материальным ресурсам относятся сырье, материалы, топливо и электроэнергия, полуфабрикаты, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т. д. Основными задачами анализа использования материально-производственных ресурсов являются: • анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами; • анализ производственных запасов; • анализ эффективности использования материальных ресурсов. Бесперебойная работа предприятия может быть достигнута только в условиях полной обеспеченности материальными ресурсами. Существует три вида оценки потребности в образовании запасов материальных ресурсов с точки зрения используемых измерителей: • в натуральных единицах измерения (шт., кг, м и т. д.), такой вид оценки необходим для определения потребности в складских помещениях; • в стоимостном выражении для выявления потребности в оборотных средствах и увязки с финансовым планом; • в днях обеспеченности для планирования и контроля за выполнением графика поставки. Задача анализа состоит в определении степени обоснованности уровня запасов на предприятии. Дефицит запасов может привести к простоям либо неэффективной замене недостающего вида материального ресурса, в результате снижается качество продукции, сокращается объем производства, уменьшается прибыль и т. д. Если на предприятии накапливаются запасы сверх установленной нормы, то растут затраты на их хранение, скоропортящиеся материалы могут прийти в негодность, отвлекаются оборотные средства предприятия и т. д. Выделяют несколько видов запасов материальных ресурсов: текущий запас, подготовительный запас, страховой запас, сезонный запас, транспортный запас. Текущий запас должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной работы предприятия. Страховой запас дополняет текущий для недопущения дефицита материальных ресурсов в случае непредвиденных изменений сроков поставок или объема потребляемого материала. Подготовительный запас образуется в тех случаях, когда требуется предварительная обработка материалов до их отпуска в производство. Транспортный запас зависит от времени между датой оплаты материалов и фактическим прибытием материальных ресурсов на предприятие. Сезонный запас. Его возникновение связано с нерегулярностью поставок в течение года, (например, поставки в северные регионы). В процессе анализа фактические запасы важнейших видов сырья и материалов сопоставляют с нормативными и выявляют отклонение.
8. Учет и анализ. Учет и анализ использования трудовых ресурсов (человеческого капитала) и оплата труда
Трудовые ресурсы предприятия это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование являются ключевыми факторами успешной работы предприятия. Поэтому анализу использования трудовых ресурсов на предприятии должно уделяться большое значение. Персонал фирмы и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики: Учет трудовых ресурсов. Количественная характеристика персонала фирмы, в первую очередь, измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников фирмы – это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность – расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.). Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на три. Основные задачи анализа трудовых ресурсов: • анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; • анализ движения трудовых ресурсов; • анализ использования рабочего времени; • анализ производительности труда и трудоемкости продукции; • анализ оплаты труда. В процессе анализа использования трудовых ресурсов изучается движение персонала, так как любые изменения, происходящие в структуре трудовых ресурсов, отражаются на результатах деятельности всего предприятия. Изменения в списочной численности работников происходят вследствие увольнения работников и приема на работу новых сотрудников. По данным о наличии кадров в целом по предприятию, по отдельным категориям и группам персонала рассчитываются следующие показатели, характеризующие движение кадров: • коэффициент оборота по приему; • коэффициент оборота по выбытию; • коэффициент текучести кадров; • коэффициент постоянства состава кадров предприятия; • коэффициент замещения. Во всех коэффициентах, отражающих в совокупности процесс движения трудовых ресурсов, используется показатель среднесписочной численности. Оплата труда работника — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Существует три системы оплаты труда: Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости от: сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий, интенсивности труда, характера труда. Формами тарифной системы являются: сдельная и повременная. Основным различием между ними является лежащий в их основе способ учёта затрат труда: при сдельной — учёт количества произведенной продукции надлежащего качества, либо учёт количества выполненных операций, при повременной — учёт проработанного времени. Сдельная форма оплаты труда применяется в случаях, когда есть реальная возможность фиксировать количество показателей результата труда и нормировать его путем установления норм выработки и времени. При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в соответствии с его квалификацией и количеством отработанного времени. Такая оплата применяется тогда, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются учёту. 9. Учет и анализ. Учет расходов по операционной деятельности и калькулирование себестоимости продукции
Операционная деятельность – это основная деятельность, приносящая доход деятельности организации, и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой деятельности. Операционным расходам организации относятся расходы, связанные со следующими видами деятельности организации, не являющимися предметом деятельности организации: · расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации: · расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; · расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; · расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; · проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); · расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; · отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другие), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; · прочие операционные расходы. Учет операционных расходов целесообразно вести с помощью таких видов затрат в управленческом учете, как постоянные и переменные расходы (в целом по предприятию – одной бизнес единице) или прямые и косвенные расходы, если предприятие имеет филиалы или состоит из нескольких бизнес-единиц. Целью аудита затрат операционной деятельности является контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|