Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Освоенные лабораторные методы.




1) Методика выделения клонов Обыкновенной злаковой тли(Schizaphis graminum) из природных популяций.

2) Методика размножения и поддержания жизнедеятельности выделенных клонов.

Объектом исследования являлась краснодарская популяция обыкновенной злаковой тли S. graminum. В 2011 г. насекомых собирали на восприимчивых районированных сортах сорго Низкорослая 81 и Ефремовское, а также овса Кубанской опытной станции ВИР.

Для получения клонов тлей в лабораторных условиях на смоченную водой вату, помещенную в половинки чашек Петри, раскладывали по несколько проросших семян пшеницы сорта Ленинградка. Через 3-5 дней на всходы в каждой чашке Петри подсаживали одну самку и изолировали с помощью стекол от фонарей “летучая мышь”, верхняя часть которых была затянута мельничным газом. Садки с клонами тли(рис.6.) размещали на светоустановках, оборудованных люминесцентными лампами. Дальнейшее поддержание клонов проводили путем стряхивания тлей в аналогичные садки.

Рис.9. Садок с клонами тли

В данный момент в лаборатории находится 90 образцов с первого сбора и 78 образцов со второго.

3) Методика изучения вирулентности клонов Обыкновенной злаковой тли на сортах-дифференциаторах сорго и ячменя.

В анном методе садки наполнялись нестерильной смесью почвы, песка и торфа в соотношении 3:1:1., затем замачивались семена ячменя(сорта: Post, Herb, Wintermalt, K-16190, K-28129, K-15600, Белогорский(контроль)) и сорго(сорта: Сарваши, Дурра белая, Deer, Shallu, Capbam, Соргоградская, Низкорослая 81(контроль)). Проросшие семена высаживались в круговом порядке и отмечался контроль. В фазе развития 2-х настоящих листьев проростки заселялись Обыкновенной злаковой тлей разных клонов(1 клон в садок). Когда погибал контроль отмечались поражения других сортов.

4) Методика изучения избирательности Обыкновенной злаковой тли сортов зерновых при питании.

Заполнялись садки землей, затем замачивались семена ячменя(сорта: Post, Herb, Wintermalt, K-16190, K-28129, K-15600, Белогорский(контроль)) и сорго(сорта: Сарваши, Дурра белая, Deer, Shallu, Capbam, Соргоградская, Низкорослая 81(контроль)). Проросшие семена высаживались в круговом порядке и отмечался контроль. В фазе развития 2-х настоящих листьев проростки заселялись Обыкновенной злаковой тлей разных клонов по 100 в каждый садок. На следующий день производился осмотр и подсчеты(в настоящий момент данные обрабатываются).

5) Методика изучения пищевого поведения Обыкновенной злаковой тли на разных по устойчивости сортам сорго.

В данном методе использовали пластмассовые кюветы, наполненные нестерильной смесью почвы, песка и торфа в соотношении 3:1:1. В них выращивались проростки сорго 2-х сортов: Низкорослая 81 и Ефремовское. В фазе 2-х настоящих листьев проростки заселялись тлей(20 кратная повторность). В течение 7 часов, с интервалом в 20 минут, производились наблюдения и отмечались места, предпочитаемые для питания Обыкновенной злаковой тлей. В итоге получали картину двигательной активности тли(в настоящий момент данные обрабатываются).

6) Методика изучения влияния сорта-предшественника на плодовитость Обыкновенной злаковой тли, при выращивании на разных сортах сорго.

Из общего числа выбирались клоны и отсаживалось по одной самке на 3 сорта сорго: Низкорослая 81, Ефремовское белое, Кубанская красная. В течение 4-х недель(12 кратная повторность на каждом сорте) молодые клоны переносились с сорта на сорт через каждые 5 дней и отмечалась плодовитость(в настоящий момент данные обрабатываются).

7) Методика изучения изменчивости популяций Обыкновенной злаковой тли на сортах сорго с известной устойчивостью.

Готовились садки. В них высевалось по 5 образцов 4-х сортов сорго(Кубанская красная, Ефремовское белое, Низкорослая 81, Дурра белая). В фазе 4-х настоящих листьев производили заселение данных образцов сорго самками из 4-х клонов Обыкновенной злаковой тли разной степени вирулентности. Растения заизолировали и через 2 месяца удалили из теплицы. По каждому сорту отсаживалось по 20-30 самок Обыкновенной злаковой тли рендомизированно и далее клонировалось. Потом полученные клоны оценивались по степени вирулентности на сортах дифференциаторах(в данный момент опыт еще не закончен).

8 ) Скрининг сорго и ячменя.

Экспресс-метод. Было проанализировано около 200 образцов каждой культуры.

Для оценки устойчивости коллекционных образцов использовали пластмассовые кюветы, наполненные нестерильной смесью почвы, песка и торфа в соотношении 3:1:1. В каждой кювете с помощью маркерной доски делали 11 рядков, в которые высевали не менее 20 всхожих семян (предварительно пророщенных) испытываемых образцов. В каждую кювету помещали 20 опытных образцов (по 0,5 рядка) и неустойчивый контроль (ячмень: сорт Белогорский, сорго: Низкорослая 81). Через 2 дня после появления всходов растения заселяли тлей разных возрастов путем стряхивания насекомых на оцениваемые образцы(рис.7.). Кюветы просматривали через 2 дня и при необходимости производили дополнительное заселение.

Рис.10. Заселение кювет Обыкновенной злаковой тлей

Кюветы с растениями, заселенными тлей, постоянно содержали в лаборатории, в садке из деревянных рам размером 150´70´70 см, обтянутом мелкоячеистой сеткой.

При гибили растений неустойчивого контроля производили оценку устойчивости по балльной шкале:

0 – нет признаков повреждения;

1 – повреждено 1–10% площади листовой поверхности;­­­­

2 – повреждено 11–20% площади листовой поверхности;

3 – повреждено 21–30% площади листовой поверхности;

4 – повреждено 31–40% площади листовой поверхности;

5 – повреждено 41–50% площади листовой поверхности;

’’ ’’ ’’ ’’

10 – повреждено 91–100% площади листовой поверхности, гибель образца.

Поврежденность 1–4 балла соответствует высокой устойчивости образца, 5–8 баллов – умеренной устойчивости, 9–10 баллов – неустойчивости образца.

Таким образом были проанализированы сорта ячменя и сорго с различных точек Земного шара таких как: Иран, Пакистан, Германия, Аргентина, ЮАР, страны СНГ и др.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...