Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные показатели образования

(по данным Росстата и Минобрнауки России)

 

  1980 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), тыс. 68,8 67,6 68,9 67,0 64,5 63,2 61,5 59,4 56,4 54,3 51,7 49,5 47,1 45,7 44,4 44,0 42,7
в том числе:                                  
государственных и муниципальных 68,8 67,6 68,4 66,4 63,8 62,5 60,8 58,7 55,7 53,6 51,0 48,8 46,5 45,0 43,7 43,2 41,9
частных - - 0,5 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), тыс. человек 17638 20328 21567 20074 17323 16168 15185 14362 13766 13436 13329 13318 13446 13537 13643 14192 14596
в том числе:                                  
в государственных и муниципальных 17638 20328 21521 20013 17254 16098 15113 14291 13695 13363 13258 13244 13362 13445 13548 14092 14492
в частных - - 46 61 69 70 72 71 71 73 71 74 84 92 95 100 105
Охват детей и подростков образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования, процентов ... ... ... 91,6 93,6 93,9 92,9 92,9 93,2 95,3 97,1 98,5 99,6 100,3 100,2 100,8
Число вечерних (сменных) общеобразовательных организаций1), тыс. 6,0 2,1 1,8 1,7 1,7 1,7 1,7 1,6 1,6 1,5 1,4 1,3 1,2 1,1 1,0 0,9 0,7
В них обучающихся, тыс. человек 2578 523 472 480 475 463 446 425 408 389 360 325 292 267 234 207 174
Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих 4045 4328 4166 3893 3798 3686 3392 3209 3180 2855 2658 2356 2040 1719 1271 1007
В них студентов2), тыс. человек 1947 1867 1690 1679 1649 1604 1509 1413 1256 1115 1035 1007 921 838 774 727
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, на 10 000 человек населения 140 126 114 115 114 112 105 99 88 78 72 70 64 58   54   50   …
Прием на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек 1489 1252 928 845 823 783 688 630 586 541 543 609 533 499   451   416   …
Выпущено квалифицированных рабочих и служащих:                                  
всего, тыс. человек 1399 1272 841 763 722 708 703 680 656 605 538 581 517 484 436 403
на 10 000 занятых в экономике, человек 191 169 127 118 109 107 105 101 96 88 80 86 76 71 64 59
Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена 2505 2603 2634 2703 2809 2805 2905 2847 2799 2784 2866 2850 2925 2981   2709   2909   2891
в том числе:                                  
государственных и муниципальных 2505 2603 2612 2589 2627 2637 2688 2631 2566 2535 2564 2586 2665 2725 2494 2665 2645
частных - - 22 114 182 168 217 216 233 249 302 264 260 256 215 244 246
Численность студентов в профессиональных образовательных организациях, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. человек 2642 2270 1930 2361 2612 2600 2591 2514 2408 2244 2142 2126 2082 2087 1984 2103 2180
в том числе:                                  
в государственных и муниципальных 2642 2270 1923 2309 2502 2504 2473 2389 2288 2136 2052 2027 1984 1984 1858 1963 2031
в частных - - 7 52 110 96 118 125 120 108 90 99 98 103 126 140 149
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, на 10 000 человек населения 190 153 130 162 181 181 181 176 169 157 150 149 146 146     138     144     …
Прием на обучение в профессиональные образовательные организации по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. человек 818 754 669 867 906 890 854 799 771 703 694 705 660 656   638   673   697
в том числе:                                  
в государственные и муниципальные 818 754 665 842 862 852 811 756 730 670 667 672 629 621 591 618 640
в частные - - 4 25 44 38 43 43 40 33 28 34 31 35 46 54 60
Коэффициент приема на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена, процентов - - - 35,1 37,7 39,6 39,7 42,5 45,0 46,6 46,3 49,0 48,5 50,8   47,8   51,9   …
Выпущено специалистов среднего звена из профессиональных образовательных организаций, тыс. человек 721 637 474 579 701 703 684 700 699 671 631 572 518 486 439 451   446
в том числе:                                  
из государственных и муниципальных 721 637 473 568 671 675 651 658 657 632 594 536 484 455 404 418 411
из частных - - 1 12 31 28 33 42 42 39 37 36 34 31 35 33 35
Выпущено специалистов среднего звена на 10 000 занятых в экономике, человек 98 85 71 90 107 106 103 104 103 98 94 85 76 71   65   67   …
Коэффициент выпуска по программам подготовки специалистов среднего звена, процентов - - - 23,6 28,2 27,7 27,2 29,3 30,4 30,1 33,0 32,2 33,7 32,2   30,3   32,5   …
Число образовательных организаций высшего образования 494 514 762 965 1044 1071 1068 1090 1108 1134 1114 1115 1080 1046 969 950 896
в том числе:                                  
государственных и муниципальных 494 514 569 607 652 662 655 660 658 660 662 653 634 609 578 548 530
частных - - 193 358 392 409 413 430 450 474 452 462 446 437 391 402 366
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек 3046 2825 2791 4741 6456 6884 7065 7310 7461 7513 7419 7050 6490 6075 5647 5209 4767
в том числе:                                  
в государственных и муниципальных 3046 2825 2655 4271 5596 5860 5985 6133 6208 6215 6136 5849 5454 5145 4762 4406 4061
в частных - - 136 471 860 1024 1079 1177 1253 1298 1283 1201 1036 930 885 804 705
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета. магистратуры, на 10 000 человек населения 219 190 188 324 447 479 493 512 523 526 519 493 454 424 393 356
Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательные организации высшего образования, тыс. человек 614 584 681 1292 1643 1659 1640 1658 1682 1642 1544 1399 1207 1298 1247 1192 1222
в том числе:                                  
в государственные и муниципальные 614 584 629 1140 1412 1384 1373 1377 1384 1363 1330 1195 1058 1112 1067 1021 1050
в частные - - 52 152 232 275 268 281 298 279 215 204 150 186 180 171 172
Коэффициент приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, процентов - - - 50,1 63,9 64,9 68,0 71,9 75,9 86,4 89,1 91,1 80,0 90,0 91,4 90,6   …
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров из образовательных организаций высшего образования, тыс. человек 460 401 403 635 977 1077 1152 1255 1336 1358 1442 1468 1443 1397   1291   1226   1300
в том числе:                                  
из государственных и муниципальных 460 401 395 579 860 930 978 1056 1109 1125 1167 1178 1157 1125 1060 1018 1110
из частных - - 8 56 117 146 173 199 227 233 275 290 286 272 231 208 191
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров на 10 000 занятых в экономике, человек 63 53 61 99 149 162 172 188 197 198 215 217 213 206   190   181   …
Коэффициент выпуска по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, процентов - - - 28,8 42,7 44,5 45,5 51,2 53,8 53,7 56,6 60,2 61,7 61,2   64,8   67,3   …
Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального и высшего образования, процентов 16,4 17,0 16,1 20,5 24,0 24,7 25,0 25,2 25,1 24,8 24,5 23,8 22,6 21,8   20,8   20,0   …

1) С 2014 г. – включая частные вечерние (сменные) общеобразовательные организации.

2) С 2010 г. - включая обучающихся на договорной основе.
В таблице приняты условные обозначения:
- явление отсутствует;
... данных не имеется.

 

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/obr-svod1.doc

 

 

 

 

 

 

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/

 

 

Дошкольное образование

 

Исключительно важный в советское время общественный институт — детские ясли и сады — сначала стал объектом идеологической кампании по дискредитации общественной системы воспитания детей, а затем его работа была подорвана вследствие сокращения финансирования (в начале 1980-х гг. расходы на содержание одного ребенка в детских яслях составляли более 580 руб. в год, а в детских садах — около 500 руб. в год, при этом 80% этих расходов оплачивалось государством).

Вплоть до 1988 г. велась работа по замене ветхих и неприспособленных зданий, строились современные специализированные помещения с оборудованием зеленых зон. По оценке состояния зданий детских дошкольных учреждений в РСФСР, проведенной в 1989 г., подлежало сносу 9% зданий, а капитальному ремонту (с временным переселением учреждения) — 23% зданий. С началом рыночной экономической реформы эта работа была практически полностью остановлена[1]. Характерна динамика ввода в действие детских дошкольных учреждений в РСФСР и РФ, показанная на рис. 1-27, — здесь наблюдался 50-кратный спад. В 1999–2005 гг. яслей и детских садов вводилось в среднем меньше, чем во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы (в 1941–1950 гг., включая восстановленные).

За 1991–2013 гг. в России было введено только 18% детских дошкольных учреждений относительно достигнутого уровня их строительства в 1990 г.: дети России не получили около 4,4 млн новых мест в детсадах и яслях. На начало 2013 г. 2,4 млн детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.

При этом наблюдалось сокращение числа детских дошкольных учреждений — с 1990 г. по 2012 г. почти вдвое (рис. 1-28). Численность детей, посещавших детсады и ясли к началу 2000-х гг., также сократилась более чем вдвое — с 9,8 до 4,2 млн, а к концу 2000-х гг. несколько выросла — до 5,4 млн в 2010 г. (в 2012 г. — 6 млн).

При сокращении числа постоянных дошкольных учреждений с 2000-х гг. наблюдается рост посещаемости, а значит сокращается обеспеченность детей детсадами и яслями. За показателем обеспеченности перестали следить в 1993 г., когда он упал до 57% (в конце 1980-х гг. было около 70%).

Рис. 1-27. Ввод в действие детских дошкольных учреждений в РСФСР и РФ, тыс. мест (до 1955 г. — среднегодовые величины по пятилеткам)

Рис. 1-28. Число постоянных дошкольных учреждений (тыс., левая шкала) и численность в них детей (млн, правая шкала) в РСФСР и РФ

Этот показатель стал плохо работать при быстром снижении рождаемости и менее быстром сокращении числа мест в дошкольных учреждениях (так, в 1995 г. оценка обеспеченности детей дошкольными учреждениями резко выросла — до 120%, т. е. дошколят осталось меньше, чем понастроили и оставили им из уже имеющихся детсадов). Вместо «показателя обеспеченности детсадами» был введен параметр числа детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях, — он определяется как отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к числу мест в этих учреждениях. С 1960 г. по 1990 г. на 100 доступных мест приходилось в среднем 110 детей, т. е. детсадов и ясель не хватало, поэтому их вводили в действие тогда по 200–400 тыс. мест ежегодно (рис. 1-27).

В 1990 г. постоянные дошкольные учреждения работали с перегрузкой: 786 тыс. детей находились в городских дошкольных учреждениях сверх установленных санитарно-гигиенических норм. С началом реформы 1990-х гг. перегрузки закончились. В 1998 г. на 100 мест в детсадах и яслях приходило 80 детей, а что посещали остальные дети не известно, зато этим параметром, видимо, можно было оправдывать сокращение детских дошкольных учреждений в годы реформ (рис. 1-28). Странный параметр: в 2005 г. на 100 мест приходили в учреждения 95 детей, а в конце этого же года 966 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. В 2010 г. и 2012 г. детсады и ясли опять оказались переполненными, как и до реформы — на 100 мест приходят 107 и 105 детей (в городе — 113 и 109, а на селе — 90 и 92), но число детских дошкольных учреждений сокращено вдвое. На начало 2011 г. 2145 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения (на начало 2012 г. — 2248 тыс., на начало 2013 г. — 2404 тыс.), т. е. почти для трети нуждающихся детей нет мест в российских детсадах и яслях. Капитальный ремонт в 2012 г. требовался 5,4 тыс. дошкольным образовательным учреждениям, что составляло 11,7% от общего их числа (в 2011 г. — 6,7 тыс.). В 2012 г. в аварийном состоянии находились 92 дошкольных учреждения (в 2011 г. — 252).

Сходная ситуация в годы реформ сложилась и с детскими оздоровительными учреждениями (рис. 1-29), а также с внешкольными учреждениями досуга и оздоровления детей (дворцы пионеров, загородные пионерлагеря, турбазы, спортшколы, школы искусств и т. д.). (Подробнее о них — см. в Разделе 3. Благосостояние).

В последние десять лет число детских оздоровительных учреждений после сокращения в 1990-х гг. восстановлено и стало превышать дореформенный уровень (рис. 1-29), однако число оздоровившихся в них детей снизилось почти вдвое — с 8,4 млн чел. в 1988 г. до 4,4 — в 1992 г. и до 4,9 — в 2013 г. В основном снизилась численность детей, отдохнувших летом в загородных стационарных лагерях (за 1991–2012 гг. — в 2,5 раза), число таких учреждений сократилось в 2,2 раза.

На здоровье детей и подростков реформа сказалась очень тяжело — от социального бедствия их организм и психика страдают сильнее, чем у взрослых.

Рис. 1-29. Число детских оздоровительных учреждений (1 — правая шкала, тыс.) и численность детей в них (2 — левая шкала, тыс.)

(Гражданкин А.И., Кара-Мурза С.Г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...