Исключительно важный в советское время общественный институт — детские ясли и сады — сначала стал объектом идеологической кампании по дискредитации общественной системы воспитания детей, а затем его работа была подорвана вследствие сокращения финансирования (в начале 1980-х гг. расходы на содержание одного ребенка в детских яслях составляли более 580 руб. в год, а в детских садах — около 500 руб. в год, при этом 80% этих расходов оплачивалось государством).
Вплоть до 1988 г. велась работа по замене ветхих и неприспособленных зданий, строились современные специализированные помещения с оборудованием зеленых зон. По оценке состояния зданий детских дошкольных учреждений в РСФСР, проведенной в 1989 г., подлежало сносу 9% зданий, а капитальному ремонту (с временным переселением учреждения) — 23% зданий. С началом рыночной экономической реформы эта работа была практически полностью остановлена[1]. Характерна динамика ввода в действие детских дошкольных учреждений в РСФСР и РФ, показанная на рис. 1-27, — здесь наблюдался 50-кратный спад. В 1999–2005 гг. яслей и детских садов вводилось в среднем меньше, чем во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы (в 1941–1950 гг., включая восстановленные).
За 1991–2013 гг. в России было введено только 18% детских дошкольных учреждений относительно достигнутого уровня их строительства в 1990 г.: дети России не получили около 4,4 млн новых мест в детсадах и яслях. На начало 2013 г. 2,4 млн детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.
При этом наблюдалось сокращение числа детских дошкольных учреждений — с 1990 г. по 2012 г. почти вдвое (рис. 1-28). Численность детей, посещавших детсады и ясли к началу 2000-х гг., также сократилась более чем вдвое — с 9,8 до 4,2 млн, а к концу 2000-х гг. несколько выросла — до 5,4 млн в 2010 г. (в 2012 г. — 6 млн).
При сокращении числа постоянных дошкольных учреждений с 2000-х гг. наблюдается рост посещаемости, а значит сокращается обеспеченность детей детсадами и яслями. За показателем обеспеченности перестали следить в 1993 г., когда он упал до 57% (в конце 1980-х гг. было около 70%).
Рис. 1-27. Ввод в действие детских дошкольных учреждений в РСФСР и РФ, тыс. мест (до 1955 г. — среднегодовые величины по пятилеткам)
Рис. 1-28. Число постоянных дошкольных учреждений (тыс., левая шкала) и численность в них детей (млн, правая шкала) в РСФСР и РФ
Этот показатель стал плохо работать при быстром снижении рождаемости и менее быстром сокращении числа мест в дошкольных учреждениях (так, в 1995 г. оценка обеспеченности детей дошкольными учреждениями резко выросла — до 120%, т. е. дошколят осталось меньше, чем понастроили и оставили им из уже имеющихся детсадов). Вместо «показателя обеспеченности детсадами» был введен параметр числа детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях, — он определяется как отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к числу мест в этих учреждениях. С 1960 г. по 1990 г. на 100 доступных мест приходилось в среднем 110 детей, т. е. детсадов и ясель не хватало, поэтому их вводили в действие тогда по 200–400 тыс. мест ежегодно (рис. 1-27).
В 1990 г. постоянные дошкольные учреждения работали с перегрузкой: 786 тыс. детей находились в городских дошкольных учреждениях сверх установленных санитарно-гигиенических норм. С началом реформы 1990-х гг. перегрузки закончились. В 1998 г. на 100 мест в детсадах и яслях приходило 80 детей, а что посещали остальные дети не известно, зато этим параметром, видимо, можно было оправдывать сокращение детских дошкольных учреждений в годы реформ (рис. 1-28). Странный параметр: в 2005 г. на 100 мест приходили в учреждения 95 детей, а в конце этого же года 966 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. В 2010 г. и 2012 г. детсады и ясли опять оказались переполненными, как и до реформы — на 100 мест приходят 107 и 105 детей (в городе — 113 и 109, а на селе — 90 и 92), но число детских дошкольных учреждений сокращено вдвое. На начало 2011 г. 2145 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения (на начало 2012 г. — 2248 тыс., на начало 2013 г. — 2404 тыс.), т. е. почти для трети нуждающихся детей нет мест в российских детсадах и яслях. Капитальный ремонт в 2012 г. требовался 5,4 тыс. дошкольным образовательным учреждениям, что составляло 11,7% от общего их числа (в 2011 г. — 6,7 тыс.). В 2012 г. в аварийном состоянии находились 92 дошкольных учреждения (в 2011 г. — 252).
Сходная ситуация в годы реформ сложилась и с детскими оздоровительными учреждениями (рис. 1-29), а также с внешкольными учреждениями досуга и оздоровления детей (дворцы пионеров, загородные пионерлагеря, турбазы, спортшколы, школы искусств и т. д.). (Подробнее о них — см. в Разделе 3. Благосостояние).
В последние десять лет число детских оздоровительных учреждений после сокращения в 1990-х гг. восстановлено и стало превышать дореформенный уровень (рис. 1-29), однако число оздоровившихся в них детей снизилось почти вдвое — с 8,4 млн чел. в 1988 г. до 4,4 — в 1992 г. и до 4,9 — в 2013 г. В основном снизилась численность детей, отдохнувших летом в загородных стационарных лагерях (за 1991–2012 гг. — в 2,5 раза), число таких учреждений сократилось в 2,2 раза.
На здоровье детей и подростков реформа сказалась очень тяжело — от социального бедствия их организм и психика страдают сильнее, чем у взрослых.
Рис. 1-29. Число детских оздоровительных учреждений (1 — правая шкала, тыс.) и численность детей в них (2 — левая шкала, тыс.)