Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозные, философские и естественно научные теории происхождения человека.




Главная особенность философского знания о человеке - создание определенной теоретической модели описание которой представляет обобщенный образ человека. Практика утверждает, что человека интересует две проблемы: окружающий его мир и он сам. Различные философские школы по разному распределяют приоритеты между этими проблемами. Досократики сторонники познания природы. Сократ Против. Восточные школы уделяют большое внимание внутреннему миру человека, а запад - большое внимание внешнему миру. По разному говорят о взаимосвязи человека и окружающего его мира: 1.Человек — часть природы, другие наоборот.

2.Человек совершенно особый мир. 3.Причина поступков — свободная воля. 4. Человек - велик,человек - ничтожен. 5. Ему предстоит великое будущее - нет конец близок.

Есть три периода истории отличающиеся по характеру:

1. Докапитализм - общественные отношения принимали форму личных отношений между людьми.

2.Капитализм - товар - посредник отношений. Отношения между людьми - форма отношения вещей.

3. Отношения свободных индивидов.

Как, когда произошел человек? Первобытные предки человека в животных, растениях - мифы. Многие формы религии объясняют, что человек - творение бога.

Дарвин – человек произошел от обезьяноподобного предка. 300 тысяч лет назад появились неандертальцы – умели строить жилища и орудия труда.

Труд создал человека. Язык - межчеловеческие связи.

Вывод: Труд, членораздельная речь, регулирование межличностных отношений и нравственные установки, стали ведущими факторами становления человека.

 

2. Природа и сущность человека.

Термин «природа человека» употребляется для обозначения исходного биологического начала в человеке. Природа человека - это его стойкие, неизменные, общие для все людей анотомо-физиологические черты, и общие задатки и свойства как живого существа. Человеческие качества: разумность, прямохождение, членораздельная речь, овладение культурой и т.д. Большинство философов говорят - человек главная ценность мироздания. Другие - человек зависит от природы.

Материалисты: Человек - часть природы, ее высшая ступень развития.

Благодаря орудейно — предметной деятельности — человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, в искусственной среде.

Соотношение биологического и социального в понимании природы и сущности человека:

1.Биологизаторская - значение природных врожденных качеств человека, близость к животному миру.

2.Социологизаторская - качества человека определяются социальной средой.

Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только в силу действия социальных фактов.

3. Человек в древнейших религиозных философских учениях.

Древнеегипетская, вавилонская, древнекитайская философские учения - идет стремление выразить внутренний мир человека.

Древнеиндийская философия - человек рассматривался в качестве материала способного приобщаться к высшим внеличностным ценностям.

Индуизм, Буддизм — личность не рассматривается как самоценность. Смысл жизни – достижение тождества души с мировых духом.

Древнекитайская философия - человек и мир это нечто целое, живой организм, в котором все взаимообусловлено и взаимосвязано.

Гомер - его герои имеют самостоятельное мнение и выбор жизненного пути. Нормы человека - честь, слава, стыд. Сократ - главное в человеке разум и внутренний нравственный закон, который определяется знанием. «Познай самого себя».

Добродетельный человек может быть счастливым.

Платон - добродетель это врожденное качество неизменное и одинаковое у всех. «Мудрость, мужество, выдержанность образуют справедливость в ходе воспитания».

Тело – темница души. Душа происходит на небесах, она бессмертна, она знает все.

Аристотель- отверг идею Платона о душе. В природе человека единство душевных и телесных свойств.

3 вида души. 1) Растительная - у всех. живых существ 2) Ощутительная - у животных и человека 3) Разумная – у человека.

В ходе воспитания человек приобретает мудрость, разумность, мужество, благородство и т.д.

Древняя Греция - человек приобретает высшее место в организации вселенной. Бытие человека определяется космическим разумом, а его связь с природой осуществляется посредством души.

В древней Греции - были сформулированы основные проблемы философии человека о его природе и сущности, предназначении, о соотношении души и тела, о разуме.

«Человек - уникальная мера всех вещей» - Протагор - это философское учение о человеке как о микрокосмосе. Человек (микрокосмос) отражает в себе макрокосмос. Заложена идея суеверного разума.

В учениях древних о макро и микрокосмосе вселенная рассматривалась как единое целое,

в котором функционируют законы, доступные пониманию человека. Эти позиции развиваются и современной наукой.

 

4. Христианство концепция человека.

Античная традиция положила начало христианского подхода к проблеме человека, фундамент которого составила идеалистическая философия Платона (родоначальник идеалистической линии в философии)

Первые века н.э. - время становления христианского учения вообще и о человеке в частности. Особое внимание личности Христа. Предание о его жизни начало христианской концепции Бого - человека. И Христос проповедал людям Евангиле т.е. радостную, благую весть, что он есть.

Спаситель людей от власти дьявола, греха, вечной смерти. Он дает людям вечное спасение – царство Божие. Позднее человек рассматривался как творец бога и как микрокосмос, в глубине которого заключены все тайны бытия.

Человек смыкается с миром природы и через нее - с самим творцом. Рисунок: Шенинна (природа) держит круг (символ верности) Внутри круга человек несущий в себе небеса и землю.

Учение: Христиане ‘терпеливо должны ждать прихода царства божьего. Путь к нему лежит через нравственные самосовершенствование каждого человека. Бедность - идеал христианина.

Карфаген V в.н.э. построена община на принципах равенства, справедливости, общности имущества. Проповедовалось учение Тетрулиана. Главное взаимопомощь и поддержка, добросовестность и исполнение всех установок государства.

А.Августин(354 -430) - теолог западно - христианской Церкви. Ряд его произведений определили философско-религиозное развитие Западной Европы до XII-XIII в. В основе его мировоззрения – бог; знающий причины: устройство всего существующего, судьбу каждого человека и каждой вещи. Единство души и тела.

Ф.Аквинский(1226-1274) – ученик Аристотеля. Единство души и тела. Но душа и вне тела существует. Человек политическое существо.

В христианской антропологии мир человека поделен на 2 сферы 1) бытие - деятельность приближающая к богу.

2) Не подлинное бытие - деятельность в сфере общественных отношений.

Христианство рассматривает человека как храм, как центр, и высшая цель мироздания.

5. Бытие человека как особая тема в европейской философии.

Средние века исследование 3-х способностей души: памяти, разума, воли. Тело темница души.

Возрождение – М.Лютер, Кальвин - протестантизм - за разделение души и тела.

Католическая философия – Иоанн Павел II: тело человека дар, как и душа. Греховно запрещать то, что нужно телу.

Философия обсуждает проблему веры и озарения. Человек имеет акт веры и творческую интуицию. Возникли философские школы: философия интуитивизма, философия психоанализа, философские конкуренции творчества.

Новое время: главная задача школы (педагогика) дать ученикам широкий круг знаний т.к. знание сила (Сократ) которая обеспечивает человеку успех и процветание. На первый план выдвигается интеллектуальный потенциал человека, его познавательные способности.

18 век французская философия заложила основы понимания человека как продукта природных и социальных сил.

Жан Жак Руссо - идеи «естественного человека» «нормального общества» т.е. переустройство общества в интересах человека, его воспитания.

Дени Дидро - при помощи воспитания можно развить и усовершенствовать природные задатки любого человека. Общество должно создать условия для этого.

Те же идеи у философов - просветителях.

Философия просвещения представила возможность изучения природы и природных качеств человека – естествознание, сохранив за собой философское осмысление его социального бытия. Особое значение в понимании человека приобретает мораль как практическая философия.

Паскаль – «Человек - мыслящий тростник». Главная мысль - трагичность и практичность бытия человека. Спиноза – человек часть природы. Идея «свободного человека» который руководствуется в своей деятельности разумом и побеждает свои страсти.

И.Кант – жизнь человека определяется нравственным законом. Две главные позиции учения – роль морального закона для развития человечества, и роль познавательных способностей человека в процессе познания мира.

18 – 19 век - немецкая классическая философия Гегель, Фейербах активная роль человека в познании.

Гегель - он разработал диалектической метод познания и создал концепцию диалектического развития субъекта: человек – индивид – личность.

Фейербах - основу единства человека и природы составляет тело человека. Дух и тело неразрывны. Главное стремление человека - к счастью. Счастье - это беспрепятственное удовлетворение индивидуальных потребностей. Моральные свойство – простая естественная склонность. Человек человеку - бог

К.Маркс – человек общественное существо. Анализ проблемы отчуждения. Люди относятся друг к другу не как к личности, а как к вещи, это приводит к овеществлению общественных отношений.

Отчуждение ведет к деформации личности. Чтобы преодолеть противоречие между обществом и личностью надо переустроить общество. Он это связывал с переходом к высшему типу сверх связей — коммунизм или ассоциация свободных индивидов, где все подчинено созданию условий для свободного развития личности. При этом личный интерес становится общественным.

 

 

Вопрос 2: Сущность проблемы человека.

Историко-философский аспект проблемы человека

Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется.

В античной философии - образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от вос-точного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизы-вает тело, поэтому В понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.

В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека- теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека- А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях.

Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапож-ника и душа монарха от рождения одинаковы.

Человек-это машина, которая будучи при-ведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает.

Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.

Проблема становления человека в условиях развития.Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало

Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество.

Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога.

Проанализировав сущность человека, можно прийти к выводу, что философская антропология, как и другие антропологические дисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны.

Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

 

Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи, обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействовать созданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенного содержания.

 

Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки, целостного знания, представленного многочисленными специальными науками. Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексном человековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает для частных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Сама философия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общую теорию обществоведения и природоведения.

 

Дополнение:

  1. Человек в Западной и Восточной философских традициях.

Западную и Восточную культуры рассматривают как определяющие ход мировой истории. К западной относят страны западной Европы, США, Канаду, Австралию и в определенной степени Россию.

Уникальность индустриальной модели, антропологический характер культуры, гуманистические традиции, жизнестойкость, экспансивность, выживаемость.

Модель человека утверждает его самоценность, единство и реальность. Поступок человека рассматривается изнутри, ищет мотив.

Метафизические традиции Декарта: человек - это субъект. Человек естественный - конечен, он рождается, умирает. Субъект - бесконечен, он не в силах постичь предела человеческого существования. Смерть и рождение остается за горизонтом присутствия.

Запад живет в мире разделенном на субъект и объект, «Я» и «не Я», «да» и «нет», «добро» и «зло». Запад верит в исторический процесс, в будущее.

Представители запада отличаются практичностью, экстраверностью, отдают предпочтение разуму и логике. Духовная свобода личности включает в себя интеллектуальную свободу. У граждан запада сознание того, что интересы отдельного человека должны уступать интересам группы вызывают чувство отвращения. А

Западные философы и социологи часто высказывают мысль, что индивидуальная свобода существует тогда, когда люди добровольно подчиняют свои интересы общественным. В Америке личный успех в делах и в жизни - ценность наивысшая, поддерживается ориентация на реализацию личных, а не коллективных интересов.

Многие философы критикуют утвердившийся на западе утилитаризм в основе которого лежит оценка явлений с точки зрения их полезности, экономического интереса. Недостаток этой теории: преувеличение значения материальных потребностей людей в развитии истории, отрицает понятие дома и свободы. Ученые запада предлагают пересмотреть эту его ориентацию, т.к. утрачивается самоценность личности.

Восток: проповедуется - покорность, отрешенность, не активность. Мыслители востока склонны к обращенности во внутрь своего «Я»

Япония – принцип – природа, иерархия ценностей воспринимаемых как единство. Коллективизм - это не самоцель, а основа организации работы, отдельный человек сам по себе «ничто». Эта система воспитывает и приручает людей к долговременным связям, и достойному отношению друг к другу.

В восточной философии (особенно индийской) утверждается, что творческая активность, составляющая сущность «Я» развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается в акте мгновенного озарения.

 

  1. Проблема человека в философии ХХ века.

Проблема человека в философии ХХ века стала центральной в философии.

Фрейд(1856-1936) — создал психоаналитическую концепцию человека, ядро психоанализа – «война» между скрытыми в глубине индивидуума бессознательными, психическими силами и необходимость соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе. Социальные запреты, подавляя энергию бессознательных влечений, вынуждают ее искать обходные пути в она прорывается в виде невротических синдромов, сновидений, забывания неприятного… Психические процессы и явления, являются главным фактором в развитии личности и всего общества. Он подчиняет психике всю историю человечества и всю его культуру. Он ввел в теорию личности ряд важнейших проблем: о бессознательной мотивации, о соотношение нормальных и патологических явлений психики, о её защитных механизмах, о роли сексуального фактора, о влиянии психологических травм, полученных в детстве на поведение взрослого человека. Отношения между людьми враждебны друг к другу и культуре т.к. оно запрещает все влечения человека и он ненавидит её.

Эрих Фромм(1900-1980) американский психолог- человек не разумное существо, а иррациональное животное которое нарушило единство в равновесие с природой, поэтому существование стало проблемой, с которой ему не справится. Для прогресса цивилизации сначала должны произойти изменения в самой природе человека и лишь после этого можно будет строить новое общество, в котором люди смогут реализовывать заложенные в них внутреннее духовное богатство, жить активной и полноценной жизнью.

Макс Шелер(1874-1928) - школа философской антропологии - главной особенностью человеческого существа - это способность к постоянному самопроникновению в структуру внешнего и своего внутреннего мира. Важным принципом организации человеческого бытия является «жизненный порыв» - это разум, интуитивное постижение сути вещей и явлений включая любовь, страдание, жалость, свободу выбора и т.д.

Гелен Арнольд(1904-1976) - человек не определившееся животное. Он «биологически недостаточен», чтобы это преодолеть он создал культурное общество, это позволяет индивидууму выйти из животного мира и стать человеком.

Мартин Хайдеггер(1889-197б) - мир в котором живет человек заново возникает в его человеческой деятельности. Он предлагал осуществить «поворот» - обращение человека к самому себе.

Альберт Калио(1913 - 1960) - лауреат Нобелевской премии - нужно помочь человеку стать свободным от идеологических и прочих доктрин. Мир спасет красота, красота и общение выведут людей из изоляции и приведут к социальной справедливости.

Папа Римский – Иоанн Павел II - Церковь только в начале ХХ века признала право человека на все проявления его жизни и перестало рассматривать тело человека как «сосуд мерзости и греха». Тело, дух и разум человека - подарок творца и они божественны как и все созданное Богом.

 

Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания.

 

Вопрос 3: Философия психоанализа З.Фрейда и К.Юнга

Понятие психоанализа

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.

 

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Важнейшие направления психоанализа

Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

 

Зигмунд Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом бессознательное «Оно» подобно скрытой под водой ледяной горе, а сознательное «Я» лишь выступает над поверхностью. «Оно» не только преобладает

основные положения психоонализа

попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т.д.;

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Важнейшие направления психоанализа

Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

 

Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К. Г. Юнга Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К.-Г. Юнга (1875-1961). Юнг ввел понятие архетипа в 1919г. в статье «Инстинкт и бессознательное». Этому предшествовало наблюдение устойчивых образов оккультных феноменов и образов глубинной душевной жизни шизофреников. То и другое напоминало те образы, которые составляют повторяющиеся мотивы в религиозном сознании различных народов, начиная с мифологических времен. При этом Юнг привлек обшир­ный материал из истории словесных изобразительных искусств, сравнительной истории религий, антропологии и этнографии. Фрейд в классической работе «К психопатологии повседневной жизни» (1901) показал, что в нашу обыденную жизнь вторгаются аномалии, т.е. ошибки, оговорки, выпадения памяти и т.д. Их можно объяснить только действием внесознательных факторов. Аналогичные факторы Фрейд нашел в основе сновидений и в поведении невротиков. Он определил их как содержания, отколовшиеся от сознания и репрессированные в область бессознательного (вытеснение). Юнг в 1906 г. назвал их комплексами. Это понятие было принято Фрейдом и всеми психоаналитиками. Но Юнг еще дальше исследовал устойчивые мотивы высказываний шизофреников и их изо­бразительную деятельность. Поэтому Юнг понял, что они имеют сходство с иррациональ­ными формами культуры, имеют другое происхождение, чем содержания, описанные Фрейдом. Они не могут быть отколовшимися и репрессированными формами опыта. Они имеют врожденный, доопытный и унаследованный характер. Эти мотивы Юнг назвал как более глубокий слой бессознательного, чем фрейдовское персональное бессознательное, и получило название коллективного бессознательного.

 

Важной частью психоанализа является теория сновидений. В 1900 г. Фрейд в работе «Толкование сновидений» предложил понимать сновидения как зашифрованные сообщения о глубинной проблематике бессознательного. Оно дается личности в связи с ее индивидуальным опытом. По мнению Юнга, образы сновидений - прямые сообщения коллективного бессознательного. Сновидения есть беспристрастные заявления о душевной ситуации пациента Сновидения также архетипичны, несут в себе то же сверхличное содержание, что и образы религий. Юнг смело сблизил архетип с инстинктом. Инстинкт - врожденный способ психического восприятия. Но Юнг вводил между инстинктом и архетипом различия путем сопоставления их психических функций, т.е. не отождествлял их. Инстинкты опре­деляют наши сознательные действия, архетипы ответственны за единообразие и регуляр­ность восприятии, отличающихся иррациональностью. Архетип - восприятие инстинктом самого себя. Юнг называл также архетипы «первобытными образами». Прояснить смысл архетипов могут только образы мифологий и разные формы культуры. Архетипы проис­ходят из глубины психики, не имеют ничего общего с индивидуальным опытом, принад­лежат к сфере абсолютно бессознательного. Фрейд открыл относительное или личное бессознательное, Юнг - абсолютное или коллективное.

 

Юнг называл образ «первобытным», если он имеет архаическое содержание. Образ имеет архаическое содержание, если находится в поразительном соответствии со знако­мыми мифологическими мотивами. Первобытный образ всегда является коллективным, т.к. он характерен для целых народов или эпох. Архетипы детерминируют способы вос­приятия реальности, определяют бессознательные установки. Важнейшие из них отложи­лись в качестве образов религиозного сознания. Великие религии доводят некоторые из этих образов до совершенства. Но большей подлинностью обладают образы примитивных религий. Наблюдаемое явление Юнг отнес к сфере нуминозного (Р.Отто) опыта, т.е. невыразимого, таинственного, страшного, что переживается независимо от воли субъекта и относится к потустороннему, трансцендентному, божественному. Подобные сообщения непостижимы, уклоняются от объяснения. Они повсеместны, требуют специальной вос­приимчивости, т.е. простой веры к себе. Это - феномены большой смысловой мощи. Со­временный человек, с точки зрения Юнга, находится во власти архетипов не менее, чем первобытный человек. Современник чувствует свое превосходство над дикарем, но на деле не понимает того, что знал тот. Первобытный человек понимал, что находится во власти потусторонних сил.

 

Понятие архетип Юнг установил, опираясь на кантовское понятие «Urbild» -«первобытный образ» (первообраз). Кант понимал под ним такой, объект которого не может быть найден в опыте и в котором содержится праобраз всякого практического примене­ния разума. В 1772 г. Кант в одном из писем употребил термин «intellectus archetypus». Юнг использовал также мысль Шопенгауэра о трансцендентальных идеях как визуальных первоначальных образах. Но наиболее глубоким источником размышлений Юнга была теория идей Платона.

 

Юнг следовал за Фрейдом, когда сочетал глубинную психологию и мифологические исследования. Фрейд, как известно, установил «эдипов комплекс» на основе греческого мифа, дошедшего до нас через литературу. Различие между Юнгом и Фрейдом состоит в расширении сферы взаимного пересечения психологии и мифологии. Это привело к пре­образованию концепции бессознательного. Фрейд открыл бессознательное в онтогенетиче­ском плане, Юнг - в филогенетическом. Юнгово бессознательное - «вневременная уни­версальная душа». Юнг показал распространенность одних и тех же мифологических мотивов у разных народов, их воспроизводимость на разных стадиях культуры. Было рас­крыто родство мифологии с другими процессами массовой культуры и индивидуального сознания. Это привело к расширению понимания мифологии на любую культуру и эпоху. Вся теория Юнга может быть понята как психология, в центре которой находится симво­лическая деятельность, т.е. деятельность по выражению непостижимого. Символами яв­ляются те устойчивые мотивы культуры и индивидуального сознания, чье формирование уходит в филогенез.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...