Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к оформлению контрольной работы

ЭКОНОМИКА

 

Методические указания

По выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

неэкономических специальностей

 

 

Автор-составитель: к.э.н. Н.В.Федюкова

 

Псков


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Экономика стоит в ряду фундаментальных общественных наук, постулаты которых оказывают непосредственное влияние на развитие современного общества. Формирование экономического образа мышления с целью накопления и рационального использования материальных и духовных богатств является особенностью современного человечества. Курс экономики является обязательным элементом высшего образования во всём мире, а изучение практических аспектов экономики не просто расширяет кругозор студентов, но и прививает способность принимать грамотные, взвешенные решения в отношение многих жизненных ситуаций, связанных с хозяйственной деятельностью.

Контрольная работа является неотъемлемой частью методического обеспечения учебного процесса в вузе, формируемого в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения по широкому ряду направлений подготовки высшего образования.

Главной целью выполнения контрольной работы является формирование у студентов базовых практических навыков в области экономической деятельности. Выполнение контрольной работы позволит студентам:

-закрепить полученные на лекции знания;

-грамотно применять экономическую терминологию и лексику;

-овладеть методами решения разного рода экономических задач;

-использовать экономические знания для анализа социально значимых проблем и процессов, решения профессиональных задач;

-развивать экономическое мышление и профессиональные качества, умение работать самостоятельно.

В контрольной работе отражены все основные темы, включенные ФГОС в обязательный минимум содержания дисциплины «Экономика» в рамках разделов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика» и представлены все основные типы заданий, способствующие эффективному усвоению материала. Данные методические указания могут использоваться в качестве практического пособия на занятиях, в ходе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам. В рамках каждой темы даются задания на закрепление понятий и определений, упражнения на усвоение сути изучаемых явлений, задачи по определению различных экономических параметров, тестовые задания.

В рамках каждой темы представлены следующие виды заданий: ответить на вопрос; решить практическую задачу и выполнить задание или тестовые задания.

На вопросы следует давать развернутые ответы, которые отражали бы степень понимания сущности вопроса. Цель большей части задач – найти какие-либо экономические параметры на основе исходных данных. Все задачи с расчетами имеют уровень сложности не выше среднего и требуют выполнения несложных математических действий.

Тестовые задания имеют единственно верный вариант ответа, за исключением тех, в которых указано «выберите несколько вариантов ответа».


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Целью контрольной работы является углубление знаний и выработка практических навыков в области экономики.

Выполняя контрольную работу, студент должен знать учебный материал и уметь использовать его для решения практического вопроса в области экономики. В процессе подготовки к выполнению контрольной работы следует изучить рекомендуемую литературу.

Вариант контрольной работы выбирается в зависимости от совмещения двух последних цифр зачетной книжки:

 

- ПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА
- - 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПРЕДПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8
3 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7
4 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6
5 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5
6 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4
7 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3
8 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2
9 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1

 

Контрольная работа должна содержать введение (содержащее цели и задачи работы), заключение (отражающее выводы и результаты работы), три раздела, включающие в себя ответы на теоретические вопросы (Раздел 1), подбор соответствующих терминов или понятий (Раздел 2), ответ на тест или разбор проблемных ситуаций (Раздел 3), а также список использованных источников литературы.

Ответ на теоретический вопрос представляет собой краткий (10 страниц) реферативный ответ, раскрывающий сущность проблемы.

Второе задание заключается в том, что каждому из определений необходимо подобрать соответствующие термины или понятия.

Ответ на задание в виде теста должен включать в себя как выбранный вариант решения, так и его обоснование, представленное в текстовом, математическом или графическом виде. При рассмотрении же проблемной ситуации необходимо предложить как теоретическое решение проблемы (прилагая возможные расчеты, графические и иные иллюстрации), так и практические рекомендации, основывающиеся на данных статистики.

К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студентом раскрыто содержание вопросов темы, решена задача и описаны проблемные ситуации.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

Задание 1. Экономические потребности, ресурсы, выбор. Производственные возможности общества.

Вопросы:

1.Экономические потребности и экономические блага. Экономические ресурсы и факторы производства. Гипотеза о рациональном поведении людей.

2.Экономический кругооборот. Роль государства в кругообороте.

3.Проблема экономического выбора. Альтернативные издержки. Граница производственных возможностей.

4.Закон убывающей производительности факторов производства. Понятие эффективности. Парето-эффективность

Задание 2. Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.

1. Тип монополии, рыночная власть которой определяется инновационными достижениями самой фирмы, являющимися непревзойденными на данный момент ее конкурентными преимуществами.

2. Ситуация, когда монопольная власть на рынке принадлежит покупателю продукции.

3. Способность фирмы оказывать влияние на рыночную ситуацию, в первую очередь, на цену.

4. Тенденция к росту издержек монополиста, связанная со снижением эффективности управления фирмой.

5. Тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, контролем над ценой со стороны единственной фирмы, выпускающей уникальный продукт.

6. Назначение монополистом разных цен различным покупателям в целях максимизации прибыли.

7. Равенство предельного дохода и предельных издержек.

8. Сумма излишков потребителей и производителя, которая никому не достается в условиях монополии.

9. Показатель монопольной власти, рассчитываемый как отношение прибыли на единицу продукции к рыночной цене.

10. Фирма, устанавливающая контроль над ценой.

11. Тип монополии, рыночная власть которой основана на достижении наименьших средних издержек при большом объеме выпуска, удовлетворяющего весь рыночный спрос.

12. Ситуация, когда единственный продавец продукции противостоит на рынке единственному покупателю.

13. Система мер, принимаемых государством для ограничения рыночной власти монополий.

14. Препятствия для входа в монополизированную отрасль других фирм.

15. Показатель монополизации отрасли, рассчитываемый с помощью удельных весов отдельных фирм в общем объеме продаж в отрасли.

16. Тип монополии, рыночная власть которой определяется юридическими барьерами.

а) Рыночная власть

б) Монополия

в) Прайс-мейкер

г) Отраслевые барьеры

д) Закрытая монополия

е) Открытая монополия

ж) Естественная монополия

з) Потери от монополизации

и) Х-неэффективность монополии

к) Ценовая дискриминация

л) Индекс Лернера

м) Индекс Херфиндаля-Хиршмана

н) Монопсония

о) Двусторонняя монополия

п) Условие равновесия монополиста

р) Антимонопольное регулирование

Задание 3. Проанализировать применимость теоремы Коуза для российской экономики. Какие условия необходимы для ее эффективного использования? Насколько эти условия проявляются или не проявляются в России?

Вариант 2

Задание 1. Формы общественного хозяйства и экономические системы. Отношения собственности.

Вопросы:

1.Типы общественного воспроизводства.

2.Формы общественного хозяйства: натуральное хозяйство и товарное хозяйство.

3.Понятие экономической системы. Типы экономических систем.

4.Отношения собственности. Пучок прав собственности.

Задание 2. Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.

1. Тип олигополии, при котором все участники рынка действуют независимо друг от друга.

2. Объединение фирм-олигополистов, совместно принимающих решения по поводу установления цен и объемов рыночного производства.

3. Вид конкуренции, основанный на использовании таких инструментов, как качество обслуживания, реклама, эстетические свойства товара и т.д. с целью привлечения потребителей.

4. Модель олигополии, при которой каждая фирма определяет свой оптимальный объем производства в зависимости от предполагаемого объем выпуска конкурентов.

5. Стратегия ценообразования, предполагающая установление фирмами-олигополистами цен на свою продукцию на основе цен наиболее крупной и влиятельной фирмы.

6. Модель олигополии, рассматривающая принятие решений фирм по поводу цены в условиях жесткой конкуренции и отсутствия сговора.

7. Тип рыночной структуры, характеризующийся конкуренцией между несколькими взаимодействующими фирмами.

8. Производство фирмой продукта такого же назначения, что и продукты фирм-конкурентов, но отличающегося от них некоторыми потребительскими свойствами.

9. Постепенное снижение цен фирмой с целью вытеснения конкурента с рынка в условиях олигополии.

10. Структура рынка, на котором конкурируют друг с другом две крупные фирмы.

11. Модель олигополии, предусматривающая возможность различного поведения фирм (например, поведение лидера и последователя).

12. Явное или тайное соглашение фирм-олигополистов об установлении цен и определении доли каждой фирмы на рынке с целью снизить степень неопределенности в отрасли.

13. Тип рыночной структуры, характеризующийся конкуренцией между производителями дифференцированного товара, главным инструментом которой является неценовая конкуренция.

а) Монополистическая конкуренция

б) Дифференциация продукта

в) Неценовая конкуренция

г) Олигополия

д) Некооперированная олигополия

е) Дуополия

ж) Ценовая война

з) Объемная конкуренция

и) Асимметричная олигополия

к) Ломаная кривая спроса

л) Сговор фирм

м) Картель

н) Лидерство в ценах

Задание 3.

1. На основе анализа кривой производственных возможностей можно определить:

а) преимущество одного товара перед другим;

б) альтернативную стоимость производства каждого из товаров;

в) количество ресурсов, имеющихся в обществе;

г) уровень развития технологий в данной стране по сравнению с другими странами.

2. Кривая производственных возможностей показывает:

а) количество ресурсов, необходимых для производства двух товаров;

б) наилучшую комбинацию ресурсов, необходимых для производства двух товаров;

в) комбинации двух товаров, произведенных при полном использовании ресурсов;

г) все возможные комбинации двух товаров, которые можно произвести при имеющихся ресурсах.

3. Все комбинации двух товаров, представленные в виде точек на кривой производственных возможностей, отражают зону:

а) наиболее эффективного использования ресурсов;

б) неэффективного использования ресурсов;

в) потенциального расширения производственных возможностей общества;

г) потенциального уменьшения производственных возможностей общества.

4. Движение точки вдоль кривой производственных возможностей означает:

а) изменение комбинации производимых товаров при максимальном использовании ресурсов;

б) изменение количества задействованных ресурсов;

в) изменение соотношения объемов задействованных ресурсов;

г) изменение уровня эффективности использования ресурсов.

6. Все комбинации двух товаров, представленные в виде множества точек от начала координат левее кривой производственных возможностей, отражают зону:

а) наиболее эффективного использования ресурсов;

б) неэффективного использования ресурсов;

в) потенциального расширения производственных возможностей общества;

г) уменьшения государственных расходов на регулирование экономики.

7. При обнаружении нового месторождения полезных ископаемых кривая производственных возможностей экономики:

а) сдвинется вправо вверх;

б) сдвинется влево вниз;

в) не изменит своего положения;

г) невозможно предсказать.

8. Сдвиг кривой производственных возможностей может означать (выберите несколько вариантов ответа):

а) изменение количества производимых товаров при неизменном количестве и качестве использования имеющихся ресурсов;

б) изменение количества имеющихся в обществе ресурсов;

в) изменение стандартов качества жизни;

г) изменение уровня эффективности использования ресурсов.

9. Сдвигу кривой производственных возможностей вправо вверх может способствовать:

а) рост объемов производства какого-либо из двух товаров;

б) перераспределение ресурсов в пользу более дорогого товара;

в) рост производительности труда;

г) увеличение альтернативных издержек производства какого-либо из двух товаров.

10. Внедрение более совершенных технологий в процесс производства означает:

а) расширение производственных возможностей экономики за счет экстенсивных факторов;

б) расширение производственных возможностей экономики за счет интенсивных факторов;

в) сужение производственных возможностей за счет роста затрат на внедрение технологий;

г) сохранение производственных возможностей экономики на прежнем уровне, т.к. внедрение технологий не является фактором развития общества.

Вариант 3

Задание 1. Основы рыночного хозяйства. Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения.

Вопросы:

1.Структура и инфраструктура рынка. Особенности развития рыночных отношений в России.

2.Законы спроса и предложения. Факторы спроса и предложения. Рыночное равновесие: равновесная цена и равновесное количество.

3.Государственное воздействие на рынок. Цены «пола» и цены «потолка». Излишек покупателя, излишек продавца.

4.Эластичность спроса по цене и доходу. Эластичность предложения. Измерение эластичности. Перекрестная эластичность спроса.

Задание 2. Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.

1. Количество фактора производства, представленное на рынке при каждом конкретном значении цены.

2. Различия в ценах на один и тот же ресурс, связанные с изменениями спроса на данный ресурс в разных отраслях производства.

3. Спрос на готовую продукцию, производительность фактора производства, цены на другие факторы.

4. Повышение спроса на один фактор производства в результате снижения цены на другой фактор.

5. Прирост дохода (выручки) фирмы от реализации предельного продукта фактора производства.

6. Равенство предельной доходности и предельных издержек фактора производства.

7. Затраты на приобретение дополнительной единицы ресурса.

8. Сумма выплат владельцу ресурса, удерживающая его от предложения ресурса другим хозяйствующим субъектам.

9. Количество продукции, произведенной с помощью дополнительной единицы фактора производства.

10. Различия в ценах на один и тот же ресурс, вызванные качественным разнообразием различных единиц данного ресурса.

11. Зависимость между ценой фактора производства и его количеством, приобретаемым на рынке.

12. Повышение спроса на один фактор производства в результате роста цены на другой фактор.

13. Разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен.

14. Количество произведенной продукции на единицу использованного фактора производства.

15. Способность ресурса быть использованным в различных сферах производства.

16. Степень изменения спроса на фактор производства в результате изменения его цены.

а) Предельный продукт фактора производства

б) Предельная доходность фактора производства

в) Производительность фактора производства

г) Принцип максимизации выгоды от использования фактора производства

д) Спрос на фактор производства

е) Факторы, определяющие спрос на ресурс

ж) Эластичность спроса на ресурс

з) Мобильность фактора производства

и) Предложение фактора производства

к) Предельные издержки фактора производства

л) Эффект замещения

м) Эффект выпуска продукции

н) Равновесные различия в ценах ресурсов

о) Динамические различия в ценах ресурсов

п) Экономическая рента

р) Трансфертный доход

Задание 3. Какой из критериев благосостояния, справедливости и эффективности вы бы рекомендовали для оценки успеха экономических реформ в России? Обоснуйте свой ответ с позиции микроэкономики.

Вариант 4

Задание 1. Теория потребительского поведения.

Вопросы:

1.Общая и предельная полезность.

2.Закон предельной полезности. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.

3.Бюджетные ограничения и бюджетные линии.

4.Равновесие потребителя: максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.

Задание 2. Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.

1. Кривая, отражающая степень неравномерности распределения доходов в обществе.

2. Рост предложения труда со стороны отдельного работника по мере увеличения ставки заработной платы, обусловленный желанием работника получить больший доход за свой труд.

3. Законодательно установленный минимум оплаты труда в стране (отрасли, регионе, т.п.).

4. Рыночная власть фирмы, выступающей единственным покупателем рабочей силы.

5. Численность населения, продолжительность рабочего дня, качество труда, миграция.

6. Цена за использование рабочей силы в единицу времени.

7. Ситуация, когда на рынке действует единственный покупатель труда (фирма – монопсонист) и единственный продавец труда (профсоюз, обладающий монопольной властью).

8. Показатель уровня дифференциации доходов в обществе.

9. Количество произведенной продукции в расчете на единицу затраченного труда.

10. Организованные объединения работников отрасли, обладающие правом ведения переговоров с работодателями по вопросам увеличения ставки заработной платы и уровня занятости.

11. Прирост дохода (выручки) фирмы от реализации предельного продукта труда.

12. Различия в оплате труда, вызванные различными динамическими и равновесными факторами.

13. Система экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы.

14. Различные характеристики рабочей силы, влияющие на качественные параметры производственного процесса.

15. Количество затраченного труда в расчете на единицу продукции.

16. Снижение предложения труда со стороны отдельного работника по мере роста ставки заработной платы, обусловленное стремлением работника сохранить или увеличить свое свободное время.

17. Прирост выпуска продукции в результате использования дополнительной единицы труда.

18. Совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей человека, которые могут быть использованы в процессе производства благ.

19. Количество дохода, которым согласен пожертвовать работник ради дополнительного часа досуга.

20. Количество единиц труда (человек, человеко-часов, трудодней т.д.), которые предлагаются населением на рынке труда с целью получения дохода в виде заработной платы.

21. Совокупность жизненно необходимых продуктов и услуг, которые можно приобрести на величину заработной платы.

а) Рынок труда

б) Рабочая сила

в) Предельный продукт труда

г) Предельная доходность труда

д) Заработная плата

е) Реальная заработная плата

ж) Производительность труда

з) Трудоемкость

и) Факторы, влияющие на предложение труда

к) Предельная норма замещения дохода досугом

л) Предложение труда

м) Качественные параметры труда

н) Эффект замещения на рынке труда

о) Эффект дохода на рынке труда

п) Монопсония на рынке труда

р) Профсоюзы

с) Двусторонняя монополия на рынке труда

т) Минимальная заработная плата

у) Дифференциация заработной платы

ф) Кривая Лоренца

х) Коэффициент Джини

Задание 3.

1. Впервые термин «Экономикс» применил в 1891 году:

а) Карл Маркс в своей книге «Капитал»;

б) Леон Вальрас в своей книге «Элементы чистой политической экономии»;

в) Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»;

г) Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономикс».

2. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает сферу производства товаров;

б) экономика изучает экономическое поведение хозяйствующих субъектов;

в) экономика изучает факторы, воздействующие на состояние народного хозяйства;

г) экономика изучает систему потребностей человека и общества в целом.

3. Советский ученый Л.В. Канторович в 1975 г. получил Нобелевскую премию по экономике за вклад в:

а) изучение экономики сельского хозяйства;

б) исследование моделей макроэкономического развития;

в) теорию оптимального распределения ресурсов;

г) концепцию неэквивалентного обмена в мировой торговле.

4. Экономическая наука не изучает:

а) способы зарабатывать деньги;

б) принципы рационального поведения хозяйствующего индивидуума;

в) способы материального производства;

г) характер отношений между хозяйствующими субъектами.

5. Экономика как наука предполагает и базируется на следующих положениях, за исключением:

а) рациональное поведение хозяйствующих субъектов;

б) удовлетворение потребностей людей;

в) эффективное использование ресурсов;

г) неограниченность ресурсов.

6. Описание и обобщение отдельных экономических процессов и явлений составляет основу ___________функции экономической теории.

а) познавательной;

б) методологической;

в) практической;

г) социальной.

7. Экономическая теория:

а) рассматривает абстрактные экономические категории, не связанные с другими науками;

б) систематизирует правила увеличения богатства нации;

в) является методологическим фундаментом целого комплекса экономических наук;

г) абстрагируется от связи с постоянно меняющимся историческим развитием общества в целях «чистоты» исследования.

8. Практическая функция экономической теории предполагает:

а) наблюдение и систематизацию экономических фактов;

б) разработку научного инструментария для исследования различных экономических явлений;

в) глубокое исследование законов и закономерностей социально-экономического развития общества;

г) выработку методов рациональной хозяйственной деятельности и осуществления экономической политики.

9. Попытку создания Робертом Оуэном в XIX веке идеальной промышленной общины можно назвать:

а) экономической моделью; б) экономическим экспериментом;

в) экономической революцией; г) экономической ошибкой.

10. При определении состава потребительской корзины хлеб, овощи и мясо были признаны продуктами питания первой необходимости. Такое выделение их главного общего свойства стало возможным на основе:

а) метода абстрагирования; б) экономического моделирования;

в) составления прогноза потребления; г) дедуктивного метода.

Вариант 5

Задание 1. Теория производства и издержек.

Вопросы:

1.Производственная функция. Закон убывания предельной производительности фактора производства. Предельная норма технологического замещения.

2.Структура и виды издержек.

3.Затраты предпринимателя в краткосрочном и долгосрочном периодах.

4.Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль. Условие максимизации экономической прибыли.

Задание 2. Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.

1. Товары и услуги, предназначенные для непосредственного удовлетворения потребностей человека.

2. Использование произведенного продукта для удовлетворения потребностей человека.

3. Блага, использование которых одним субъектом исключает возможность использование их другими субъектами.

4. Совокупность различного рода благ, которые могут быть использованы в процессе производства.

5. Совокупность природных богатств на земле и в ее недрах, которые могут быть использованы человеком в процессе производства.

6. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

7. То, на что направлен труд человека.

8. Непрерывное возобновление процесса общественного производства.

9. Целенаправленная деятельность людей по созданию экономических благ.

10. Переход произведенных благ от производителей к потребителям.

11. Лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность и вступающее при этом в экономические отношения с другими лицами.

12. Что, как и для кого производить.

13. Совокупность физических, интеллектуальных и духовных качеств человека, используемых в процессе труда.

14. Существенные устойчивые связи, действующие в процессе хозяйственной деятельности людей.

15. Система факторов производства, взаимодействие которых определяет уровень и тип социально-экономической организации общества.

16. Определение доли каждого хозяйствующего субъекта в общем объеме произведенного продукта.

17. Совокупность благ, созданных трудом человека с целью их дальнейшего использования в процессе производства.

18. Поиск экономических решений, предполагающих получение максимума результата при минимуме затрат.

19. Создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей.

20. Блага, потребителем которых является общество на условиях неконкурентности и неисключаемости потребления для каждого из его членов.

21. Ресурсы, используемые человеком в процессе производства благ.

22. Непрерывное движение благ и ресурсов от их собственников к их потребителям.

23. Блага, потребляемые предприятиями и организациями в процессе производства.

24. То, чем человек воздействует на предмет труда.

25. Блага, созданные либо добытые трудом человека, ограниченные по отношению к потребностям.

26. Взаимосвязи между людьми, возникающие в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности.

27. Совокупность благ, накопленных обществом за период его развития.

28. Возобновление общественного производства в увеличивающихся масштабах.

а) Экономические законы

б) Экономические отношения

в) Производство

п) Общественные блага

р) Ресурсы

с) Факторы производства

г) Обмен

д) Распределение

е) Потребление

ж) Воспроизводство

з) Расширенное воспроизводство

и) Потребность

к) Экономические блага

л) Кругооборот благ в экономике

м) Потребительские блага

н) Инвестиционные блага

о) Частные блага

т) Производительные силы

у) Труд

ф) Рабочая сила

х) Капитал

ц) Земля

ч) Предмет труда

ш) Средства труда

щ) Экономические проблемы

э) Хозяйствующий субъект

ю) Рациональный выбор

я) Богатство общества

Задание 3. Прокомментируйте следующее утверждение: «Внедрение новой технологии приведет к росту производства, реальной заработной платы и безработицы». При каких условиях это утверждение может быть верным, а при каких – неверным? Для условий частичного и общего равновесия?

Вариант 6

Задание 1. Конкуренция и ее виды. Фирма как совершенный конкурент. Рынок несовершенной конкуренции.

Вопросы:

1.Характеристики основных типов рыночных структур. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

2.Спрос и предложение фирмы-монополиста. Равновесие монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде. Показатели монопольной власти. Формы монополии. Антимонопольная политика.

3.Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде.

4.Взаимодействия фирм в условиях олигополии.

Задание 2. Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.

1. Графически представленная совокупность комбинаций двух товаров, производимых в условиях полного использования ресурсов (полной занятости).

2. Увеличение количества имеющихся ресурсов общества, расширяющее производственные возможности общества.

3. Состояние экономики, при котором максимально возможно удовлетворяются потребности всех членов общества при полном использовании имеющихся ресурсов.

4. Соотношение объема выпуска экономических благ и затрат ресурсов на их производство.

5. Состояние экономики, при котором ресурсы используются не полностью (простаивает оборудование, не обрабатывается земля, имеется безработица и т.д.), в результате чего недопроизводятся экономические блага.

6. Способность страны производить товар с меньшими альтернативными издержками.

7. Качественное улучшение использования имеющихся ресурсов, способствующее росту производительности труда.

8. Потенциальный объем выпуска экономических благ, который может быть получен при полном (эффективном) использовании всех ресурсов общества.

9. Принцип, согласно которому, чем больше производится товара, тем дороже обходится каждая последующая производимая его единица.

10. Потери (упущенные выгоды) общества, вызванные необходимостью выбирать один из возможных вариантов использования ресурсов.

а) Экономическая эффективность

б) Производственные возможности общества

в) Альтернативные издержки

г) Кривая производственных возможностей

д) Эффективная экономика

е) Неэффективная экономика

ж) Закон возрастания альтернативных издержек

з) Экстенсивные факторы роста

и) Интенсивные факторы роста

к) Сравнительное преимущество

Задание 3.

1. Согласно учению Франсуа Кенэ, чистый продукт создается в:

а) сельском хозяйстве;

б) бизнесе;

в) торговле;

г) промышленности.

2. Согласно учению меркантилистов, источник богатства нации лежит в сфере:

а) производства;

б) земледелия;

в) торговли;

г) технологий.

3. Автором учения об идеальном государстве, в котором правители и воины заботятся об общественном благе, а крестьяне и ремесленники – о частном благе, является:

а) Аристотель; б) Платон; в) Конфуций; г) Фома Аквинский.

4. В основе взглядов представителей классической школы лежит:

а) трудовая теория стоимости;

б) закон денежного обращения;

в) созидательные силы природы;

г) рост ресурсной базы общества.

5. Основоположником теории научного социализма (коммунизма) является:

а) Адам Смит; б) Давид Риккардо; в) Карл Маркс; г) Томас Мальтус.

6. Адаму Смиту принадлежат следующие взгляды на экономическое устройство общества (выберите несколько вариантов ответа):

а) принцип роста богатства нации за счет поддержания активного торгового баланса;

б) процветание общества за счет эгоистичного стремления человека увеличить свое благосостояние;

в) принцип свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику;

г) теория сравнительных преимуществ в международной торговле;

д) принцип «невидимой руки» рынка.

7. Отметьте положение, несвойственное учению Карла Маркса:

а) разница между стоимостью, которой произвел рабочий, и стоимостью его рабочей силы называется прибавочной стоимостью;

б) прибыль, получаемая капиталистом, является формой прибавочной стоимости;

в) развитие капитализма ведет к равномерному распределению национального богатства между классами общества;

г) кризис капитализма возникает в результате противоречия между расширенным воспроизводством товаров и ограниченностью платежеспособного спроса населения.

8. Согласно взглядам Карла Маркса, в обществе существуют два класса:

а) класс производителей и класс торговцев;

б) класс капиталистов и класс наемных рабочих;

в) класс рабочих и класс служащих;

г) класс создателей прибавочной стоимости и класс ее потребителей.

9. В качестве причины краха капиталистического строя Карл Маркс указывал:

а) недопотребление, т.е. незначительное расходование текущего дохода на потребление;

б) противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения;

в) перенакопление, т.е. производство товаров производственного назначения в больших масштабах, чем производство потребительских товаров;

г) изменение пропорции «запас товаров / товарооборот».

10. Отметьте положение, несвойственное учению Томаса Мальтуса:

а) согласно закону убывающего плодородия почв, темпы роста продуктов питания очень низки и не успевают за ростом численности населения;

б) каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою несостоятельность;

в) наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа посредством особых механизмов (болезней, порочной жизни, нищеты, войн и т.д.) регулирует рост численности населения;

г) путем социального реформирования человеческое общест<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...