Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи
Функции речи 1. Коммуникативная – общение. 2. Номинативная (назывная, сигнификативная) – дающая название предмету. 3. Индикативная – указывающая на предмет. 4. Интеллектуальная – носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина). 5. Функция социализации – приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя) 6. Регулятивная – внешнего контроля поведения. 7. Рефлексивная – самоконтроль. (И.А. Зимняя) 8. Экспрессивная – отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов). Речевой навык – речевое действие, достигшее совершенства, автоматизма - наиболее оптимальное для выполнения речевой операции. (В.И. Яшина). Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии. Речевое умение – начальный этап развития навыка, его более низкая ступень, не достигшая степени совершенства. (В.И. Яшина) Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии. Виды речевых умений 1. Умение говорить – излагать свои мысли в устной форме. 2. Умение аудировать, то есть понимать речь в её устной форме. 3. Умение излагать свои мысли в письменной форме. 4. Умение читать – понимать речь в её графическом отображении. 5. И др. (В.И. Яшина) Первый крик – результат подкорковой стволовой оборонительной реакции – скоординированная синергия (однонаправленное движение, сокращение) гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры. Не является ни речевой, ни голосовой реакцией, так как является врожденным компонентом оборонительного комплекса реакций. Не разбивается на отдельные звуковые элементы отдаленно напоминают гласные звукокомплексы - аоэ.
Начиная с третьего месяца большинство матерей различают крик боли, крик голода, крик удовольствия. Комплекс оживления – эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Ребенок, как будто, радуется при появлении взрослого – издает звуки, шевелит ручками, ножками, кряхтит (раньше не реагировал на появление взрослого) происходит около 2-х мес. после рождения. Гуканье - ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных, коротких звуков (см. агуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам. Агуканье - ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных, коротких звуков (см. гуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам. Гуление – певучие, голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, согласноподобных звуков, чаще: 1. заднеязычных (т. к. при положении «лежа» голова запрокинута и язык «западает в глубь рта + повышенный тонус артикуляционных мышц = язык в виде комка, оттянутого кзади, то есть звуки похожи на К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ); 2. губных – от постоянно «срабатывающего» сосательного рефлекса (носогубный, дистантный губной, лобно-губной, ладонный = рефлексы орального автоматизма то есть звуки, похожие на П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ,). 3. К гулению можно отнести звуки кряхтения, радостного «повизгивания». Гуление особенно длительно во время общения со взрослым. Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам. Лепет – голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера, которые появляются на 2-ом мес. (4-6 мес. данные разных авторов) жизни в виде разнообразных несложных звукокомплексов (вначале гуление), постепенно звукокомплексы усложняется, превращаясь в многократное повторение слогов (па-па-па); при тяжелых нарушениях развития лепет появляется позже и носит менее выраженный, развернутый характер. Расцвет лепета – около 8 мес. (4-5 сегментов (слогов во время одного повтора), иногда до 12). Затем идет спад количества сегментов, к 1 г. и 2-3 мес. остается 2,5 сегмента, что характерно среднему количеству слогов в русских словах - 2-3. Лепет переходит в лепетные псевдослова (неустойчивые) – мама, папа, баба, дядя… Также, после 8-ого мес. из лепета начинают исчезать звуки, не свойственные родной системе языка, появляются новые, по образцам взрослых.
При движении мышц во время лепетных образований, ЦНС получает комплекс тактильно (осязательный )-кинетико (движение )-кинестетических (положение) сигналов; через долю микросекунды ЦНС получает аутослуховые (исходящие от себя) сигналы. Вместе тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые раздражители закладывают базу для возникновения речи – в ЦНС появляются образцы «перворечи», звукокомплексов. Когда сложились собственные тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые комплексы, ребенок начинает узнавать такие же комплексы в речи взрослых Узнанные звукокомплексы начинают ребенком интенсивно повторяться на основе подражания. Те звукокомплексы, которые ребенок случайно не артикулировал, не закладываются в базу для «перворечи», и следовательно в речи взрослых ребенок их не слышит и не пробует повторять. При общении со взрослым, наблюдаются явления эхопраксии и эхолалии. Успешность развития речи зависит от сохранности зрения и слуха. Наблюдается аутоэхолалия – ребенок по долгу повторяет один слог и сам вслушивается в производимые звуки. Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам. Псевдослово – неоформленные, ложные слова, не имеющие постоянного звукового наполнения. Эхолалия – повторение за кем-либо элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) Эхопраксия - повторение за кем-либо элементов движений Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков (голос + дыхание + артикуляция). Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу (разложению) и синтезу (объединению) звуковой структуры слова. Анализ - ребенок определяет первый, последний звук в слове, устанавливает последовательность звуков в слове, их количество, где находится звук в слове (в начале, середине, конце). Синтез – составляет слова из звуков – Н+О+С = нос.
Фонематический слух – это составляющая часть физического слуха, это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать, соотносить, сопоставлять и узнавать фонемы родного языка. Ребенок способен определить наличие звука в слове, различать слова и слоги, отличающиеся 1-2-мя звуками (мошка-кошка-вошка; ла-ра-ла), выполняет задания на раскладывание картинок по стопочкам с 2-мя звуками, хлопает в ладоши, если слышит звук в слове. (Волкова, Филичева). Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлении звуковой структуры слова (количество, последовательность, местоположение звуков). Широкое понятие, включающее в себя и фонематический слух и фонематический анализ / синтез (Филичева). Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Просодика – характеристики выразительности речи (высота, сила, длительность). Ритмико-слоговая структура речи – последовательность расположения и количество слогов в речи в сочетании с темпом произнесения и паузацией. Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи Грамматический строй речи (далее ГСР) – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку – правильное употребление приставок, суффиксов, окончаний, расстановку слов в предложении. Словообразование – образование слов с помощью приставок и суффиксов (лес-лесок-лесник; приехал, уехал).
Словоизменение – изменение формы слова с помощью окончаний(белый-белая; пришла-пришел;, один-одно; стулом-на стуле). Синтаксис – правила построения предложений (простых, распространенных, сложноподчиненных и др.). Связная речь – достаточно протяженный отрезок речи, состоящий из нескольких частей, характеризующийся последовательностью, логичностью, законченностью
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|