Мы будем гибнуть откровенно.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Из этого стихотворения («Осень») мы видим, что герой прекрасно понимает, что его несет стихия на погибель, но он сознательно подчиняется этому — «мы будем гибнуть откровенно». Поэзии Юрия Живаго не имеют полной последовательности в тематическом плане: цикл начинается стихотворением «Гамлет», в котором объединяются библейские и шекспировские мотивы. далее идут стихи о природе, человеческих отношениях, а потом Пастернак снова возвращается к библейской теме и т.д. Композиция цикла стихов напоминает композицию романа. который построен по принципу контрапункта. Контрапункт – это объединение относительно независимых сюжетных линий, которые сходятся и расходятся между собой и развиваются с разной скоростью. Романная форма контрапункта у Пастернака, Кафки, Джойса, Маркеса и других писателей наибольшим образом отвечала требованиям отображения противоречивой эпохи ХХ столетия, когда распались связи не только между людьми, а и между различными сферами бытия (природа и общество, человек и история, человек и общество и др.). Принцип контрапункта дал возможность художникам слова отразить картину дисгармонии мира. Но Пастернак нашёл форму не только романного, но и поэтического контрапункта в цикле «Стихи Юрия Живаго». Казалось бы, отдельно развиваются евангельская тема, линия любви, изменения в природе, но в поэзии контрапункт отражает не только общий распад, а и обновляет нарушенную целостность мира. Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, отстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Таким образом, автор утверждает идею гармонии в противовес разорванным связям.
Цикл стихов имеет кольцевую композицию с точки зрения интерпретации библейного сюжета о страданиях Иисуса в Гефсиманском саду. Этот мотив звучит в стихотворении «Гамлет» в начале цикла и в конце – в «Гефсиманском саду». Гефсиманский сад – это символ размышления Христа о людях, о мире и своей Божьей обречённости, а еще это символ замешательства в душе Иисуса, когда в минуту слабости он обратился к Богу «…чтоб эта чаша смертия миновала…» Тема сомнений Христа объединяемая с темой сомнений Гамлета и Юрия Живаго: какую выбрать дорогу, смириться с неприятностями судьбы или дать им отпор, покориться миру фарисейства или до конца идти путём добра, совести и свободы? Если в первом стихотворении лирический герой ещё колеблется, чувствует себя очень одиноким в своих сомнениях и противоречиях, то в последнем стихотворении «Гефсиманский сад» лирический герой находит настоящую истину жизни и осмысленно делает свой выбор: Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь. Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного его величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья проплывут из темноты. За такой кольцевой композицией цикла спрятана авторская мысль о том, что рождение человека (духовное рождество) происходит лишь тогда, когда человек начинает задумываться над смыслом своего бытия, сознательно выбирает свой путь. По мнению Пастернака, вся жизнь человека – это постоянный выбор своей моральной позиции. В конце цикла мы видим, что лирический герой прошёл путь от Рождества до Воскресения («Я в гроб сойду и в третий день восстану…»). Тут речь идет не только об Иисусе Христе, а и о смысле существования каждого человека.
Я думаю приведенных здесь примеров достаточно, чтобы понять, что в стихотворениях Юрия Живаго присутствуют те же самые стихи, которые были выделены в романе«Доктор Живаго». Я надеюсь, их разбора на основе романа вполне достаточно, и в этой главе я хотела указать лишь на то, что они присутствуют и в стихах доктора Живаго. «Стихи Юрия Живаго» – это духовное завещание Пастернака своим потомкам. Необычайной творческой силой, которая даёт жизнь поэзии навсегда, стихотворения Юрия Живаго утверждают главную идею автора: смерти нет для того, кто оставляет после себя духовные ценности.
Выводы Основной целью моей работы было рассмотреть и попытаться осмыслить, как отображается мотив стихии в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака. За основу работы был взят роман «Доктор Живаго». Это было сделано по нескольким причинам. Во-первых, потому что роман писался не один год, он достаточно большой по объему, и автор вложил в него весь свой опыт, свой талант, тем более что это произведение, плюс ко всему, долго вынашивалось и обдумывалось писателем. А во-вторых, потому что этот роман является как бы заключительным этапом творчества Пастернака, его самой большой и самой значимой, на мой взгляд, работой. Действительно, мотив стихии проходит через все творчество Бориса Пастернака. Мы встречаемся со стихиями и в первых стихотворениях автора, и в сборниках более поздних стихов, и в поэмах, и в прозе, и, конечно, в романе «Доктор Живаго». В романе «Доктор Живаго» собраны все виды стихии, которые встречаются отдельно, в других произведениях Пастернака. В романе мы встречаем стихии грозы, метели, бурана, вьюги, огня, любви, страсти, творческого вдохновения, революции.
Все стихии, встречающиеся в произведениях Бориса Леонидовича Пастернака можно разделить на стихии природы и стихии, так сказать, человеческого мира, созданные людьми, касающиеся только людей. К стихиям природы можно отнести вьюгу, буран, метель, грозу, огонь. Из всего множества природных стихий у Пастернака встречаются именно эти. Причем они могут как переходить друг в друга (редкий падающий снежок переходит в снежный буран, буран — в метель), так и противостоять друг другу (противостояние стихий холода — метели, вьюги, бурана — стихии огня — свече). К человеческим стихиям относятся стихии любви, страсти, творческого вдохновения, стихия революции. Но если первые три индивидуальны, они захватывают каждого человека отдельно, то четвертая — стихия если не мирового масштаба, то, по крайней мере, государственного. Все стихии очень тесно связаны между собой, и нередко автор посредством одних отображает другие. Чаще всего природными стихиями (бурями, вьюгами) он выражает стихии, бушующие в душах людей (любовь, страсть, творчество), захватывающие государство (революция). Эта стихийность позволяет автору живее и красочнее описывать происходящие события, дает возможность читателю окунуться в окружающий мир, увидеть, почувствовать его. Через описания стихий Пастернак глубоко раскрывает внутренний мир героев, их чувства и ощущения, их отношение к происходящему вокруг. Мне кажется, и сам автор был стихийным человеком, он чувствовал стихию, жил в ней. Ведь человек не испытавший, не прочувствовавший ее никогда не смог бы так точно, ярко описать ее. Я считаю, мотив стихии играет огромную роль в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака, и без него произведения автора были бы сухими и безжизненными, даже, скорее всего их вообще бы не было, ведь представить скучного спокойного, монотонного Пастернака, по-моему, просто невозможно. В чём же заключается значение Бориса Пастернака для русской и мировой литератур? Он показал трагедию ХХ столетия через призму человеческих душ, воспроизвёл все переживания творческой личности, которая попала на перекрёсток зла и насилия, и смогла сохранить в себе свободу и живой дух. «Доктор Живаго»: живой – Живаго, «Во имя Духа Живаго…». Юрий Живаго, герой произведения, - доктор, он, несмотря ни на что, сохраняет в себе ощущение свободы, способность мыслить и любить. Но он не может жить в мире зла и насилия. Его смерть символична. Но Пастернак утверждает мысль, что дух человека остаётся жить и после смерти. Поэтому роман завершается стихами Юрия Живаго, которые несут свет высокой духовности и тем самым отрицают темноту и мрак жестокости.
Пастернак - лучшие традиции Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Гейне и Мицкевича. Он создавал философскую поэзию, насыщенную сложными вопросами эпохи, которые разрешал, прежде всего, с моральной позиции. В творчестве Пастернака мы находим и отражение жизни в его реальных формах, и символические знаки, и футуристические поиски, и романтические мечтания, и импрессионистические зарисовки. Поэтому поэт не умещается в пространство одного какого-то метода или направления. Его творчество достаёт вершин мирового искусства и ставит автора на почётное место среди классиков ХХ столетия. Мир Пастернака, явленный в его творчестве, ещё ждёт всестороннего исследования.
Список литературы. 1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. 2. Архангельский А. «И только в том моя победа». // Дружба народов. 1987, №4. С.263-266. 3. Баевский В.С. Борис Пастернак – Лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993. 4. Бак Д.П. «Доктор Живаго». Б.Л.Пастернака: функционирование лирического цикла в романном целом. // Пастернаковские чтения. Пермь, 1990. 5. Бахнов Л.В. С разных точек зрения Доктора Живаго. Москва, 1990. 6. Бердлев Н. Самопознание. Москва, 1990. 7. Берёзов Р. Свеча горела // Р Берёзов. Лебединая песня. Москва, 1991. С. 266-268. 8. Борисов В.М. Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. 1988, №6, С. 205-248. 9. Борисов В.М. Имя в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». // “Быть знаменитым некрасиво…” Пастернаковские чтения. Москва, 1992. 10. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. Москва, «Советский писатель», 1989. 11. Вегорек А. Литературные традиции в прозе Бориса Пастернака 20-30-х г.г. // Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х г.г. Москва, 1991, С. 48-54. 12. Верникович О. Две вьюги. // Новая юность. 1994, №4. С. 180-189. 13. Воздвиженский В.Т. Проза духовного опыта. // Вопросы литературы. 1988, №9, С. 82-102. 14. Вознесенский А. Свеча и метель. // Правда. 1988. 6 июня. С. 4.
15. Вознесенский А. Благовещизм поэта // Литературная газета. 1990. 7 февраля, №6. С. 5. 16. Воробьёв К. Свеча человечности и правды. // К.Воробьёв. Заметы сердца: из архива писателя. Москва, 1989. С. 61-63. 17. Газизова А.А. Синтез Живаго со смыслом (размышления о прозе Бориса Пастернака). Москва, 1990. 18. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа «Доктор Живаго». // Дружба народов, 1990, №3. С. 223-242. 19. Гордин Я. Поэт и хаос. // Нева. 1993, №4. С. 211-263. 20. Горелов П. Размышления над романом. // Вопросы литературы, 1988, №9, С. 54-81. 21. Горелик Л. «Пушкинский миф о метели» в повести Пастернака «Детство Люверс». // Русская филология: учёные записки. Смоленск, 1994. Том 1. С. 256-278. 22. Гусев В. Стихия и праздник жизни. // Литературная Россия. 1987, №43, 23 октября. С. 7. 23. Гусев В. Дума об идеале. // Неоконченные споры: Литературная полемика. Москва, 1990. С. 90-104. 24. Дубровина И.М. С верой в мировую гармонию. Образная система романа «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Серия 9. Москва, 1996, №1. С. 103-113. 25. Зайцев Б. Вечность. // Слово. 1990, №2. С. 50-51. 26. Исупов К.Г. «Доктор Живаго» как риторическая эпопея (об эстетической философии Б.Л.Пастернака). // Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992. 27. Ивинская О. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени. Москва, «Либрис», 1992. 28. Ким Е. Своеобразие сюжета и композиции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». // автореферат К.Ф.Н. / Москва, 1997. 29. Ким Е. Об особенностях организации повествования в романе Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго». // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997, №3. С. 20-32. 30. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб., 1996 31. Кондаков И.В. Роман «Доктор Живаго» в светской традиции русской культуры. Известия АН СССР. Серия: литература и язык. Москва, 1990, т. 49, №6. С. 527-540. 32. Константин, архимандрит (Зайцев). Несколько мыслей по поводу романа Пастернака. // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Москва, 1991. С. 432-445. 33. Кузнецова М. Так начинают жить стихом. (О поэзии Пастернака к 100-летию). // Библиотекарь. 1990, №2. С. 56-57. 34. Кушнер А. «И чем случайней, тем верней». // Аврора. 1990, №2. С. 12-21. 35. Лавров А.В. «Судьбы скрещенья»: теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго». // Новое литературное обозрение. Москва, 1993, №2. С. 241-255. 36. Летнёв А. Борис Пастернак. (К выходу поэмы «1905 год»). // А.Летнёв. Литературные будни. Москва, 1989. С. 310-313. 37. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». // Б.Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва, «Советский писатель», 1989. С. 5-16. 38. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. 1988, №1. С. 5-10. 39. Лобыцина М. Кто вы, доктор Живаго? // Знамя. Москва, 1993, №5. С. 204-208. 40. Лобыцина М.В. Герой и прототип в романе «Доктор Живаго». // Начало: сборник работ молодых ученых. Москва, 1993. Вып.2, С. 210-216. 41. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Москва, 1996. 42. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. Москва, 1994. 43. Магомедова Д. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // «Быть знаменитым не красиво…» Пастернаковские чтения. Москва, 1992. 44. Маневич Г.И. «Доктор Живаго», как роман о творчестве. // Оправдания творчества, 1990. С. 61-135. 45. Маргвелашвилли Т.С. С бурей и ветром в лад. // Единство. 1972, №5. С. 343. 46. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. Москва, «Советская Россия», 1990. 47. Мир Пастернака. Москва, «Советский художник», 1989. 48. Мережковский Д. В тихом омуте. Москва, 1991. 49. Меркулова Т.И. Об экзистенциальности художественного восприятия Бориса Пастернака. // Филологические науки, Москва, 1992, №2. С. 3-11. 50. Муравина Н. «Доктор Живаго» и его истолкователи. // Русская мысль – La pensee RUSSE – Париж, 1991, 4 октября. С. 15. 51. Муравьёва И. «Свеча горела»: «мысль семейная» в романе Б. Пастернака. // Русская мысль – La pensee Russe – Париж, 1991, 26 апреля. С. 11. 52. Озеров Л. «Припомнить жизнь». // Советская музыка. 1990, №2. С. 23-30. 53. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Литература», Москва, «Знание», 1990, №1. 54. Орлицкий Ю.Б. «Доктор Живаго», как проза поэта: опыт экстраполяции одного якобсоновского термина. // Материалы международного конгресса: 100 лет Р.О.Якобсону. Москва, 1996. 55. Овчинников Н.Ф. Б.Л.Пастернак – поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, Москва, 1990, №4. С. 7-22. 56. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В пяти томах. Москва, «Художественная литература», 1989-1992. 57. Пастернак Б. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва, «Советский писатель», 1989. 58. Пастернак Б. Доктор Живаго. Москва, «Книжная палата», 1989 59. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Переводы. Москва, «Правда», 1990. 60. Пастернак Б. Из писем разных лет. Москва, «Правда», 1990. 61. Пастернак Б. Избранное: В 2-х томах. Москва, «Художественная литература», 1985. 62. Пастернак Б. Воздушные пути: проза разных лет. М., «Советский писатель», 1982. 63. Пастернак Б. Детство Люверс. Повести. Автобиографический очерк. Москва, «Детская литература», 1991. 64. Пастернак Б. Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов в переводе Бориса Пастернака. Москва, «Прогресс», 1966. 65. Пастернак Б. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. Москва. «Искусство», 1990. 66. Пастернак Б. Синий цвет: избранные стихи поэтов Востока и Запада. Москва, «Советская Россия», 1990. 67. Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, ТКО «АСТ» Олимп, 1996. 68. Пастернак Б. Анкеты, заявления, ходатайства (автобиография)1920. // Русская речь, 1992, №4. С. 38-39. 69. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Ленинград, «Советский писатель», 1990. 70. Пастернак Б. Не я пишу стихи. Москва, «Советский писатель», 1991. 71. Пастернак Б. Книга любви и верности. /Письма к Нине Табидзе. // Дружба народов, 1996, №7. 72. Пастернак Б. «Услышать будущего зов». Стихотворения. Поэмы. Переводы. Проза. Москва, «Школа - пресс», 1995. 73. Пастернак Б. «В плену у времени». Стихи. Москва, «Линор», 1996. 74. Пастернак Е.Б. Мир Пастернака. Москва. 1989. 75. Пастернак Е. Материалы для биографии. Москва, 1989. 76. Пастернак Е. Нобелевская премия Бориса Пастернака. // Новый мир. Москва, 1990, №2. С. 191-194. 77. Пастернак Е. На своём языке…/ сын об отце. // Слово. 1990. №8. С. 5-8. 78. Пастернак Ж. «PATIOR» // Знамя, 1990. №2. С. 189-193. 79. Поливанов К.М. Отечественная пастернакиана за 10 лет. // Новое литературное обозрение. Москва. 1993.№2. С. 256-261. 80. Пастернак Е.В., Пастернак Е.Б. Координаты лирического пространства. // Литературное обозрение. 1990, №3. С. 91-100. 81. Померанц Г. Любовь небесная и земная (центростремительное и центробежное): (о стихотворении «Магдалина») // Континент, 1997, №1. С. 306-317. 82. Померанц Г. Пробуждение чувства вестника. // Звезда, 1993, №2. С. 192. 83. Пятигорский А. Пастернак и «Доктор Живаго». // Пятигорский А. Избранные труды. Москва, 1996. С. 213-230. 84. Переписки Б.Пастернака. Москва. «Художественная литература», 1990. 85. Пастернаковские чтения. Пермь, 1990. 86. Рильке Р., Пастернак Б., Цветаева М. Письма 1926 года. Москва, «Книга», 1990. 87. Рыбаков В. Свеча на ветру. // Семья и школа, 1990, №2. С. 45-47. 88. Раскат импровизаций: Музыка в жизни и творчестве Бориса Пастернака. / Составитель Б.А.Кац. Москва, «Советский композитор», 1991. 89. Стариков Д. Уроки жизни // Д.Стариков. Свеча на ветру. Москва, 1966. С. 46-47. 90. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». Москва, 1996. 91. Суконик А. Ещё несколько слов о «Докторе Живаго». // Знамя, 1994. №4. С. 168-184. 92. Суриков В. Тайная свобода Юрия Живаго. // Московский Вестник. 1990, №3. С. 212-239. 93. Санникова Е. «Мело, мело по всей земле. во все пределы». Вечер памяти в Москве 1994г. // Русская мысль – La pensee Russe – Париж, 1994, 17-23 февраля. №4017. С. 16. 94. Страдание живой культуры. / К 100-летию со дня рождения Б.Л.Пастернака. // Наше наследие. 1990, №1. С. 37-63. 95. Советский энциклопедический словарь. / Под редакцией А.М.Прохорова.4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1990. 96. Фроловская М. Горящая свеча или страсти по Юрию. // Простор, 1988, №9. С. 194-200. 97. Якобсон Р.О. Заметки о прозе поэта Пастернака. // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. Москва, 1987. С. 324-338.
Содержание
1 Н.Ф.Овчинников, Б.Л.Пастернак – поиски призвания (от философии к поэзии). // Вопросы философии. М.,1990. №4 с.7.
[1]Б. Пастернак. Воздушные пути. М.: «Советский писатель»,1982, 2-е изд. [2] Б. Пастернак. Доктор Живаго. // «Новый мир» 1988, №1-4 3 Д.Урнов. Безумное превышение своих сил // «Правда», 22 апреля 1988.
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Вильнюс, 1988 г. 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты из прозы. М.: «Советский писатель», 1989 г. 3 В.М.Борисов, Е.Б.Пастернак. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. 1988.№6. с. 205-248. 4 Б. Пастернак. Собрание сочинений в 5-ти т. М.: «Худ. лит.», 1989-1992. 1 «Высокий стойкий дух» (переписка с М.В.Юдиной). // Новый мир, 1990, №2. С.176-190 1 Б. Пастернак. Не я пишу стихи. Москва: «Советский писатель», 1991 г. 1 Мир Пастернака. Москва: «Советский художник», 1989 год 1 Пастернаковские чтения. Пермь, 1990 г 2 В. Шекспир. Король Лир. Гамлет. Отелло./Вст. ст. и перевод Б. Пастернака. Москва: «Искусство», 1992 г. 3 О. В. Ивинская. «Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени». Москва:«Либрис», 1992 г.
1 Б. Пастернак. Книга любви и верности. / Письма к Нине Табидзе. // «Дружба народов» 1996 г., № 7 1 Советский энциклопедический словарь. Под/р А.М.Прохорова. 4-е изд. Москва, «Советская энциклопедия», 1990 г. С.1287. 2 Словарь иностранных слов. 18-е издание, стереотипное.М., «Русский язык», 1989. 1 Переписка Бориса Пастернака / Из письма к Е.Б.Пастернак. 12 марта 1942 года // Москва. «Художественная литература».1990, с.178 2 Там же. Из письма к О.Фрейденберг. 1 февраля 1946 года, с. 219 3 Там же. Из письма к Н.Я.Мандельштам. 26 января 1946 года, с. 207 1 Б.Пастернак. Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго». // «Знамя», №4, 1954. 1 Б.Пастернак. Доктор Живаго.Повести. Фрагменты прозы. М., «Советский писатель», 1989г. с.44 1 Б. Пастернак. Переписка с О. Фрейдснберг. С. 273-274. 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва: «Советский писатель», 1989 г. С. 9 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы.(Здесь и далее М., «Советский писатель», 1989г.) с.20 1 Б.Пастернак. Доктор Живаго. с.21 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 21 1 Т. Фроловская. Горящая свеча, или страсти по Юрию. // «Простор» 1988 г., №9. С. 199 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. С. 27 3 Б. Пастернак. Доктор Живаго. С. 77 1 Там же. С.71 2 Н.Иванова. Смерть и воскресение доктора Живаго. // «Юность» 1988 г., № 5. С. 79 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с.473 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с.382 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 163 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 137 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 313 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 30
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.с. 300 2 Там же. С. 303 3 Там же. С. 297
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 295 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 326 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 314 2 Там же. С. 298 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 300 2 Б.Пастернак. Доктор Живаго.с. 303 1 Б.Пастернак. Доктор Живаго. с. 321 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 375 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 404 1 А. Вознесенский. Свеча горела. // Правда 1988 г., 6 июня. с.4 1 К.Воробьев. Свеча человечности и правды. //К.Воробьев. Заметы сердца:из архива писателя. М.,1989 г. с. 61 1. Пастернак. Доктор Живаго. с. 21 2 Пастернак. Доктор Живаго. с. 155
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 154 2 Там же. С. 151 3 Там же. С. 165
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 272 2 Там же. с. 314 3 Там же. с. 315
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.. с. 314 2 Там же. с. 172 3 Там же. с. 329
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.. с. 374 1 JI. И. Толстой Анна Каренина. Москва «Худ. литература». 1985 г. с. 721. 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.с.328 1 Б.Пастернак. Доктор Живаго. с.328 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 340 2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 140 1 Б. Пасгернак. Доктор Живаго. с.303
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 137 2 Там же..с. 231 3 Там же. с. 231
1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с.304 1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.с. 304 2 Там же. с.327 [3] О.Верникович. Две вьюги. // Новая юность. 1994, № 4. с. 180
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|