Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы будем гибнуть откровенно.




Из этого стихотворения («Осень») мы видим, что герой прекрас­но

понимает, что его несет стихия на погибель, но он сознательно подчиняет­ся этому — «мы будем гибнуть откровенно».

              Поэзии Юрия Живаго не имеют полной последовательности в тематическом плане: цикл начинается стихотворением «Гамлет», в котором объединяются библейские и шекспировские мотивы. далее идут стихи о природе, человеческих отношениях, а потом Пастернак снова возвращается к библейской теме и т.д.

              Композиция цикла стихов напоминает композицию романа. который построен по принципу контрапункта. Контрапункт – это объединение относительно независимых сюжетных линий, которые сходятся и расходятся между собой и развиваются с разной скоростью.

              Романная форма контрапункта у Пастернака, Кафки, Джойса, Маркеса и других писателей наибольшим образом отвечала требованиям отображения противоречивой эпохи ХХ столетия, когда распались связи не только между людьми, а и между различными сферами бытия (природа и общество, человек и история, человек и общество и др.).

              Принцип контрапункта дал возможность художникам слова отразить картину дисгармонии мира. Но Пастернак нашёл форму не только романного, но и поэтического контрапункта в цикле «Стихи Юрия Живаго». Казалось бы, отдельно развиваются евангельская тема, линия любви, изменения в природе, но в поэзии контрапункт отражает не только общий распад, а и обновляет нарушенную целостность мира. Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, отстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Таким образом, автор утверждает идею гармонии в противовес разорванным связям.

Цикл стихов имеет кольцевую композицию с точки зрения

интерпретации библейного сюжета о страданиях Иисуса в Гефсиманском саду. Этот мотив звучит в стихотворении «Гамлет» в начале цикла и в конце – в «Гефсиманском саду». Гефсиманский сад – это символ размышления Христа о людях, о мире и своей Божьей обречённости, а еще это символ замешательства в душе Иисуса, когда в минуту слабости он обратился к Богу «…чтоб эта чаша смертия миновала…» Тема сомнений Христа объединяемая с темой сомнений Гамлета и Юрия Живаго: какую выбрать дорогу, смириться с неприятностями судьбы или дать им отпор, покориться миру фарисейства или до конца идти путём добра, совести и свободы? Если в первом стихотворении лирический герой ещё колеблется, чувствует себя очень одиноким в своих сомнениях и противоречиях, то в последнем стихотворении «Гефсиманский сад» лирический герой находит настоящую истину жизни и осмысленно делает свой выбор:

                            Но книга жизни подошла к странице,

                                 Которая дороже всех святынь.

                                 Сейчас должно написанное сбыться,

                                 Пускай же сбудется оно. Аминь.

                                 Ты видишь, ход веков подобен притче

                                 И может загореться на ходу.

                                 Во имя страшного его величья

                                 Я в добровольных муках в гроб сойду.

                                 Я в гроб сойду и в третий день восстану,

                                 И, как сплавляют по реке плоты,

                                 Ко мне на суд, как баржи каравана,

                                 Столетья проплывут из темноты.

              За такой кольцевой композицией цикла спрятана авторская мысль о том, что рождение человека (духовное рождество) происходит лишь тогда, когда человек начинает задумываться над смыслом своего бытия, сознательно выбирает свой путь. По мнению Пастернака, вся жизнь человека – это постоянный выбор своей моральной позиции. В конце цикла мы видим, что лирический герой прошёл путь от Рождества до Воскресения («Я в гроб сойду и в третий день восстану…»). Тут речь идет не только об Иисусе Христе, а и о смысле существования каждого человека. 

Я думаю приведенных здесь примеров достаточно, чтобы понять,

что в стихотворениях Юрия Живаго присутствуют те же самые стихи, которые были выделены в романе«Доктор Живаго». Я надеюсь, их разбора на основе романа вполне доста­точно, и в этой главе я хотела указать лишь на то, что они присутствуют и в стихах доктора Живаго.

              «Стихи Юрия Живаго» – это духовное завещание Пастернака своим потомкам.

              Необычайной творческой силой, которая даёт жизнь поэзии навсегда, стихотворения Юрия Живаго утверждают главную идею автора: смерти нет для того, кто оставляет после себя духовные ценности.

 


Выводы

Основной целью моей работы было рассмотреть и попытаться осмыслить, как отображается мотив стихии в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака. За основу ра­боты был взят роман «Доктор Живаго». Это было сделано по нескольким причинам. Во-первых, потому что роман писался не один год, он достаточно большой по объему, и автор вложил в него весь свой опыт, свой талант, тем более что это произведение, плюс ко всему, долго вынашивалось и обдумы­валось писателем. А во-вторых, потому что этот роман является как бы за­ключительным этапом творчества Пастернака, его самой большой и самой значимой, на мой взгляд, работой.

Действительно, мотив стихии проходит через все творчество Бо­риса Пастернака. Мы встречаемся со стихиями и в первых стихотворениях

автора, и в сборниках более поздних стихов, и в поэмах, и в прозе, и, конечно, в романе «Доктор Живаго».

В романе «Доктор Живаго» собраны все виды стихии, которые встречаются отдельно, в других произведениях Пастернака. В романе мы встречаем стихии грозы, метели, бурана, вьюги, огня, любви, страсти, творческого вдохновения, революции.

Все стихии, встречающиеся в произведениях Бориса Леонидовича Пастернака можно разделить на стихии природы и стихии, так сказать, человеческого мира, созданные людьми, касающиеся только людей. К стихиям природы можно отнести вьюгу, буран, метель, грозу, огонь. Из всего множества природных стихий у Пастернака встречаются именно эти. Причем они могут как переходить друг в друга (редкий падающий снежок переходит в снежный буран, буран — в метель), так и противостоять друг другу (противостояние стихий холода — метели, вьюги, бурана — стихии огня — свече). К человеческим стихиям относятся стихии любви, страсти, творческого вдохновения, стихия революции. Но ес­ли первые три индивидуальны, они захватывают каждого человека отдельно, то четвертая — стихия если не мирового масштаба, то, по крайней мере, госу­дарственного. Все стихии очень тесно связаны между собой, и нередко автор посредством одних отображает другие. Чаще всего природными стихиями (бурями, вьюгами) он выражает стихии, бушующие в душах людей (любовь, страсть, творчество), захватывающие государство (революция).

Эта стихийность позволяет автору живее и красочнее описывать происходящие события, дает возможность читателю окунуться в окружаю­щий мир, увидеть, почувствовать его. Через описания стихий Пастернак глу­боко раскрывает внутренний мир героев, их чувства и ощущения, их отно­шение к происходящему вокруг. Мне кажется, и сам автор был стихийным человеком, он чувствовал стихию, жил в ней. Ведь человек не испытавший, не прочувствовавший ее никогда не смог бы так точно, ярко описать ее. Я считаю, мотив стихии играет огромную роль в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака, и без него произведения автора были бы сухими и безжиз­ненными, даже, скорее всего их вообще бы не было, ведь представить скучно­го спокойного, монотонного Пастернака, по-моему, просто невозможно.

В чём же заключается значение Бориса Пастернака для русской и мировой литератур?

Он показал трагедию ХХ столетия через призму человеческих душ, воспроизвёл все переживания творческой личности, которая попала на перекрёсток зла и насилия, и смогла сохранить в себе свободу и живой дух. «Доктор Живаго»: живой – Живаго, «Во имя Духа Живаго…». Юрий Живаго, герой произведения, - доктор, он, несмотря ни на что, сохраняет в себе ощущение свободы, способность мыслить и любить. Но он не может жить в мире зла и насилия. Его смерть символична. Но Пастернак утверждает мысль, что дух человека остаётся жить и после смерти. Поэтому роман завершается стихами Юрия Живаго, которые несут свет высокой духовности и тем самым отрицают темноту и мрак жестокости.

Пастернак - лучшие традиции Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Гейне и Мицкевича. Он создавал философскую поэзию, насыщенную сложными вопросами эпохи, которые разрешал, прежде всего, с моральной позиции.

В творчестве Пастернака мы находим и отражение жизни в его реальных формах, и символические знаки, и футуристические поиски, и романтические мечтания, и импрессионистические зарисовки. Поэтому поэт не умещается в пространство одного какого-то метода или направления. Его творчество достаёт вершин мирового искусства и ставит автора на почётное место среди классиков ХХ столетия.

Мир Пастернака, явленный в его творчестве, ещё ждёт всестороннего исследования.

 


Список литературы.

1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

2. Архангельский А. «И только в том моя победа». // Дружба народов. 1987, №4. С.263-266.

3. Баевский В.С. Борис Пастернак – Лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.

4. Бак Д.П. «Доктор Живаго». Б.Л.Пастернака: функционирование лирического цикла в романном целом. // Пастернаковские чтения. Пермь, 1990.

5. Бахнов Л.В. С разных точек зрения Доктора Живаго. Москва, 1990.

6. Бердлев Н. Самопознание. Москва, 1990.

7. Берёзов Р. Свеча горела // Р Берёзов. Лебединая песня. Москва, 1991. С. 266-268.

8. Борисов В.М. Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. 1988, №6, С. 205-248.

9. Борисов В.М. Имя в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». // “Быть знаменитым некрасиво…” Пастернаковские чтения. Москва, 1992.

10. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. Москва, «Советский писатель», 1989.

11. Вегорек А. Литературные традиции в прозе Бориса Пастернака 20-30-х г.г. // Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х г.г. Москва, 1991, С. 48-54.

12. Верникович О. Две вьюги. // Новая юность. 1994, №4. С. 180-189.

13. Воздвиженский В.Т. Проза духовного опыта. // Вопросы литературы. 1988, №9, С. 82-102.

14. Вознесенский А. Свеча и метель. // Правда. 1988. 6 июня. С. 4.

15. Вознесенский А. Благовещизм поэта // Литературная газета. 1990. 7 февраля, №6. С. 5.

16. Воробьёв К. Свеча человечности и правды. // К.Воробьёв. Заметы сердца: из архива писателя. Москва, 1989. С. 61-63.

17. Газизова А.А. Синтез Живаго со смыслом (размышления о прозе Бориса Пастернака). Москва, 1990.

18. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа «Доктор Живаго». // Дружба народов, 1990, №3. С. 223-242.

19. Гордин Я. Поэт и хаос. // Нева. 1993, №4. С. 211-263.

20. Горелов П. Размышления над романом. // Вопросы литературы, 1988, №9, С. 54-81.

21. Горелик Л. «Пушкинский миф о метели» в повести Пастернака «Детство Люверс». // Русская филология: учёные записки. Смоленск, 1994. Том 1. С. 256-278.

22. Гусев В. Стихия и праздник жизни. // Литературная Россия. 1987, №43, 23 октября. С. 7.

23. Гусев В. Дума об идеале. // Неоконченные споры: Литературная полемика. Москва, 1990. С. 90-104.

24. Дубровина И.М. С верой в мировую гармонию. Образная система романа «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Серия 9. Москва, 1996, №1. С. 103-113.

25. Зайцев Б. Вечность. // Слово. 1990, №2. С. 50-51.

26. Исупов К.Г. «Доктор Живаго» как риторическая эпопея (об эстетической философии Б.Л.Пастернака). // Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

27. Ивинская О. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени. Москва, «Либрис», 1992.

28. Ким Е. Своеобразие сюжета и композиции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». // автореферат К.Ф.Н. / Москва, 1997.

29. Ким Е. Об особенностях организации повествования в романе Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго». // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997, №3. С. 20-32.

30. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб., 1996

31. Кондаков И.В. Роман «Доктор Живаго» в светской традиции русской культуры. Известия АН СССР. Серия: литература и язык. Москва, 1990, т. 49, №6. С. 527-540.

32. Константин, архимандрит (Зайцев). Несколько мыслей по поводу романа Пастернака. // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Москва, 1991. С. 432-445.

33. Кузнецова М. Так начинают жить стихом. (О поэзии Пастернака к 100-летию). // Библиотекарь. 1990, №2. С. 56-57.

34. Кушнер А. «И чем случайней, тем верней». // Аврора. 1990, №2. С. 12-21.

35. Лавров А.В. «Судьбы скрещенья»: теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго». // Новое литературное обозрение. Москва, 1993, №2. С. 241-255.

36. Летнёв А. Борис Пастернак. (К выходу поэмы «1905 год»). // А.Летнёв. Литературные будни. Москва, 1989. С. 310-313.

37. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». // Б.Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва, «Советский писатель», 1989. С. 5-16.

38. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. 1988, №1. С. 5-10.

39. Лобыцина М. Кто вы, доктор Живаго? // Знамя. Москва, 1993, №5. С. 204-208.

40. Лобыцина М.В. Герой и прототип в романе «Доктор Живаго». // Начало: сборник работ молодых ученых. Москва, 1993. Вып.2, С. 210-216.

41. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Москва, 1996.

42. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. Москва, 1994.

43. Магомедова Д. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // «Быть знаменитым не красиво…» Пастернаковские чтения. Москва, 1992.

44. Маневич Г.И. «Доктор Живаго», как роман о творчестве. // Оправдания творчества, 1990. С. 61-135.

45. Маргвелашвилли Т.С. С бурей и ветром в лад. // Единство. 1972, №5. С. 343.

46. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. Москва, «Советская Россия», 1990.

47. Мир Пастернака. Москва, «Советский художник», 1989.

48. Мережковский Д. В тихом омуте. Москва, 1991.

49. Меркулова Т.И. Об экзистенциальности художественного восприятия Бориса Пастернака. // Филологические науки, Москва, 1992, №2. С. 3-11.

50. Муравина Н. «Доктор Живаго» и его истолкователи. // Русская мысль – La pensee RUSSE – Париж, 1991, 4 октября. С. 15.

51. Муравьёва И. «Свеча горела»: «мысль семейная» в романе Б. Пастернака. // Русская мысль – La pensee Russe – Париж, 1991, 26 апреля. С. 11.

52. Озеров Л. «Припомнить жизнь». // Советская музыка. 1990, №2. С. 23-30.

53. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Литература», Москва, «Знание», 1990, №1.

54. Орлицкий Ю.Б. «Доктор Живаго», как проза поэта: опыт экстраполяции одного якобсоновского термина. // Материалы международного конгресса: 100 лет Р.О.Якобсону. Москва, 1996.

55. Овчинников Н.Ф. Б.Л.Пастернак – поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, Москва, 1990, №4. С. 7-22.

56. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В пяти томах. Москва, «Художественная литература», 1989-1992.

57. Пастернак Б. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва, «Советский писатель», 1989.

58. Пастернак Б. Доктор Живаго. Москва, «Книжная палата», 1989

59. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Переводы. Москва, «Правда», 1990.

60. Пастернак Б. Из писем разных лет. Москва, «Правда», 1990.

61. Пастернак Б. Избранное: В 2-х томах. Москва, «Художественная литература», 1985.

62. Пастернак Б. Воздушные пути: проза разных лет. М., «Советский писатель», 1982.

63. Пастернак Б. Детство Люверс. Повести. Автобиографический очерк. Москва, «Детская литература», 1991.

64. Пастернак Б. Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов в переводе Бориса Пастернака. Москва, «Прогресс», 1966.

65. Пастернак Б. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. Москва. «Искусство», 1990.

66. Пастернак Б. Синий цвет: избранные стихи поэтов Востока и Запада. Москва, «Советская Россия», 1990.

67. Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, ТКО «АСТ» Олимп, 1996.

68. Пастернак Б. Анкеты, заявления, ходатайства (автобиография)1920. // Русская речь, 1992, №4. С. 38-39.

69. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Ленинград, «Советский писатель», 1990.

70. Пастернак Б. Не я пишу стихи. Москва, «Советский писатель», 1991.

71. Пастернак Б. Книга любви и верности. /Письма к Нине Табидзе. // Дружба народов, 1996, №7.

72. Пастернак Б. «Услышать будущего зов». Стихотворения. Поэмы. Переводы. Проза. Москва, «Школа - пресс», 1995.

73. Пастернак Б. «В плену у времени». Стихи. Москва, «Линор», 1996.

74. Пастернак Е.Б. Мир Пастернака. Москва. 1989.

75. Пастернак Е. Материалы для биографии. Москва, 1989.

76. Пастернак Е. Нобелевская премия Бориса Пастернака. // Новый мир. Москва, 1990, №2. С. 191-194.

77. Пастернак Е. На своём языке…/ сын об отце. // Слово. 1990. №8. С. 5-8.

78. Пастернак Ж. «PATIOR» // Знамя, 1990. №2. С. 189-193.

79. Поливанов К.М. Отечественная пастернакиана за 10 лет. // Новое литературное обозрение. Москва. 1993.№2. С. 256-261.

80. Пастернак Е.В., Пастернак Е.Б. Координаты лирического пространства. // Литературное обозрение. 1990, №3. С. 91-100.

81. Померанц Г. Любовь небесная и земная (центростремительное и центробежное): (о стихотворении «Магдалина») // Континент, 1997, №1. С. 306-317.

82. Померанц Г. Пробуждение чувства вестника. // Звезда, 1993, №2. С. 192.

83. Пятигорский А. Пастернак и «Доктор Живаго». // Пятигорский А. Избранные труды. Москва, 1996. С. 213-230.

84. Переписки Б.Пастернака. Москва. «Художественная литература», 1990.

85. Пастернаковские чтения. Пермь, 1990.

86. Рильке Р., Пастернак Б., Цветаева М. Письма 1926 года. Москва, «Книга», 1990.

87. Рыбаков В. Свеча на ветру. // Семья и школа, 1990, №2. С. 45-47.

88. Раскат импровизаций: Музыка в жизни и творчестве Бориса Пастернака. / Составитель Б.А.Кац. Москва, «Советский композитор», 1991.

89. Стариков Д. Уроки жизни // Д.Стариков. Свеча на ветру. Москва, 1966. С. 46-47.

90. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». Москва, 1996.

91. Суконик А. Ещё несколько слов о «Докторе Живаго». // Знамя, 1994. №4. С. 168-184.

92. Суриков В. Тайная свобода Юрия Живаго. // Московский Вестник. 1990, №3. С. 212-239.

93. Санникова Е. «Мело, мело по всей земле. во все пределы». Вечер памяти в Москве 1994г. // Русская мысль – La pensee Russe – Париж, 1994, 17-23 февраля. №4017. С. 16.

94. Страдание живой культуры. / К 100-летию со дня рождения Б.Л.Пастернака. // Наше наследие. 1990, №1. С. 37-63.

95. Советский энциклопедический словарь. / Под редакцией А.М.Прохорова.4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1990.

96. Фроловская М. Горящая свеча или страсти по Юрию. // Простор, 1988, №9. С. 194-200.

97. Якобсон Р.О. Заметки о прозе поэта Пастернака. // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. Москва, 1987. С. 324-338.      

   

   

 


Содержание

I Введение………………………………………………………… 3
II Главная часть. Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”……………………………………………….   15
  1. Поэтический образ бытия в романе “Доктор Живаго”…… 15
  2. Гуманистический смысл цикла “Стихотворения Юрия Живаго”………………………………………………………….   59
III Выводы…………………………………………………………. 77
  Список литературы…………………………………………….. 81

 


1 Н.Ф.Овчинников, Б.Л.Пастернак – поиски призвания (от философии к поэзии). // Вопросы философии. М.,1990. №4 с.7.

 

[1]Б. Пастернак. Воздушные пути. М.: «Советский писатель»,1982, 2-е изд.

[2] Б. Пастернак. Доктор Живаго. // «Новый мир» 1988, №1-4

3 Д.Урнов. Безумное превышение своих сил // «Правда», 22 апреля 1988.

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Вильнюс, 1988 г.

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты из прозы. М.: «Совет­ский писатель», 1989 г.

3 В.М.Борисов, Е.Б.Пастернак. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. 1988.№6. с. 205-248.

4 Б. Пастернак. Собрание сочинений в 5-ти т. М.: «Худ. лит.», 1989-1992.

1 «Высокий стойкий дух» (переписка с М.В.Юдиной). // Новый мир, 1990, №2. С.176-190

1 Б. Пастернак. Не я пишу стихи. Москва: «Советский писатель», 1991 г.

1 Мир Пастернака. Москва: «Советский художник», 1989 год

1 Пастернаковские чтения. Пермь, 1990 г

2 В. Шекспир. Король Лир. Гамлет. Отелло./Вст. ст. и перевод Б. Пастернака. Москва: «Искусство», 1992 г.

3 О. В. Ивинская. «Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени».

Москва:«Либрис», 1992 г.

 

1 Б. Пастернак. Книга любви и верности. / Письма к Нине Табидзе. // «Друж­ба народов» 1996 г., № 7

1 Советский энциклопедический словарь. Под/р А.М.Прохорова. 4-е изд. Москва, «Советская энциклопедия», 1990 г. С.1287.

2 Словарь иностранных слов. 18-е издание, стереотипное.М., «Русский язык», 1989.

1 Переписка Бориса Пастернака / Из письма к Е.Б.Пастернак. 12 марта 1942 года // Москва. «Художественная литература».1990, с.178

2 Там же. Из письма к О.Фрейденберг. 1 февраля 1946 года, с. 219

3 Там же. Из письма к Н.Я.Мандельштам. 26 января 1946 года, с. 207

1 Б.Пастернак. Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго». // «Знамя», №4, 1954.

1 Б.Пастернак. Доктор Живаго.Повести. Фрагменты прозы. М., «Советский писатель», 1989г. с.44

1 Б. Пастернак. Переписка с О. Фрейдснберг. С. 273-274.

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва: «Совет­ский писатель», 1989 г. С. 9

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы.(Здесь и далее М., «Советский писатель», 1989г.) с.20

1 Б.Пастернак. Доктор Живаго. с.21

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 21

1 Т. Фроловская. Горящая свеча, или страсти по Юрию. // «Простор» 1988 г., №9. С. 199

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. С. 27

3 Б. Пастернак. Доктор Живаго. С. 77

1 Там же. С.71

2 Н.Иванова. Смерть и воскресение доктора Живаго. // «Юность» 1988 г., № 5. С. 79

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с.473

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с.382

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 163

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 137

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 313

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 30

 

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.с. 300

2 Там же. С. 303

3 Там же. С. 297

 

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 295

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 326

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 314

2 Там же. С. 298

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 300

2 Б.Пастернак. Доктор Живаго.с. 303

1 Б.Пастернак. Доктор Живаго. с. 321

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 375

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 404

1 А. Вознесенский. Свеча горела. // Правда 1988 г., 6 июня. с.4

1 К.Воробьев. Свеча человечности и правды. //К.Воробьев. Заметы сердца:из архива писателя. М.,1989 г. с. 61

1. Пастернак. Доктор Живаго. с. 21

2 Пастернак. Доктор Живаго. с. 155

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 154

2 Там же. С. 151

3 Там же. С. 165

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 272

2 Там же. с. 314

3 Там же. с. 315

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.. с. 314

2 Там же. с. 172

3 Там же. с. 329

 

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.. с. 374

1 JI. И. Толстой Анна Каренина. Москва «Худ. литература». 1985 г. с. 721.

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.с.328

1 Б.Пастернак. Доктор Живаго. с.328

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 340

2 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 140

1 Б. Пасгернак. Доктор Живаго. с.303

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с. 137

2 Там же..с. 231

3 Там же. с. 231

 

 

 

 

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго. с.304

1 Б. Пастернак. Доктор Живаго.с. 304

2 Там же. с.327

[3] О.Верникович. Две вьюги. // Новая юность. 1994, № 4. с. 180

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...