Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гомилетические труды протоиерея Григория Дьяченко




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

ТОБОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Кафедра церковно-практическая

 

Обзор литературы XIX-XX веков по гомилетике. Краткая характеристика и элементы проповедничества, приемлемые для современного времени

 

 

Дипломная работа

студента 5 курса

Решетникова Александра

Научный руководитель:

преподаватель

игумен Фотий (Евтихеев),

кандидат богословия

 

Тобольск

 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Церковная проповедь в России в XIX-XX веках

Проповедь на рубеже XIX-XX веков, в революционный и после революционный период

Церковная проповедь во 2-ой половине XX веке

Церковная проповедь в России в современных условиях

Глава 2. Яркие проповедники Русской Православной Церкви XIX-XX столетий

2.1 Проповедники и направление в проповеди в XIX веке

Видные проповедники в дореволюционный и после революционный период

Российские проповедники военного и после военного времени (40-80-е годы)

Проповедники современного времени

Глава 3. Обзор гомилетических трудов XIX-XX столетий

Гомилетические труды протоиерея Григория Дьяченко

«Энциклопедия проповеди» протоиерея Иоанна Толмачева

Руководство по гомилетике архиепископа Аверкия (Таушева)

Теория церковной проповеди епископа Полоцкого и Глубоковского Феодосия

Заключение

Библиографический список используемой литературы


Введение

 

Церковная проповедь всегда была неотъемлемой частью богослужения. Первым Проповедником в новозаветной Церкви был Сам Господь Иисус Христос. Господь не только учил народ, но и повелел учить и проповедовать Евангелие своим ученикам, говоря им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19).Это повеление Господне относится не только к апостолам, но и ко всем христианам.

Каждый христианин должен быть своего рода проповедником, но главными проповедниками всегда были епископы и пресвитеры. Об этом говориться в 58-м апостольском правиле: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен».

Церковная проповедь во все времена была одним из главных средств нравственного воспитания и духовного наставления христианского общества. Если в первых общинах проповедь была похожа на собеседование, то в настоящее время проповедь это целая ораторская наука, которая имеет свое название - гомилетика.

Проповедь, призывающая людей ко спасению, развивается на протяжении всего исторического процесса. Вырабатываются гомилетические пособия, применяются новые ораторские приемы, изменяется содержание проповедей, но суть проповеди остается одна - продолжение дела Христа и раскрытие Его учения.

Характерной чертой проповеди является то, что она всегда отражала и отражает нравственное состояние общества. Изучая проповеди разных лет, можно проследить в каком состоянии находилось Церковь, народ и государство.

Целью данной работы является попытка рассмотреть литературно-гомилетическое наследие XIX-XX веков. Проследить, как влияют исторические события на тематику проповедей, а так же познакомиться с выдающимися проповедниками XIX-XX столетий и их трудами.

Главными источниками для написания работы являются слова, проповеди, речи и поучения проповедников XIX-XX веков. Автор постарается сделать аналитическую оценку трудов рассматриваемого времени.


Глава 1. Церковная проповедь в России в ХIХ-ХХ веках

 

Проповедь на рубеже ХIХ-ХХ веков, в революционный и после революционный период

 

К концу ХIХ столетия Россия была процветающим монархическим государством. В стране быстрыми темпами увеличивалось сельское хозяйство, шло строительство железных дорог, открывались новые светские и духовные учебные учреждения, велась торговля с другими странами. Православная Церковь занимала господствующее положение в стране. Повсюду строились новые храмы и монастыри, открывались при церквях богадельни и детские приюты.

На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия была втянута в водоворот бурных исторических событий. По всей стране в последние два десятилетия уходящего века увеличивалось число отпадений из Православия в секты, бытовало пьянство, обычным явлением стало отчуждение и пренебрежение к Церкви и её Таинствам. Большая часть интеллигенции разделяла антирелигиозные и антицерковные взгляды. Многие революционные кружки вели антимонархическую пропаганду, призывая народ к революции. Взрывы, покушения и убийства царили по крупным городам России. Знаменитый проповедник протоиерей Иоанн Восторгов, живший на рубеже двух веков, говорил, что народ ведет себя распущенно, православные пьянствуют, среди людей царят ссоры, сплетни, осуждения. Православные холодны к своей вере, не уважают духовенство, сочиняют про него грязные и глупые рассказы.

Церковь не могла спокойно относиться ко всему происходящему в России. Пастыри с церковного амвона обличали общество и призывали народ к покаянию и исправлению. Священники создавали специальные кружки по борьбе с алкоголизмом, выпускали брошюры, в которых говорилось о вреде алкоголя. Проводили публичные лекции, в которых показывали недостатки большинства людей такие как: игра в карты, пьянство, распад семей, разводы, хождение в бары, публичные дома. Особое внимание проповедники уделяли на борьбу с революционными кружками и сектами. Они призывали верующих держаться как можно дальше людей, которые настроены против царя и Православной Церкви. Проповедь в России приобрела в это время нравоучительный, экзегетический и апологетический характер.

В начале ХХ века Россия испытывает промышленный и экономический кризис. Во многих слоях общества возрастало недовольство и осуждение политики государства. Разлад, осуждение и недовольство правлением императора явились хорошей почвой для роста и развития многих антигосударственных кружков. Революционеры активно вели свою пропаганду во всех слоях населения, призывая людей к восстаниям и к расправе над царём. Поражение России в Русско-Японской войне 1904-1905 годов ещё в большей степени подорвало авторитет правительства.

В обществе складывалось мнение, что Россия не способна воевать даже с маленькими странами, как Япония. Недовольство, накопившееся в обществе, вылилось в массовые беспорядки, забастовки, погромы, столкновения с полицией, которые получили в истории название Революция 1905 года. Только благодаря армии и новым законам удалось усмирить народ.

Большую роль в примирении царя и народа сыграла Церковь.

Во время Русско-Японской войны во всех храмах России звучали проповеди, призывающие народ на борьбу с врагом. Военные священники перед началом крупных сражений ободряли солдат, говоря: «Нужно уповая на Бога принять всю тяжесть войны. Нужно не жалеть ни сил, ни средств, ни жизни, чтобы не посрамить Креста Господня, Родины и веры Православной». Слово священника придавало воинам мужество и веру в помощь Божию. Пример веры и мужества солдат - это героическая оборона Порт-Артура.

Внутри страны священники пытались умиротворить возмущения и волнения среди народа. Проповедники предупреждали верующих, говоря, что источником всех нестроений и раздоров является революционное движение и его идеи: «Стыдитесь клеветники России! Остановите грязный поток изрыгаемой на неё хулы, остановите ваш похоронный лицемерный плач о ней! Она жива, Россия и народ, её создавший, она не брошена своими детьми, она ими любима и будет любима вовеки. Она имеет таких защитников, таких детей, которые с радостью отдадут ей все дорогое, до последней капли крови, до последнего биения сердца, до последнего вздоха жизни» - говорил в проповеди протоиерей Иоанн Восторгов. В страшные дни Революции 1905 года Церковь призывала восставших образумиться и прекратить протестовать против императора. Церковь старалась примирить царя с народом.

Революция 1905 года послужила толчком для проведения новых реформ государством. Впервые в России создана государственная Дума, в состав которой вошли представители разных политических партий. Рабочие благодаря новым реформам получили сокращенный рабочий день, повышение заработной платы, легализацию профсоюзов и т.д. Вскоре Россия стала вновь испытывать экономический подъём. В стране на несколько лет воцарился мир и спокойствие.

июня 1914 года началась Первая Мировая война. Россия со своими союзниками Англией и Францией вступила в войну против Германии, Австро-Венгрии и Турции. Военные действия приобрели затяжной характер. За два года участия в войне Россия потеряла 2 миллиона человек убитыми, около 5 миллионов человек раненными и около 2 миллионов - пленными. Слабое вооружение солдат, злоупотребления чиновников, ухудшение продовольственного положения в стране - все это вызывало недовольство и волнение у русского народа. В столице, а затем и в других городах начались уличные беспорядки. Народ, подзадоренный революционерами, выходил на улицы города с лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!» Народные волнения и недовольства обернулись для нашей страны страшной катастрофой. В 1917 году произошли две кровавых революции, было упразднено самодержавие, к власти пришли антицерковно настроенные большевики. Эти события послужили началом гражданской войны. По всей стране прокатилась волна Красного террора, начались массовые расстрелы и аресты десятков тысяч невинных людей. Для Церкви наступили трудные времена. Временное правительство, а затем и большевики, став у руля правления страной, стали вести политику, направленную против Церкви. У Церкви отняли сначала все приходские общеобразовательные школы, а затем вообще ликвидировали возможность духовного образования в стране. Декретом «О свободе совести» Советская власть отделила Церковь от государства. Политика нового правительства была направлена на то, чтобы дать понять Церкви, что она воспринимается как враг Государству.

Несмотря на притеснения и гонения православия, в жизни Церкви произошли положительные перемены.

В августе 1917 года впервые за 200 лет в Москве начал свою работу Поместный Собор. На Соборе было разрешено множество вопросов, накопившихся за несколько столетий. Поместный собор оздоровил и укрепил Русскую Православную Церковь. Главным событием Собора явилось избрание патриарха. Поместный Собор явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он провёл рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Постановления Собора послужили Русской Церкви на её многотрудном пути твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении крайне сложных проблем, которые в изобилии ставила перед нею жизнь.

Уже в предреволюционные годы в России происходит возрождение церковного проповедничества, которое продолжалось и после Революции 1917 года и задавлено только террором 30-годов. Проповедь звучала не только в стенах храмов, кроме этого издавались журналы и газеты на религиозные темы. Печатались и распространялись среди народа брошюры с поучениями и проповедями известных священников. При приходах создавались православные братства, которые занимались нравственно-религиозным просвещением среди сельского и городского населения. Пастыри в проповедях призывали народ к послушанию к Богу, Церкви и государству. Историк И.К Смолич, рассматривавший состояние Русской Православной Церкви на рубеже ХIХ-ХХ веков пишет: «Проповедовать в сельском приходе было труднее, чем в кафедральном соборе. Сельские прихожане были более внимательными, чем прихожане губернского города. Например, светские дамы посещали церковные службы, но как только начиналась проповедь, они сразу покидали храм». Отсюда видно, что труды сельских священников были более успешнее, чем городских. Но, несмотря на усилия пастырей по воцерковлению людей, общество в целом было далеко от Церкви. Голос церковных проповедников не воспринимался в серьёз, на Церковь смотрели, как на отросток государственной власти, её православное ведомство.

Кардинальные изменения в проповедничестве произошли благодаря созыву Поместного Собора. На Соборе большое значение было уделено вопросу о церковной проповеди. Собором было постановлено читать во всех храмах проповедь на всех богослужениях, а не только по воскресным дням и великим праздникам, как это было до революции.

Теперь проповедническая миссия возлагалась не только на епископов и священников, но и на церковнослужителей низшего ранга. Отныне на приходе священник мог благословлять на ношение стихаря и на проповедь мирян, которые были должным образов богословски подготовлены и могли вести проповедь. Это было как раз признанием того, что среди мирян было немало людей достойных быть свидетелями Слова Божия. Миряне активно подключились к церковной жизни. Новые рекомендации, принятые на Соборе, значительно улучшили качество церковной проповеди. В дни гражданской войны, когда всюду царили хаос, убийства и насилие, Православная Церковь всеми силами старалась примирить русский народ и прекратить братоубийственную войну. «Довольно братской крови, довольно злобы и мести. Даже и те, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос совести, остановитесь хотябы во имя человеколюбия» - такими словами Поместный Собор, проходивший в Москве, призвал русский народ к миру. Благодаря воззваниям Патриарха к миру большинство русского народа стало воспринимать гражданскую войну не как что-то новое, а как трагедию для России, как братоубийственную войну.

В годы страшного голода, который начался в 1921 году, Православная Церковь в лице Патриарха обращалась с призывом к мировой общественности помочь умирающей от голода России. Священники в своих проповедях призывали верующих протянуть руку помощи всем нуждающимся братьям и сестрам, не жалеть для ближних ничего, деля с ними и кусок хлеба, и одежду. Благодаря призывам многих священников удалось собрать огромные суммы для нужд голодающих. Это подтверждает, что проповедь имела немалое влияние на верующих.

В 30-х годах Советское правительство устроило террор против Церкви. По всей России закрываются и рушатся храмы, убивают и ссылают в лагеря священнослужителей, всюду ведется антицерковная пропаганда. Государство пытается уничтожить духовенство не только физически, но и поселить нестроения и вражду внутри самой Церкви. Так при поддержке властей возникает раскольническая группировка обновленцев, которая внесла в жизнь мирян и духовенства большие разногласия.

В годы террора церковная проповедь в России умолкает. Пастыри зачастую просто боятся поучать народ, опасаясь за свою жизнь. Но все же находились священники и епископы, которые не оставляли свое пастырское дело. Церковная проповедь была направлена на защиту православия и борьбу с лжеиерархией «живой церкви». Церковь устами многих своих пастырей научала верующих доброй христианской жизни. Многие священники в эти страшные годы были замучены и расстреляны за свою проповедническую деятельность.

Гонения на Церковь в предвоенные годы усилились еще в большей степени. Неслыханный террор разыгрался по всей России. От сталинских репрессий пострадали миллионы людей принадлежавших к разным слоям населения. В Советском Союзе уничтожались все представляющие опасность власти И.В. Сталина. Чудовищный удар в эти страшные годы был нанесен по Русской Православной Церкви. «Союз воинствующих безбожников» поставил своей целью в течение пяти лет искоренить религию в Советском Союзе полностью. С 1937 года начинаются массовые аресты духовенства. Священников обвиняют в заговорах, шпионаже, саботаже, терроре. Идет массовое закрытие храмов. К концу 40-х годов по всему Советскому Союзу оставалось всего около 100 действующих храмов. Гонения на Церковь утихают только с началом Великой Отечественной войны.

июня 1941 года фашистская Германия нападает на Советский Союз. Начинается Великая Отечественная война. В годы войны Православная Церковь играла немалую роль в борьбе с врагом. Митрополит Сергий (Страгородский), первый, кто призвал русский народ на борьбу с фашистами. В своём послании митрополит призвал людей встать на защиту своей Родины, а также повелел всем священнослужителям Церкви Христовой участвовать в войне и духовно окормлять воинов на поле брани. Пастыри на протяжении всей войны ободряли и укрепляли многих верующих воинов. Сам митрополит Сергий в своих посланиях обличал оккупантов за их злодеяния, за пролитие невинной крови, за осквернение и разорение религиозных и национальных святынь. В военные годы лучшие проповеди отечественных проповедников печатались в журнале Московской Патриархии. Патриотическая деятельность Православной Церкви и ее священнослужителей в годы Великой Отечественной войны была по достоинству оценена Советским правительством. Целый ряд архипастырей и пастырей получили медали за участие в войне. Проповедь внесла свой весомый вклад в победу над фашисткой Германией.

 

. Церковная проповедь во 2-й половине ХХ века

 

В послевоенные годы в жизни Православной Церкви происходят некоторые изменения. Советское Правительство за заслуги Церкви перед Отечеством в годы войны даровало духовенству некоторые права и свободы. Еще во время Отечественной войны во многих епархиях открываются новые приходы, возобновляют свою деятельность Духовные академии и семинарии, издается церковный журнал. Во 2-й половине ХХ века постепенно растет число верующих, резко увеличивается количество посещающих храмы. Храмы переполнены молящимися, особенно женщинами, которые потеряли на войне мужей и сыновей. В Церкви люди искали и находили утешение.

В 1953 году после смерти И.В. Сталина к власти в стране приходит Никита Сергеевич Хрущев. В жизни страны произошли перемены, которые получили название «Оттепель». В годы правления Н.С. Хрущева из тюрем выходят многие епископы и священники. Благодаря замещению вдовствующих кафедр вышедшими на свободу епископами, Церковь духовно оздоровилась и стала сильнее. Духовенство активно вступает во всемирные организации, ведет диалог с другими Церквями, принимает участие в Международных конференциях. К концу 60-х годов в нашей стране обнаружились явления, которые были чреваты осложнениями взаимоотношений между Церковью и государством. Развенчанием «культа личности» Сталина, Н.С. Хрущев вызвал явное недовольство в партийно-номенклатурных кругах, поэтому ему важно было последовательным проведением антицерковной компании убедить сталинистов в том, что он твердо стоит на партийных позициях. Политическая «оттепель» как раз и послужила своеобразным камуфляжем запланированной компании по борьбе с Церковью. По его указаниям в печати усилились нападки на Церковь, Христианство. Проводя политику Хрущева в жизнь, советские газеты и журналы заполнились антирелигиозными статьями с кощунственными выпадами против святынь. Нужно отметить, что гонения на Церковь во 2-й половине ХХ века продолжались вплоть до прихода к власти М.С. Горбачева, но эти гонения проходили без кровопролития и почти без арестов.

Послевоенные годы проповедь поднимается на новый уровень. Пастыри в своих проповедях утешают верующих, потерявших на войне близких людей. Постепенно в церквях увеличивается число прихожан, многие из которых раньше придерживались атеистических взглядов. Поэтому пастыри стараются чаще произносить проповеди катехизического и экзегетического характера, в которых разъясняют прочитанные и пропетые за богослужением стихиры, тропари, канон. Особое внимание в проповедях уделялось рассказам житий святых, память, которых праздновалась в тот или иной день. Этим они стремились просветить людей в вопросах веры. В журнале Московской Патриархии печатались пособия по гомилетике для приходских священников. В этих пособиях для начинающих проповедников приведены правила для составления проповедей, раскрывается роль и значение проповеди в жизни Церкви, показывается духовная природа проповеди. Эти пособия по гомилетике способствовали повышению уровня проповедничества в Русской Православной Церкви.

Благодаря проповеднической деятельности пастырей многие люди, воспитывавшиеся в советском атеистическом государстве, вернулись в Церковь Христову.

Церковная проповедь в России в современных условиях

 

Празднование 1000-летия крещения Руси изменило отношение светского государства и народа к православной Церкви. Многие люди вернулись к религии своих православных предков. Советское правительство, а позже после краха СССР, Российское правительство активно помогало и помогает Русской Православной Церкви. Повсюду началась реставрация старых и строительство новых храмов, восстановление древних монастырей, открытие духовных учебных учреждений. Государством возвращены великие святыни, отнятые у Церкви в годы гонений.

На сегодняшний день Русская православная Церковь самая крупная религиозная организация в России, на которую государство и общество возлагает огромные надежды духовно-нравственного воспитания Русского народа.

Поддержание хороших отношений между Церковью и государством положительно отразилось на развитии церковной проповеди. Проповедники получили возможность нести Слово Божие за приделы церковной ограды: в школах, в высших и средних учебных заведениях, на научных конференциях, в больницах, тюрьмах, детских домах, реабилитационных центрах для больных наркоманией и алкоголизмом. Для успешного и быстрого распространения проповеди пастыри используют новые технологии и достижения научно-технического прогресса: интерактивные лекции в режиме презентации, православные сайты в Интернете, на которых размещаются поучения и проповеди выдающихся проповедников, проводятся форумы на церковную и около церковную тематику. Выпускаются аудио и видео кассеты духовного содержания. Священники все чаще участвуют на радио и телевидении в различных публицистических передачах. Создаются православные каналы и передачи в средствах массовой информации. Сейчас Православная церковь заботится, чтобы голос Православной церкви был слышен во всем мире. Роль проповеди поднимается на новый уровень.

Глава 2. Яркие проповедники Русской Православной Церкви XIX-XX столетий

 

Проповедники и направление в проповеди в XIX веке

 

В XIX веке было много замечательных проповедников, которые являются яркими личностями. Пастыри этого столетия не просто произносили проповеди экзегетического, догматического и нравственного характера, подавая верующим добрые советы и наставления. Они смотрели на проповедь, как на силу, захватывающую и нравственно регулирующую весь строй общественной, государственной, личной и домашней жизни. Проповедники на примере ярких, убедительных и в тоже время повседневных жизненных ситуациях показывали недостатки общества и тем самым старались исправить людей и научить их жить по-христиански, жить с Богом.

К выдающимся проповедникам XIX века относятся такие церковные деятели, как Святитель Филарет Московский - подвижник благочестия, гениальный деятель, исполин мысли и слова; архиепископ Иннокентий Херсонский, оставивший после себя более 500 проповедей; Яков Кузьмич Амфитеатров - преподаватель Церковной словесности, оставивший после себя 17 бесед, отличающихся искренностью, простотой, церковно-библейским духом; архиепископ Филарет Черниговский - богослов-догматик, историк и археолог, оставивший после себя несколько сборников кратких проповедей, обращенных на сердце и чувства слушателей; архиепископ Евсевий Могилевский; Протоиерей Родион Путятин - выдающийся проповедник, преподаватель словесности, оставил после себя более 300 кратких поучении. Его проповеди современники сравнивали с уроками и наставлениями отца к детям согретыми теплым чувством и любовью; епископ Иоанн Смоленский оставил после себя ряд проповедей публицистического характера, отличающихся простотой, искренней любовью, трогательностью; митрополит Макарий Московский - знаменитый русский богослов и церковный историк, оставивший после себя более 200 проповедей; протоиерей Алексий Белоцветов оставил ряд проповедей кратких по объему, наполненных живостью и теплым чувством; протоиерей Василий Нордов; архиепископ Херсонский Димитрий - талантливый, усердный проповедник, оставивший полное собрание своих проповедей в 5 томах; святитель Феофан Затворник и многие, многие другие.

 

Видные проповедники в дореволюционный и после революционный период.

 

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908)

Валентин Николаевич Амфитеатров родился в селе Высоком Орловской губернии. Происходил он из потомственного священнического рода.

В 1860 году после окончания семинарии Валентин Амфитеатров был рукоположен в сан иерея и назначен на приход настоятелем в Калужский Благовещенский храм. Затем был переведен настоятелем храма Поливановской учительской семинарии. В 1874 году протоирей Валентин назначен настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля.

Последние десятилетия XIX века были временем духовного упадка. Многие московские храмы по большей части пустовали, но в храмах, в которых нес свое пастырское служение протоиерей Валентин, всегда было людно - к выдающемуся проповеднику и духовнику шли со всей Москвы. Народ стекался в храм помолиться, открыть свою душу батюшке и послушать назидательные проповеди. «Отец Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума…» - пишет о протоиерее Валентине современник Евгений Поселянин. К концу жизни отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря. Будучи слепым батюшка продолжал диктовать свои проповеди под запись.

июня 1908 года отец Валентин мирно отошел ко Господу. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. После смерти протоиерея Валентина Амфитеатрова были изданы сборники его проповедей: «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах» (1909), «Великий пост. Духовные поучения» (1910), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910) и другие. Но большинство книг не увидели свет - рукописи сгорели при пожаре Очаковского дома в 1970 году.

Проповеди протоиерея Валентина Амфитеатрова отличаются краткостью, простотой, доступностью для понимания. Тематика проповедей разнообразна. В его сборнике встречаются проповеди экзегетического, догматического, нравоучительного и богословского характера. При раскрытии той или иной темы проповедник заимствует исторические примеры из Библии и житий святых, а также приводит случаи из повседневной жизни. Его поучения наполнены искренностью и теплотой.

Поучение о. Валентина Амфитеатрова о Царствии Божием

«Ищите прежде Царствия Божия». Эти слова вы слышали из Евангелия, читанного нынче за литургией, и принадлежат они Господу нашему Иисусу Христу. Спаситель сказал, что люди заботятся о пище, об одежде, о других разных предметах существования, а между тем что всего главнее и необходимее, о том они и не думают, не заботятся они о Царствии Божьем. Но что такое Царствие Божие и как нам искать его?

Вы, вероятно, и не вдумывались в это. Евангелист Иоанн Богослов за свою любовь и преданность Богу был осужден на изгнание на остров Патмос, и там он уразумел, что такое Царствие Божие, и он оставил нам книгу, из которой и мы можем познать, что такое Царствие Божие. Чтобы лучше уяснить это, представьте себе, что Царствие Божие - это такой город, в котором живет Бог и народ. В этом городе ни скорбят, ни ропщут, а если и плачут, то Сам Господь стирает слезы с глаз их; в нем нет ни воплей, ни стенаний, ни отчаяния; люди все спокойны, все радостны, все светлы, все чисты, так как там никакая нечистота не может быть; в этом городе нет ни солнца, ни звезд, а между тем все светло, все блистает, все лучезарно, потому что в нем присутствие Самого Бога; в нем люди всех званий, всех возрастов, всех поколений, в нем и старцы, и юноши, и младенцы, в нем нет порочных чувств, похотливых желаний, нет пола ни мужеского, ни женского.

Итак, мы видим, что Царствие Божие - такое место, куда бы, кажется, только и должен стремиться человек, а между тем человек, и не ищет его, и оно улетает от него, подобно тому как легкое облачко плывет наверху и исчезает в лучезарных небесах.

Но как же можно попасть в Царствие Божие и кто попадает туда? Запомните хорошенько мои слова: по свидетельству святых отцев, в Царствии Божьем могут быть все и никто; это такой город, куда нельзя войти через все ворота, и только Один Спаситель указал нам путь в него, дал нам ключи от него. Кто следует за Христом, кто идет по Его пути, тот попадет и в Царствие Божие. А как следовать за Христом, это всякий из вас знает. Сам Спаситель сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вас; наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Как Он болел и страдал, так и мы должны, как Он был всемилостивым, так и мы не должны быть жадными, но быть милостивыми, и войдем мы тогда в Царствие Божие. Но что там делают, в Царствии Божьем? Там вечное блаженство. Это такое пресветлое место, где ангелы славословят Господа, где непрестанно слышится херувимский восторг, где нет ни болезней, ни смерти; это такое счастье, выше которого и нет ничего; попасть туда трудно, но уже кто попал туда, тот вечно там будет.

Итак, Сам Господь указал нам путь в Царствие Божие; если мы будем следовать за Ним, то мы и будем наследниками Царствия Божия, Он Сам сказал: «Если кто-нибудь, даже ангел с неба, будет проповедовать вам иное, чем Я проповедую, то не слушайте, потому что это искушение, соблазн». Итак, только тогда мы найдем Царствие Божие, когда будем со Христом. А что значит быть со Христом и во Христе - это мы можем видеть на всех тех, которые часто удостаиваются принятия Святых Тайн. Итак, помолимся же о том, чтобы нам найти Царствие Божие, так как все те, которые удостаиваются попасть туда, истинно блаженны.

Поучение о богатстве

«Так будет со всяким, кто в себя, а не в Бога богатеет». Эти слова Спасителя относились к тому несчастному богачу, который не понял значения своей жизни, он только и думал о том, как бы усладиться, все собирал и увеличивал свои сокровища, и вдруг он слышит голос: «Безумный, в сию ночь возьмут душу твою, кому останется то, что ты собрал». Да, это был человек, который в себя богател, а не в Бога. Как же теперь узнать, как мы поступаем, богатеем ли мы в себя или в Бога?

Раскрыв поучения святых отцев, я нахожу объяснение этому. Ефрем Сирин поясняет, что значит богатеть в себя. По милости Божией, мы видим человека богатого, знатного, умного, довольного, которому все удается, он преуспевает, и жизнь ему шлет свою улыбку, но душа его представляет собой сумму привычек, которых не может уничтожить даже благодать Божия, а между тем она-то и нужна ему больше всего. Но он живет для одного себя, живет в свое удовольствие, сердце его сузилось, он чужд для всех страждущих, для всех нуждающихся, чужд даже для рабочих, и если сталкивается с ними, то единственно только как с рабочей силой, с вещью, которая необходима ему для удовлетворения его же удовольствий. И вот среди наслаждений вдруг в душе своей он слышит два голоса, которые услышит каждый из нас в свое время. Один голос - это голос, призывающий нас. Является сознание: а как ты провел жизнь свою? И ему отвечают: безумно провел. И вот умер он, умер с громом, но остались после него одни только рассказы и анекдоты о нем. Да, богатство посылается Господом в знак особой милости, а потому, кто пользуется им один, тот не любит Господа.

Возьмем теперь поучения другого учителя Церкви и посмотрим, что значит в Бога богатеть. В Бога богатеть могут все люди, не только те, которые живут в чертогах, но и те, которые живут в трущобах, в пропастях; это те, которые, как говорит Иоанн Златоуст, имея две одежды, отдают другую неимущему, имея таланты, делятся с другими, имея силы, помогают и ими. Все, что имеют они, считают даром, посланным Господом по любви, за который они также должны отплачивать любовью; они думают о несчастных, о заключенных в темницах и стараются помочь им, облегчить их; это те, которые не скажут, что они просили, чтобы за них делали, но которые сами работали, сами трудились, не принимая услуг от других.

И для них настанет час, когда и они услышат голос совести, но услышат они другое: «Добрый, верный раб, в малом ты был верен, над большим тебя поставлю, вниди в радость Господа твоего». Это ему, который считал себя ничтожным, недостойным, вдруг говорят: «Войди в радость Господа твоего». Для него показалась заря, блаженство, рай, для грешника же открылась скорбь, озлобление, ад. Итак, братья мои, от всей души желаю вам, чтобы в последний час вам послышался голос: «Вниди в радость Господа твоего».

Митрополит Макарий (Невский) (1835-1926)

Митрополит Макарий (Невский) выдающийся иерарх и проповедник русской Православной Церкви. Родился митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру - Михаил Андреевич Парвицкий) в селе Шапкино Владимирской губернии, в семье простых, но благочестивых родителей. В 1855 году после окончания семинарии Михаил Андреевич согласно его желанию, определен на службу в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. Здесь вместе с другими миссионерами он преподает в катехизаторской школе, ездит в дальние миссионерские поездки, ходит по домам с проповедью, ухаживает за убогими и больными.

марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария. Вскоре рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. С этой поры началось его самостоятельное миссионерское служение. Для успеха проповеди среди иноверцев, иеромонах Макарий изучил алтайский язык, переводил богослужебные книги.

июля 1871 года он был возведен в сан игумена.

В 1883 году игумен Макарий становится начальником Алтайской миссии с возведением в сан епископа Бийского.

За 36 лет миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 году он назначен архиепископом Томским. За успешную миссионерскую деятельность в деле просвещения инородцев архиепископ Макарий в 1912 году получил титул митрополита Московского и Коломенского и назначен священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Оказавшись в Москве, Владыка столкнулся с иной паствой. Столичному духовенству и народу не нравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отпавшие от веры и доброй нравственности люди стали его считать за отсталого, не интересного архиерея. У многих возникло желание освободиться от своего митрополита. В газетах публиковались статьи, в которых поругалось честное имя Владыки. Но, несмотря на упреки и доносы, митрополит Макарий продолжал нести свое архипастырское послушание.

После революции 1917 года у Владыки Макария, под угрозой сгноить в Петропавловской крепости в случае его упорства, было вытребовано прошение об отставке. Его лишили права проживания в Троице-Сергиевой Лавре и выслали в Николо-Угрешский монастырь.

В 1926 году 19 февраля изнуренный злостраданиями и болезнями митрополит Макарий скончался.

Особых слов заслуживает проповедническая сторона архипастырской деятельности Владыки. Он не получил высшего богословского образования и не оставил после себя богословских трудов. Но обширность его проповеднической деятельности ставит его в истории русской Церкви в один ряд с такими выдающимися проповедниками, как святитель Филарет (Дроздов) и праведный Иоанн Кронштадтский.

Твердым убеждением Владыки Макария было то, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своей для одних утешение, для других - наставление, для третьих - ободрение, а для иных облегчение». Считая проповедничество особым даром и сам обладая им вполне, тем не менее, в напутствиях новопоставленным священни<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...