Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 6. Педагогическая психология.

Модуль 5. Возрастная психология.

Тема 5.1. Психологическая характеристика ребенка в младенческом и раннем возрасте. Кризис 1 года, 3 лет. Внутриутробное психическое развитие ребенка. Характеристика младенческого и преддошкольного возраста, значение этого периода в общем ходе психического развития человека. Рецепторная идвигательная активность детей раннего возраста. Кризис 1-го года. Развитие форм общения у детей первых трех лет жизни; формирование предметных действий. Начальный этап формирования личности ребенка. Кризис 3-х лет (Л.С.Выготский).

Тема 5.2. Психологическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста. Кризис 7 лет. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие игры, ее виды и роль игры в психическом развитии. Продуктивная деятельность дошкольника. Интеллектуальное развитие детей в дошкольный период жизни. Формирование личности дошкольника. Кризис 7-ми лет (Л.С.Выготский). Структура психологической готовности ребенка к школе.

Тема 5.3. Психологическая характеристика развития ребенка младшего школьного возраста. Учение - ведущий тип деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов) и мотивация учения. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Кризис 7-ми лет. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника и учет их в учебно-воспитательном процессе. Развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов, их познавательные возможности. Новообразования возраста. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

Тема 5.4. Психологическая характеристика развития подростка. Пубертатный кризис. Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития подростков: учебная деятельность подростков, ее мотивация; общение как ведущий тип деятельности подростков; изменение положения ребенка в семье. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологических особенностях возраста. Познавательная деятельность подростков; взаимовлияние познавательных процессов и личностно-мотивационной сферы в подростковом возрасте. Общение и формирование личности подростка. Новообразования в подростковом возрасте: чувство взрослости, возникновение референтных групп сверстников, развитие самосознания, рефлексии и самооценки. Развитие нравственного сознания. Подростковые группы. Проблема лидерства. Подростковый негативизм. Особенности общения подростков и взрослых /учителя, родители и др./ Трудности переходного периода развития. Девиантное поведение. Акцентуации характера подростка.

Тема 5.5. Психологическая характеристика развития личности в период ранней юности. Социальная ситуация развития в период ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношескомвозрасте. Познавательная и социальная мотивация учения старшеклассников. Анатомо-физиологические особенности развития в ранней юности и их отражение в психологических особенностях. Интеллектуальные возможности старшеклассников. Формирование мировоззрения; развитие теоретического мышления и стиля умственной деятельности. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Формирование личности в период ранней юности. Развитие самосознания, "открытие Я", формирование жизненных планов, "личностный мораторий", проблема профессионального самоопределения личности, самооценка. Особенности чувств и воли в юношеском возрасте. Романтика, мечты, идеалы. Дружба и любовь в ранней юности. "Приобретения" и "болезни" ранней юности. Формирование нравственного сознания, активной жизненной позиции, характера.

Модуль 6. Педагогическая психология.

Тема 6.1. Введение. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Предмет и структура педагогической психологии, связь с другими науками. Теоретические и практические задачи современной педагогической психологии. Методологические основы и методы педагогической психологии, применение их в практической деятельности учителя.

Тема 6.2. Психология обучения. Предмет и основные понятия психологии обучения: обучение, учение, учебная деятельность, учебные задачи, способы решения учебных задач, научение, обучаемость. Общие и частные цели обучения. Учение как гностическая деятельность школьника. Содержание и структура учебной деятельности. Характеристика компонентов учебной деятельности. Характеристика школьников и учет их в учебном процессе. Мотивация учебной деятельности, виды мотивов учебной деятельности, их иерархия (в возрастном плане). Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность. Обучение и умственное развитие школьников. Понятие "зоны ближайшего развития" и ее использование в развивающем обучении (Выготский). Проблема содержательного обобщения в обучении. Диагностика и критерии умственного развития, индивидуализация и дифференциация в обучении. Психологический анализ причин школьной неуспеваемости и пути ее преодоления. Психологические основы групповой работы.

Тема 6.3. Психология воспитания. Понятие воспитания; педагогика и психология воспитания, различие и общность их предметов. Критерии воспитании. Соотношение процессов воспитания и развития ребенка. Общение как фактор воспитания личности. Общение как средство взаимодействия педагога и ребенка. Структура педагогического общения и характеристика компонентов. Сотрудничество и конфликты в педагогическом общении. Виды конфликтов, их профилактика и преодоление. "Смысловые барьеры" воспитания /Л.С. Славина/. "Аффект неадекватности". Психотравмирующие факторы в педагогическом процессе. Дидактогении школьников, их причины, профилактика и преодоление. Школьная дезадаптация: виды и факторы ее вызывающие. Пути изучения и коррекция.

Тема 6. 4. Психологические аспекты анализа урока Различные подходы к анализу урока в рамках традиционного развивающего, личностно-ориентированного обучения.Психологические аспекты комплексного анализа урока как основной формы обучения в школе: общепсихологический, социально-психологический, развивающий. Режим деятельности, уровень деятельности, отношение обучающихся к деятельности (мотивационный компонент). Стиль руководства группой, соответствие общения учителя возрасту обучающихся, педагогические установки.

Тема 6.5. Психология деятельности и личности учителя. Понятие профессиональной педагогической деятельности, ее содержание, структура и характеристика компонентов. Педагогические способности, их структура. Общие и специальные педагогические способности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога. Я-концепция учителя. УСК учителя и эффективность учебно-воспитательной работы. Индивидуальные стили деятельности педагога. Оценочная деятельность педагога, ее роль в обучении и воспитании. Оценка и отметка. Виды оценок. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

 

Литература

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...