Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция территориальных политических систем. Факторы внешней среды.




· Три свойства политической системы:

o является совокупностью частей;

o отграничивается от внешней среды;

o внутри происходит политическое разделение труда между акторами;

· Определение территориальной политической системы – это политическая система, выраженная определенным образом на территории.

o изначально предполагает внутренне разделение на территории – принцип матрешки;

o может иметь разные территориальные уровни: суб- и супер-.

· Теоретическая польза системного подхода – политическая система находится в определенных отношениях с окружающей средой, поэтому для анализа можно привлекать не политические факторы.

o интро-социоитальные факторы – не политические факторы, действующие изнутри общества;

¤ культура;

¤ экология;

¤ социальная структура;

¤ межличностные отношения;

o экстра-социоитальные факторы – не политические факторы, действующие извне общества;

¤ повторяют интро-социоитальные факторы, но действующие за пределами общества: мировая экономика, геокультура, демография (миграция;

¤ политика и геополитика.

· Политический режим и политическую систему часто смешивают (отождествляют);

политический режим – это внутреннее устройство (факторы), работа политической системы;

· Различия в подходах к региональному политическому режиму:

o или рассматривается формальная структура политического режима – институты;

o или рассматриваются неформальные практики осуществления власти.

· Концепция регионального политического режима (по Гельману): основные элементы;


o акторы;

o ресурсы;

o стратегии;

o институты: нормы и правила игры;


Дополнительно: отличие других подходов состоит в том, что они рассматривают институты как формальные организации.

· Особенности концепции регионального политического режима:

o является исключительно инновацией российской науки;

o является осмысленным, когда выполняются следующие условия:

¤ достаточная автономия региона;

¤ наличие различий между регионами.

· Методология анализа регионального политического режима: основные оси;

o центр-регионы (автономия-зависимость) – оценивается самостоятельность регионов;

o демократия-авторитаризм – осуществляется идентификация политического режима;

o олигополия-монополия (консолидация-конкуренция) – структура властных отношений.

Методология исследования региональных политических режимов: ось «монополия – олигополия» («консолидация – конкуренция»).

· Формальный подход – анализ институтов и законодательства;

o Анализ отношений между ветвями власти – степень самостоятельности легислатуры от исполнительной власти (предполагается, что исполнительная власть изначально доминирует);

параметры оценки:

1. результаты утверждения депутатами губернатора – оценивается объем оппозиции;

2. результаты роспуска законодательного собрания губернатором или выдвижение вотума недоверия губернатору законодательным собранием (или обращения к президенту);

3. практика губернаторского вето на принятые законодательным собранием законы;

4. количество раз, когда депутаты пытались преодолеть вето губернатора;

o Анализ практики утверждения чиновников, которые предлагаются из федерального центра (кроме или помимо губернатора);

¤ позволяет определить наличие самостоятельной кадровой политики;

¤ позволяет выявить норму (процент) утверждений для конкретного региона;

o Анализ системы контрольно-счетных органов – специальный институт, с помощью которого депутаты могут выяснить, как губернатор расходует средства; причем важно, что нет вертикали счетных палат.

o Анализ взаимоотношений между уровнями власти: Губернатор и Мэр, МСУ.

¤ формирование МСУ: выборы или назначение главы (мэра или сити-менеджера); модель сити-менеджеров обычно выбирается, когда губернатор не заинтересован в сильном мэре;

¤ влияние губернатора на выборы мэра;

o Анализ использования механизмов санкций региональной власти в отношении муниципальной:

¤ роспуска муниципальных образований;

¤ введение внешнего финансового управления (в проблемных ситуациях)

o Анализ разграничения полномочий между региональной и местной властью – может происходить ужесточение контроля над МСУ или передача им полномочий регионального уровня.

o Анализ финансовой самостоятельности МСУ – на практике является наиболее важным фактором (хотя и является не политическим);

· Содержательный подход – выявление акторов и структуры взаимодействия между ними;

o оценивается степень влияния акторов относительно процесса принятия политических решений; последнее позволяет выделять порядки акторов;

o порядки акторов определяются относительно губернатора, как носителя наибольшей власти – порядки акторов сопоставимых по влиянию с губернатором.

 

Политические акторы в российских регионах: методология анализа и типичные примеры.

· Политический режим – существующая на определенной территории взаимосвязанная совокупность политических акторов (с их методами властвования, ресурсами, целями и стратегиями) и институтов (понимаемых и как организации, и как нормы, правила игры).

· Политические акторы – значимые региональные элиты, объединенные в группы влияния и клиентелы.

· Свойства политических акторов в российских регионах:

o коалиционность групп влияния «в рамках моноцентризма»;

o общим элитным интересом является внутренняя консолидация для самосохранения.

· Уровни региональных политических акторов:

o акторы первого порядка – губернаторская группа влияния.

¤ Критерий: регулярное влияние на процесс принятия политических решений в регионе;

¤ Пример: полпреды, силовики;

o акторы второго порядка;

¤ Критерий: эпизодическое влияние на принятие решений регионального уровня, постоянное влияние на принятие решений местного уровня (в крупных муниципальных образованиях); способны к продолжительному автономному существованию в оппозиции.

¤ Примеры: фракции и неформальные группы в легислатуре, федеральные чиновники в регионе, группы давления.

o акторы третьего порядка:

¤ Критерий: группы, представленные во власти, но не способные повлиять на принятие решений регионального уровня.

¤ Примеры: мелкие фракции в региональных легислатурах;

o акторы четвертого порядка

¤ Критерий: не представлены в региональной власти, и в лучшем случае представлены во властных структурах мелких муниципальных образований.

· Методы выявления акторов:

o персонификация коллективных элитных акторов, которые ассоциируются с определенными политическими лидерами;

o экспертные анализ структуры правящего класса через оценку ресурсов групп элит;

o идентификация объединяющих интересов;

o полевые исследования;

o дедукция или индукция.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...