Концепция территориальных политических систем. Факторы внешней среды.
· Три свойства политической системы: o является совокупностью частей; o отграничивается от внешней среды; o внутри происходит политическое разделение труда между акторами; · Определение территориальной политической системы – это политическая система, выраженная определенным образом на территории. o изначально предполагает внутренне разделение на территории – принцип матрешки; o может иметь разные территориальные уровни: суб- и супер-. · Теоретическая польза системного подхода – политическая система находится в определенных отношениях с окружающей средой, поэтому для анализа можно привлекать не политические факторы. o интро-социоитальные факторы – не политические факторы, действующие изнутри общества; ¤ культура; ¤ экология; ¤ социальная структура; ¤ межличностные отношения; o экстра-социоитальные факторы – не политические факторы, действующие извне общества; ¤ повторяют интро-социоитальные факторы, но действующие за пределами общества: мировая экономика, геокультура, демография (миграция; ¤ политика и геополитика. · Политический режим и политическую систему часто смешивают (отождествляют); политический режим – это внутреннее устройство (факторы), работа политической системы; · Различия в подходах к региональному политическому режиму: o или рассматривается формальная структура политического режима – институты; o или рассматриваются неформальные практики осуществления власти. · Концепция регионального политического режима (по Гельману): основные элементы; o акторы; o ресурсы; o стратегии; o институты: нормы и правила игры; Дополнительно: отличие других подходов состоит в том, что они рассматривают институты как формальные организации.
· Особенности концепции регионального политического режима: o является исключительно инновацией российской науки; o является осмысленным, когда выполняются следующие условия: ¤ достаточная автономия региона; ¤ наличие различий между регионами. · Методология анализа регионального политического режима: основные оси; o центр-регионы (автономия-зависимость) – оценивается самостоятельность регионов; o демократия-авторитаризм – осуществляется идентификация политического режима; o олигополия-монополия (консолидация-конкуренция) – структура властных отношений. Методология исследования региональных политических режимов: ось «монополия – олигополия» («консолидация – конкуренция»). · Формальный подход – анализ институтов и законодательства; o Анализ отношений между ветвями власти – степень самостоятельности легислатуры от исполнительной власти (предполагается, что исполнительная власть изначально доминирует); параметры оценки: 1. результаты утверждения депутатами губернатора – оценивается объем оппозиции; 2. результаты роспуска законодательного собрания губернатором или выдвижение вотума недоверия губернатору законодательным собранием (или обращения к президенту); 3. практика губернаторского вето на принятые законодательным собранием законы; 4. количество раз, когда депутаты пытались преодолеть вето губернатора; o Анализ практики утверждения чиновников, которые предлагаются из федерального центра (кроме или помимо губернатора); ¤ позволяет определить наличие самостоятельной кадровой политики; ¤ позволяет выявить норму (процент) утверждений для конкретного региона; o Анализ системы контрольно-счетных органов – специальный институт, с помощью которого депутаты могут выяснить, как губернатор расходует средства; причем важно, что нет вертикали счетных палат.
o Анализ взаимоотношений между уровнями власти: Губернатор и Мэр, МСУ. ¤ формирование МСУ: выборы или назначение главы (мэра или сити-менеджера); модель сити-менеджеров обычно выбирается, когда губернатор не заинтересован в сильном мэре; ¤ влияние губернатора на выборы мэра; o Анализ использования механизмов санкций региональной власти в отношении муниципальной: ¤ роспуска муниципальных образований; ¤ введение внешнего финансового управления (в проблемных ситуациях) o Анализ разграничения полномочий между региональной и местной властью – может происходить ужесточение контроля над МСУ или передача им полномочий регионального уровня. o Анализ финансовой самостоятельности МСУ – на практике является наиболее важным фактором (хотя и является не политическим); · Содержательный подход – выявление акторов и структуры взаимодействия между ними; o оценивается степень влияния акторов относительно процесса принятия политических решений; последнее позволяет выделять порядки акторов; o порядки акторов определяются относительно губернатора, как носителя наибольшей власти – порядки акторов сопоставимых по влиянию с губернатором.
Политические акторы в российских регионах: методология анализа и типичные примеры. · Политический режим – существующая на определенной территории взаимосвязанная совокупность политических акторов (с их методами властвования, ресурсами, целями и стратегиями) и институтов (понимаемых и как организации, и как нормы, правила игры). · Политические акторы – значимые региональные элиты, объединенные в группы влияния и клиентелы. · Свойства политических акторов в российских регионах: o коалиционность групп влияния «в рамках моноцентризма»; o общим элитным интересом является внутренняя консолидация для самосохранения. · Уровни региональных политических акторов: o акторы первого порядка – губернаторская группа влияния. ¤ Критерий: регулярное влияние на процесс принятия политических решений в регионе; ¤ Пример: полпреды, силовики; o акторы второго порядка; ¤ Критерий: эпизодическое влияние на принятие решений регионального уровня, постоянное влияние на принятие решений местного уровня (в крупных муниципальных образованиях); способны к продолжительному автономному существованию в оппозиции.
¤ Примеры: фракции и неформальные группы в легислатуре, федеральные чиновники в регионе, группы давления. o акторы третьего порядка: ¤ Критерий: группы, представленные во власти, но не способные повлиять на принятие решений регионального уровня. ¤ Примеры: мелкие фракции в региональных легислатурах; o акторы четвертого порядка ¤ Критерий: не представлены в региональной власти, и в лучшем случае представлены во властных структурах мелких муниципальных образований. · Методы выявления акторов: o персонификация коллективных элитных акторов, которые ассоциируются с определенными политическими лидерами; o экспертные анализ структуры правящего класса через оценку ресурсов групп элит; o идентификация объединяющих интересов; o полевые исследования; o дедукция или индукция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|