Пути оптимизации кредитно-денежной политики Центрального Банка России
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок. Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами: · изменение уровня резервных требований; · изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента; · покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках); · определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).
Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо: совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики; уменьшение долларизации российского денежного обращения; усиление стимулов инвестиционной активности; совершенствование налоговой системы; снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен; внедрение и совершенствование электронного денежного обращения; развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения; усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие. Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях. Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране. В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.
В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов. Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться: . Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом; . Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка; . Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка; . Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны; . Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов; . Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке; . Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику; . Внедрение достижений и средств научно - технического прогресса на все уровни кредитного рынка; . Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов; . Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных; . Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке; . Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период; . Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка; . Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия. Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.
В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов. Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение. В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».
Заключение
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики. Центральный Банк РФ при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения. Исходя из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ: создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе; последовательное снижение уровня инфляции повышение темпов экономического роста; укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах; ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть; использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда; стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность; стимулирование кредитных операций; совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие. При реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рискованность денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие. Поэтому целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям: ) совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;
) снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен ) уменьшение долларизации российского денежного обращения; ) усиление стимулов инвестиционной активности; ) усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса; ) изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны платить банки; ) предоставление государственных гарантий.; ) достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной сферы; ) обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно-кредитной политики; Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.
Литература
1. Банковское дело. Под ред.В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М., "Финансы и статистика", 2011г. . Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2012г. . Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. - 2012г. . Ковалева А.М. Финансы и кредит: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012г. . Моисеев С.Р. Анализ эффективности валютных интервенций Банка России // Банковское дело. №11, 2013г. . Пономарев Ю.В. Российские банки в международном сообществе // Деньги и кредит. №8, 2012г. . Тенденции экономического развития России в первом полугодии 2013 года // Деньги и кредит. №7, 2012г. . Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2012г. . Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». - М.: Омега-Л,2013г. 10. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы // Деньги кредит. - 2012г. . Фетисов Г.Г. К вопросу об устойчивости банковской системы // Финансы. - 2011г. 12. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М., "Финансы", издательское объединение "Юнити", 2011г. . Сайт Центрального Банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|