Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как сформулировать позицию автора?

Подготовка к написанию сочинения. Часть С.

 

 

  1. Формулировка проблемы текста.

 

Проблема – это сложный вопрос, волнующий конкретного человека в определённой ситуации (как справиться с волнением перед экзаменом?), многих людей (что такое вдохновение?) или всё человечество (как избежать экологической катастрофы на Земле?).

 

Виды проблем:

 

  • Философские (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления): в чём смысл человеческой жизни? Что такое свобода? Как связаны язык и мышление?
  • Социальные (касаются устройства и жизни общества): можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
  • Политические (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп): как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы граждан? В чём опасность политики национализма? Нужна ли обществу цензура?
  • Экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды): имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?
  • Нравственные (этические) связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения: что такое совесть (порядочность, вежливость, интеллигентность)? Следует ли помогать ближнему? Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старших? Какого человека можно назвать культурным?

 

Выявление проблемы

 

  • Иногда автор сам чётко формулирует проблемный вопрос.

Как научиться не завидовать?

Верить пословице: и на нашей улице будет праздник. Верить метафоре, предложенной Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдёт. Если зависть очень сильна, то разрешают себе сплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительный клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут.

Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься – и о чудо! – он откроет вам секреты успеха; более того, в чём-то и поможет. Его тоже легко понять: кругом завидуют, а тут нашёлся один искренне радующийся. Как не полюбить такого, как ему не помочь!

Ещё есть «накопительное» средство от зависти: накапливайте свои успехи, почаще радуйтесь им. Вы не хуже других, и каждая человеческая судьба содержит уникальный набор компонентов счастья. У каждого свой узор счастливой мозаики.

 

Автор ставит перед читателем этическую проблему – проблему зависти. Автор размышляет над тем, как помочь человеку избавиться от этого порока.

Проблема текста может раскрываться на примере отдельной личности, поведения, поступков конкретного человека.

 

В тексте поднимается этическая проблема – проблема гуманного отношения к людям, которая раскрывается на примере жизни Чехова.

Сложнее определить проблему в художественном тексте.

 

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему выбора жизненной позиции: как должен жить человек – смело идти вперёд, не боясь сложностей и противоречий, или прятаться от жизненных трудностей?

 

В одном тексте могут быть затронуты различные проблемы.

 

В приведённом тексте можно выделить следующие проблемы:

1. автор пытается определить содержания понятия «духовность», поднимая проблему духовности человека;

2. автора также интересуют факторы, определяющие формирование духовности человека, - проблема формирования духовности человека;

3. автора тревожит проблема утраты духовности в современном обществе (почему современный человек часто утрачивает духовные ориентиры).

 

Важно помнить, что выявление проблематики определяет главное направление всей работы. Следует анализировать текст под определённым углом зрения, отбирая те факты, примеры, цитаты, которые связаны с выбранной вами проблемой.

Определяя проблему текста, следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Для выявления проблемы следует найти ключевые фразы текста, понять его основную мысль.

 

 

Основная мысль данного текста отражена в следующих ключевых фразах: «…Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа» и «Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает». Таким образом, основная мысль текста может быть сформулирована так: речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Это высказывание является ответом на вопрос: как связаны речь человека и его личные качества?

 

 

  1. Формулировка проблемы

 

    • Автор ставит перед читателями следующий вопрос…
    • Автор рассуждает над проблемой…
    • В тексте поднимается проблема…
    • Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…
    • Автор рассматривает в тексте проблему…
    • Исследует
    • Анализирует
    • Затрагивает
    • Касается
    • Размышляет

 

Данные клише можно использовать, если формулировка проблемы не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием.

  • В тексте поднимается проблема одиночества.
  • Автор затрагивает проблему «отцов и детей».
  • В центре внимания автора проблема экологии культуры.
  • Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой.
  • Автор предлагает для всеобщего обсуждения проблему патриотизма.
  • Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой влияния человека на природу.

 

Лучше формулировать проблему с помощью вопросительного предложения.

 

  • Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает текст писатель Ю.Нагибин.
  • Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься на следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?
  • Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы замечательного русского учёного А.Ф.Лосева.

 

Если автор текста сам чётко формулирует основную проблему текста, то можно процитировать автора. Например: Как научиться не завидовать? Об этой проблеме размышляет автор текста. (см. текст В.Харченко)

 

 

Определитесь с названием автора: писатель, критик, публицист, журналист. Обычно после текста даётся краткая справка. Если всё-таки фамилия автора вам не известна, лучше используйте слово «автор». Кроме того, в начале текста хорошо упомянуть фамилию автора с инициалами.

С осторожностью следует определять жанр текста: статья, заметка, рассказ, отрывок из произведения. Если не уверены в жанровой принадлежности текста, лучше использовать общие наименования: текст, отрывок, фрагмент.

 

 

  1. Комментарий проблемы

Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).

 

Проблему текста нужно прокомментировать с опорой на исходный текст.

  • Какой способ избирает автор, чтобы поразмышлять над проблемой: художественный образ, сопоставление образов, мнений, фактов, воспоминание, использование статистических данных, цитирование известных личностей, очерк жизни человека, описание путешествия и т. д.
  • На чём автор заостряет внимание?
  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому?

 

Типичные конструкции:

 

  • Автор раскрывает (рассматривает) проблему на примере…
  • В центре внимания автора…
  • Автор говорит о том, что…
  • Автор обращает внимание на…
  • Автор особенно подчёркивает…
  • Следует обратить внимание на мысль о том, что…
  • Автор размышляет над проблемой, используя (применяя)…
  • Автор размышляет над проблемой с помощью…
  • Автор выделяет, замечает, указывает на, высказывает интересное предположение, особо останавливается, анализирует, ссылается, иллюстрирует, приводит примеры (факты, данные)

 

Возможны два способа изложения материала.

 

  1. От формулировки проблемы к комментарию.

Какова роль музыки в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор текста – известный русский композитор Дмитрий Кабалевский. Разумеется, человек, посвятивший свою жизнь служению искусству, не может спокойно относиться к тому, что многие ждут от музыки только развлечения, потому его речь звучит очень эмоционально. Свои мысли Кабалевский подтверждает словами Генделя, Бетховена, Чайковского – величайших композиторов мира. Впрочем, каждый духовно развитый человек знает о том, что музыка, как и любой другой вид искусства, может не только развлекать, но и пробуждать душу, напоминая нам о духовной стороне жизни.

  1. От комментария к формулировке проблемы.

Читая текст Ф.Вигдоровой, мы вместе с повествователем становимся свидетелями случайного разговора. Пожилого человека, ветерана войны, школьники поздравили с Днём Победы, только, по его словам, «почёта никакого не получилось». Почему? Да потому, что произносили торжественные, но «неживые» слова. Герой подчёркивает, что даже не говорили, а читали по бумажке. Он убеждён: «От души так не говорят». Размышляя над прочитанным, понимаешь, что автор предлагает каждому из нас задуматься над проблемой искренности человеческого слова.

 

  1. Как выявить позицию автора?

 

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

 

Авторская позиция проявляется:

  • В подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения;
  • В соотношении персонажей;
  • В языковом оформлении текста.

 

Так позицию автора помогает выявить оценочная лексика: правда, ложь, истина; заблуждение, польза; вред, полезный, вредный, подлинный, мнимый, несомненный, сомнительный.

Пусть не истолкуют меня превратно: я выступаю против жёстких «систем», но всячески ратую за продуманное, систематическое чтение (Л.Лазарев). Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (С.Львов)

Вводные слова могут обозначать:

  1. отношение говорящего к сообщаемому (к счастью, к несчастью, на радость, на беду, к стыду, к удивлению, странное дело, к досаде и т.п.);
  2. достоверность сообщаемого (конечно, несомненно, бесспорно, действительно, вернее, в самом деле, думаю, полагаю, казалось бы, наверное, может быть и др.)

Позиция автора может быть выражена с помощью различных образных средств: ярких эпитетов, авторских метафор, олицетворений, риторических вопросов и восклицаний:

Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! (В.Солоухин); Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят (В.Дроганов).

Как сформулировать позицию автора?

 

  • Процитировать автора
  • Позиция автора такова:…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • Автор негодует, иронизирует, радуется…
  • Автор убеждён, что…
  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Автор осуждает…
  • Автор разделяет мнение…
  • Автор разоблачает…
  • Автор отстаивает, что…
  • Автор призывает к…, так как убеждён в том, что…
  • Автор с возмущением пишет о том, что…
  • Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции
  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно…
  • Автор утверждает
  • Автор сожалеет…

 

Позиция автора в публицистическом тексте обычно выражена чётко и ясно, а вот в художественно тексте выявить мнение автора сложнее. Для этого надо понять описываемую ситуацию, поступки героев, проанализировать художественные приёмы, используемые автором.

 

Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. «Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» - думаешь себе…

Авторская ирония, нисходящая градация показывают, что автор высмеивает, с одной стороны, высокомерие по отношению к подчинённым, а с другой – угодливость, чинопочитание, стремление лебезить перед начальством.

 

При анализе текста следует отличать образ автора от образа рассказчика.

 

  1. Своя позиция. Аргументация.

 

Нас интересует выполнение следующей части задания:

Экзаменуемый должен выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее двух аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

 

Клише:

 

  • Я полностью согласен с автором…
  • Я тоже считаю, что…
  • Трудно не согласиться с автором…
  • Я разделяю чувства (негодование, неприятие, восторг и т.д.) автора…
  • Нельзя не согласиться с мнением автора…
  • Я разделяю позицию автора…
  • Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…
  • В чём-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…
  • Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…
  • Я считаю, что автор не прав, потому что…
  • Я считаю необходимым не согласиться с автором…
  • Мне кажется, автор не вполне прав…

 

Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой вежливости, корректности. Постарайтесь смягчить своё несогласие с помощью вводной конструкции (я думаю, мне кажется, как мне представляется, по всей видимости). Ни в коем случае не оскорбляйте своего оппонента. Помните, что этическая корректность автора сочинения тоже оценивается экспертом.

 

Важно не просто согласиться или не согласиться с автором, но и сформулировать своюпозицию с помощью отдельного предложения.

Мнение экзаменуемого должно быть подкреплено двумя аргументами. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адреса в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

  1. тезис (положение, которое надо доказать);
  2. аргументация;
  3. вывод. Каждый ваш аргумент должен состоять из этих частей.

 

Естественные аргументы:

 

· ссылки на личный опыт

· ссылки на общезначимый опыт

· примеры из жизни

· примеры из художественной литературы

· ссылки на авторитет(цитаты, пословицы)

 

Ссылаясь на личный опыт, не придумывайте истории про одноклассников и знакомых. Убедительнее будет сослаться на обобщённые наблюдения. Так, используйте конструкцию Мы часто можем встретить людей, которые…, а дальше описывайте те положительные или отрицательные качества, которые типичны для многих ваших друзей, знакомых, соотечественников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...