Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовные ценности (знания)




Материальную ценность представляют условия проживания индивида, бытовая сторона его жизнедеятельности и т.д. Еще одной из составляющих материальных ценностей являются институты, средства и приемы природоохранной деятельности, разновидности фауны, флоры и т.д.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле.

В широком смысле - наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.

В более узком смысле - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Духовные ценности – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. Такими ценностями являются дружба, преданность, любовь, уважение.

Вопрос 3: Личностная значимость ценностей и общечеловеческие ценности

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.

Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности.

Есть ценности, которые важны для всех людей – общечеловеческие ценности.

Такими ценностями являются вера, закон и правопорядок, справедливость, свобода, любовь, семья, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание, забота, дружба.

Общечеловеческие ценности являются регулятивом поведения всего человечества.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является:

- обеспечение личных свобод и прав каждого индивида;

- охрана физических и духовных сил;

- материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека.

Общечеловеческие ценности – результат развития человечества, отдельные ее составляющие меняются или становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношение общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов.

Вопрос 4: Система ценностей и ценностные ориентации человека

 

Ценности в сознании личности, представляют организованные в определенную систему ценности, функционирующие и развивающиеся в соответствии с законами существования любых систем. Каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов.

Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – уровнях положения ценностей в иерархии.

Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным.

Это зависит от множества факторов. Например, пища может представлять собой ценность высшего ранга для голодного человека, в то время как будучи сытым, этот же человек может в качестве высшей ценности назвать, например, искусство, или свободу, или что-то иное.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы, структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающее значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Совокупность сложившихся установленных ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, деятельность выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказывается объектом воспитания, целенаправленного воздействия.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях поражает непоследовательность в поведении.

Дополнение по Теме 3.3. Урок 2:

Личность и проблема ценностных ориентации.

Слово «личность» (persona) первоначально обозначало маску, которую надевал в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанной определенной социальной функции, роли амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.).

Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумело под ним в древности. Личность это человек, который не играет выбранную им роль, не является ни в каком смысле «лицедеем». Социальная роль, (скажем

роль революционера, исследователя, художника, учителя, отца) принимается или абсолютно всерьез: он возлагает ее на себя как миссию, как крест – свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь гам. чае можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Человек как индивидуальность отражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают ограниченное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности(трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или как точно определил М.М. Вахтин «Субъект поступания» Достоинства личности определяется не только тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет.

Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившими на себя бремя ответственности за страну, за народ, за политическое или интеллектуальное движение, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей.

Личностное бытие - это не прекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск, выбора, пытается уклонится от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование, на мелочный начальственно – бюрократический надзор За дефицит сознательно - волевого начала в поведении людям приходится расплачиваться всеми бедствиями командно - административного управления. И это уже говоря о том, что сам индивид страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность и зависимость.

Классификация ценностей

Ценность, термин широко используется в философии по существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предмета ценностей». Способы и критерии на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений закрепляются в общественном сознании и культуре как «Субъективные ценности».

Ценности являются как бы2-мя плюсами ценностного отношения человека к миру.В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Усвоение этой системы отдельной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддерживания нормативного порядка в обществе.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Значимость их не ограничивается временными рамками существования породившей их социальной общности. Поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни их временные масштабы не совпадают с масштабами социально – экономических, политических и других изменений. Так эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели породившей их цивилизации.

 

Воззрение на историю общества как реализацию системы «вечных ценностей» или как последовательную систему одного типа ценностей, другим (например трансцендентно - ориентированных - светскими, а безусловных - условными) равно неприемлемым для материалистического понимания истории

Социальные ценности преломлялись через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей каждой личности присуща специфическая иерархия.

Личностные ценности отражаются в сознание форме ценностных ориентация, которые включает в себя так же широкий круг социальных ценностей признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целее и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценностей не являющиеся в качестве реальными мотивами деятельности личности. Идеализм определяет человека как носителя разума и ценностей логических, эстетических и этических.

Социальная обусловленность ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации(Ц.О.) важнейшие элементы, структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающее значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся установленных Ц.О. образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения деятельность выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого в любом обществе Ц.О. личности, оказывается объектом воспитания, целенаправленного воздействия Ц.О. действует, как на уровне сознания, так и на уровне подсознания определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития Ц.О. связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной среде, селекций стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивации нравственного и утилитарного порядка. Развитые Ц.О. – признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида обуславливающая связь между сознанием и самосознанием, психологическое основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности Ц.О. в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной личности.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность Ц.О. обуславливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способностью к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в Ц.О. поражает непоследовательность в поведении, неразвитость Ц.О. – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственное воздействия объекта стремления на потребность.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...