Показатели неоднородности экономического пространства и принципы дифференциации населения по доходам
Усиление неоднородности экономического пространства затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка. Причины: - рыночная конкуренция, неодинаковая адаптируемость к рынку регионов с различной структурой экономики - ослабление роли государства. Важным показателем уровня экономического развития является объем ВРП на душу населения. Гранберг А.Г. разделил все субъекты на 6 категорий по отношению к среднероссийской величине ВРП на душу населения. Число регионов имеющих ВРП на душу населения ниже среднероссийского значительно превышает вышесредний (почти в 2 раза). Растущая дифференциация регионов РФ по величине ВРП на душу населения происходит на фоне общего уровня производства в стране. Экономическое положение ухудшается сильнее в отсталых регионах и максимальное различие между субъектами монотонно увеличивается. Т.о. чем выше исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше его падение (дивергенция). Денежные доходы на душу населения различаются среди субъектов РФ больше чем в 10 раз. Распределение регионов сильно асимметрично: вышесреднероссийских в 3 раза меньше, чем тех у которых средний доход на душу населения ниже среднероссийского. В лидирующей группе находится Москва, нефтегазодобывающие регионы и северные территории Дальнего востока. В низшей - Сев. Кавказ. Регионы России сильно различаются не только по величине среднедушевого дохода, но и по структуре его распределения. Парадокс: - самые богатые (периферийные) и самые бедные имеют регионы имеют мин. сбережения в объемах денежных доходов населения. - в самых богатых (периферийных) и самых бедных регионах получаемые доходы значительно превышают расходы.
- население регионов с самыми низшими среднедушевыми доходами не расходует существенную их часть. Существенное влияние на уровень жизни населения регионов оказывает дифференциация цена потреб. товары и услуги. Наиболее высокая стоимость жизни в северных и восточных регионах, наименее- в центральной полосе и на Северном Кавказе. Т.О. показатели регионального различия уровня стоимости жизни несколько сглаживают региональную дифференциацию душевых доходов по покупательской способности.
3. Объективные основы пространственной организации экономики. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом важное значение имеет комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизации экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должно быть направлено на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально- производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.
Современное состояние научных исследований позволяет сформулировать общие закономерности размещения и территориального развития общественного производства. 1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства. 2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов и всех субъектов Российской Федерации. 3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий. 4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства следует выделить общие принципы. 1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции. 2. Первоочередное и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов. 3. Эффективное размещение производительных сил на территории страны. 4. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил Факторы размещения – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства региона. Различают следующие группы факторов: - природные ресурсы и условия; - экономические условия.
4. Экономический потенциал региона и его оценка Экономический потенциал – совокупное выражение материальной базы региона, ее экономическая оценка, учитывает не только объем имущества в регионе (количественные характеристики), но и потенциальные возможности реализации этого имущества в регионе (качественные характеристики). Экономический потенциал региона характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна.
Производственный потенциал — источник регионального развития, возможность отраслей народного хозяйства производить конкурентоспособную промышленную и сельскохозяйственную продукцию В целом обеспеченность хозяйства природными ресурсами России оценивается как высокая, вполне благоприятная для дальнейшего его развития. Россия стоит на первом месте в мире по запасам углей, железной и марганцевой руд, фосфоритов и калийных солей, лесных и земельных угодий, гидроэнергоресурсов. Существенна доля страны в мировых запасах нефти, природного и попутного газа, цветных металлов, химического сырья, водных ресурсов. Однако оценка характера размещения природных ресурсов по территории не столь благоприятна, как оценка общей величины их запасов. Главными особенностями географии природно-ресурсной базы являются: ● большая неравномерность в размещении ресурсов по территории с тяготением промышленных ресурсов к восточным и северным регионам, сельскохозяйственных к южным и юго-западным; ● несовпадение ареала основного размещения производительных сил и расселения людей, на 3/4 сосредоточенных в пределах европейской части, и ареала размещения топливно-энергетических, лесных, водных ресурсов и руд цветных металлов, в такой же доле сконцентрированных в восточной части страны; ● высокая концентрация главных видов промышленных ресурсов на небольшом числе их источников, а плодородных земель на довольно ограниченном ареале территории. Отмеченная выше высокая концентрация ресурсов особенно характерна для промышленных их видов. Так, из 1500 разведанных месторождений природного газа половина запасов сосредоточена на шести крупнейших. Неравномерность в размещении сельскохозяйственных ресурсов выражается у нас и в сосредоточении почти 80% пахотных земель на 15-16% территории, в зоне степей и лесостепей, и 65% пастбищных угодий на такой же доле территории в зоне сухих степей, полупустынь и пустынь. При этом на главный ареал плодородных сельскохозяйственных земель с хорошими тепловыми условиями приходится лишь 14% водных ресурсов. Эти, так называемые, географические "ножницы" в распределении тепла и влаги усугубляют неравномерность распределения земель, пригодных для сельскохозяйственного производства.
Население и трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов оказывает благоприятное влияние на развитие региона. Чем выше обеспеченность трудовыми ресурсами, тем благоприятнее условия для размещения новых производств, особенно трудоемких.
5. Формирование и развитие региональных рынков. Рыночная инфраструктура и ее роль в развитии региона С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, проценты за кредит и др. Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития: - общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров; - структуры спроса одноименных товаров различных предприятий; - сезонных колебаний спроса по отдельным товарам; - требований покупателей к качеству товаров. Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг. Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные. Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования. Рыночная инфраструктура - это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания (строительство дорог, портов, мостов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, наука, здравоохранение, банковский сектор…) Это своего рода каркас на котором основывается рыночная система региона. Она объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.
Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых экономических отношений. Элементы этой подсистемы связаны как между собой, так и со всеми субъектами региона. Также существует взаимозависимость между рыночной инфраструктурой и другими отраслями региона (с/х, промышленность), которая заключается в том, что от степени развития инфраструктуры зависит эффективность деятельности других отраслей, т.е. из-за неразвитой региональной инфраструктуры возможно падение эффективности отраслей экономики. Инфраструктура рынка – совокупность учреждений, обеспечивающих нормальное функционирование рынка (материальные, финансовые и информационные связи). Элементы инфраструктуры:
Конкурентная среда – совокупность рыночных субъектов и факторов, которые определяют характер взаимоотношений между производителями и потребителями региона. Развитие рыночных преобразований: 1. приватизация; 2. конкурентоспособность региона; 3. предпринимательский климат. 6. Финансовая система региона. Региональный бюджет. Региональная финансовая политика. Финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории. Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В состав региональных финансовых ресурсов включаются три основных элемента: • региональные бюджеты; • региональные внебюджетные фонды; •средства субъектов хозяйствования, направляемые на социально-экономическое развитие региона. Региональный бюджет – особая форма образования и расходования денежных средств для обеспечения финансирования экономического и социального развития территории в пределах компетенции государственных и муниципальных органов управления. Функции регионального бюджета: 1. формирование денежных фондов, управление денежными потоками, пропорции их разделения, целевое назначение; 2. распределение между отраслями; 3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий; 4. распределение на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками. Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Основными целями региональной финансовой политики являются: • обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве; • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты; • выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов; • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста. Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|