Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая культура и свобода личности

Политическая культура - определенный уровень восприятия населением правил политического процесса.

Вспомним, что в античной полисной традиции политическое совпадало с социальным, со всем, что относится к полису-государству, включая все виды социальных отношений. Так существовало то, о чем писал и о чем мечтал через две тысячи лет Т.Гоббс – “политическое общество”. Человек (свободный член полиса) органично входил в это единство социального и политического.

 

Таким образом, после утраты античного единства остается вопрос, представляет ли общество и человек, член общества, государство или, иначе говоря, государство, сформированное обществом, остается в нем в качестве элемента его (общества) политической системы, т.е. государство функционально, это орган общества, осуществляющий необходимую обществу политику и власть. Отношения государства и общества – это единство, исключающее даже самые лояльные партнерские отношения. Эту почти античную модель отношений государства и общества воспроизводит теоретическая модель социализма (“общенародное государство”). Закон и право создаются совместно обществом и государством. Реально же к ней приближается общество интегральной, пока, вероятно полностью неосуществленной демократии, когда каждый гражданин может сказать: “государство – это я”.

 

Более реальные модели отношений общества и государства в наше время строятся по нескольким схемам:

а) государство и общество разделены, но равнозначны по уровню развития и политическим силам. Между ними устанавливаются договорные партнерские отношения (модель развитых демократических стран);

б) государство и общество разделены, хотя и связаны формально конституционными отношениями, но государство сильнее общества. Их отношения складываются в режиме господства и подавления (авторитарная и тоталитарная модели);

в) государство слабее общества (ситуация общего кризиса и кризиса власти, эпохи упадка). Неповиновение и социальная дезорганизация ослабляют и общество (период пресловутого “застоя” в СССР 70-х гг., завершившийся общим кризисом);

г) слабое государство пытается усилиться реформами и структурными перестройками, не опираясь на общество, которое либо не вовлечено в реконструктивный процесс, либо же не в состоянии в нем участвовать (первая фаза постсоветского периода);

д) в той же ситуации государство пытается усилиться за счет политического ослабления общества (снижения обратных связей, социального контроля, закрытости политики и т.п.) и сталкивается с трудностями (следующая фаза того же периода). Ситуация не разрешается, даже если государство становится сильнее общества; она переходит в другую критическую фазу неравновесного положения власти и общества.

Единственный путь реального усиления власти, пройденный развитыми демократиями – усиление государства благодаря усилению общества.

 

МОСКВА, 24 октября - РИА Новости. Отношение россиян к политике сменилось на пессимистичное, а формы протестной активности стали восприниматься более легитимно. Общество ждет изменений, но при этом не готово самостоятельно влиять на политические события в стране, считает глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

 

Центр стратегических разработок (ЦСР) подготовил новый доклад о политических настроениях россиян, в котором отмечается ослабление протестного движения в столице, при этом рейтинг доверия власти снижается. Исследование было проведено в октябре среди 12 фокус-групп. Фокус-группы выявляют политические предпочтения различных сегментов населения в Москве и в регионах.

"Наблюдается в принципе тенденция к ухудшению отношения, к падению доверия ко всему, что связано с реальной политикой в России", - сказал Дмитриев на пресс-конференции в РИА Новости.

Главная проблема, с которой сегодня сталкиваются власти, по его мнению, состоит в том, что "общество уже не связывает с нынешним политическим лидерством и системой власти, которая была создана, надежды на серьезные изменения, но при этом испытывает крайнее недовольство существующей ситуацией".

"Предыдущие заслуги и достижения уже не записываются в архив властей, общество ждет изменений, но при этом одновременно, по крайней мере в русской части населения страны, оно испытывает ощущение пассивности, беспомощности, неготовности влиять на политические события. Это усиливает фрустрацию", - отметил эксперт.

Отношение к лидерам оппозиции и оппозиционным партиям, по данным ЦСР, тоже ухудшается.

"В целом люди воспринимают политику очень пессимистично, бесперспективно. И особенно это проявляется в том, что когда мы пытались выяснить, каких лидеров люди в принципе считали бы перспективными, как они воспринимают облик идеального лидера, какой политики они от него ждут, мы получали очень невразумительные ответы", - сказал Дмитриев.

В 2011 году ЦСР опубликовал доклад, в котором говорилось о падении рейтинга действующей власти и, как следствие, росте протестных настроений в Москве и других крупных городах. Авторы предупреждали, что после парламентских и президентских выборов, на которых, соответственно, победу одержат "Единая Россия" и кандидат от правящего тандема, возникнет опасность их делегитимизации, и предлагали свои варианты политических преобразований.

В мае 2012 года центр представил новый доклад "Общество и власть в условиях политического кризиса". Документ, основанный на полномасштабном исследовании в фокус-группах из различных регионов России, был подготовлен для Комитета гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина. В нем приводились результаты анализа текущей ситуации, итоги социологических опросов об отношении населения к власти после выборов, а также прогнозы вероятных политических изменений.

В частности, эксперты ЦСР констатировали наступление в России полномасштабного политического кризиса и прогнозировали дальнейшее развитие противостояния оппозиции и власти в стране. Как следовало из майского доклада, складывающаяся ситуация может привести к началу политической реакции или к радикальной трансформации системы власти в условиях второй волны экономического кризиса. Вариант мирного разрешения конфликта и перехода России к модернизационному пути развития экспертам виделся маловероятным.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков позже заявил, что Кремль не согласен с пессимистическими оценками политической ситуации в России, изложенными в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР).

 

 

К следующим президентским выборам в стране появится новый лидер, способный заменить Владимир Путина. Так считают 49% опрошенных "Левада-центром". Исследование проводилось в городах с населением от 500 тыс. человек. В то же время 23% сомневаются, что такой политик появится к 2018 году. Более четверти респондентов затруднились ответить. При этом треть опрошенных по-прежнему готовы голосовать за Путина, сообщила социолог "Левада-центра" Людмила Сергеева.

"Мы спрашивали, хотели бы россияне видеть Владимира Путина на посту президента по истечению его нынешнего срока, то есть после 2018 года. 34% россиян сказали, что они хотели бы видеть Путина и дальше на этом месте, 40% не хотели бы его видеть, а 26% затруднились ответить. Также мы спрашивали, если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье, за кого бы россияне проголосовали, 38% все же проголосовали бы за Путина, 23% не стали бы голосовать, далее идут Зюганов с 7%, Жириновский с 5%, Прохоров с 4%, Медведев с 2%", — рассказала Сергеева.

Вероятнее всего, к следующим президентским выборам в стране действительно появится новый лидер, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...