Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы анализа регионального производственного комплекса.




Региональный анализ.

Предмет регионального анализа.

Региональный анализ изучает экономику отдельных регионов: объективные предпосылки экономического развития регионов (географическое положение региона), производственную структуру, социальную сферу и условия жизни и т.д.

Наряду с элементами внутренней структуры экономики региона, изучаются экономические связи региона с другими регионами и другими странами. Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, а экономика каждого региона становится частью какой либо одной или нескольких регионах систем.

 

Предпосылки анализа экономики региона.

Региональный анализ основывается на данных, собираемых комитетом государственной статистики. Главным направлением совершенствования системы сбора данных о регионах, является создание системы регионах счетов. Разработка важнейших региональных, социально-экономических индикаторов и на их основе системы регионах счетов связана с рядом проблем.

К проблемам относятся:

1) распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих национальной экономике или не имеющие чёткой региональной привязки;

2) разделение экономических субъектов, действующих на территории региона на резидентов и нерезидентов;

3) учёт вывоза и ввоза товаров и услуг, а также миграции населения и перемещение денежных средств.

На методологической базе СНС строится сводный баланс: материальный баланс, основного капитала, трудовых и природных ресурсов.

 

Направления анализа экономики региона.

Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью определения объективного сценария, на основе которого должна строиться стратегия и тактика регионального развития.

Наиболее распространенные приемы анализа:

1) Анализируются макроэкономические характеристики региона: ВРП (валовой региональный продукт); численность населения; национальное богатство; доходы и уровень жизни населения; ВРП на душу населения и производительность труда; уровень потребления.

2) Открытость экономики региона: Коэффициент общей открытости = Общий товарообмен/ ВРП; Коэффициент внешнеэкономической открытости = Внешнеэкономический товарообмен/ ВРП; Коэффициент межрегионального товарообмена = (Межрегиональный товарообмен / ВРП)*100%.

Для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам применяются специальные коэффициенты. Пусть v – вывоз продукции; w – ввоз продукции; q – объем производства. Коэффициент ввоза = w/(q-v+w). Коэффициент вывоза продукции = v/q. Коэффициент товарообмена = (v+w)/q.

Анализ отраслевой структуры региона проводится на основе показателей выпуска, валовой добавленной стоимости и занятости. Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации или специализации производства.

Коэффициент локализации: Kir = (qir/Qr)/(qi/Q). qir – объем производства отрасли i в регионе r; Qr – объем производства в регионе r; qi – объем производства отрасли; Q – общий объем производства в стране.

Если Kir>1, то локализация данной отрасли i в регионе r превышает среднюю долю этой отрасли в выпуске страны.

Коэффициент специализации: Cir = αirr. αir – доля региона r в выпуске отрасли i; αr – доля региона r в выпуске страны.

Для выделения наиболее развитых отраслей в регионе могут быть рассчитаны коэффициент душевого производства, а также анализ не только отраслей специализации, но и комплексирующих и дополняющий производств.

 

Типологизация регионов.

Построение типологии регионов важно как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Методы, механизмы и мероприятия экономической политики должны учитывать особенности типов регионов, выделяемых с учетом экономических, социальных, природных и иных условий. В региональных исследованиях широко используются методы типологических группировок. При этом предпочтение отдается сложным группировкам.

Методы типологизации:

  1. Типологизация регионов по исходному состоянию и динамике одного индикатора. Вся совокупность регионов разбивается на 2 и более группы по уровню индикаторов в базисном году. Затем производится разделение регионов по относительной величине индикатора в наблюдаемом году. В простейшем случае выделяют 4 группы регионов:

· В 1 группу попадают регионы, в которых индикатор в наблюдаемом и базисном году был выше средне российского.

· Во 2 группу – регион, в котором индикатор был в наблюдаемом выше среднего, в базисном – ниже.

· В 3 группу – в наблюдаемом ниже среднего, в базовом – выше.

· В 4 группу – в наблюдаемом и в базисном ниже среднего.

  з/п выше среднесрочной 2011 г. з/п ниже среднесрочной 2011 г.
з/п выше среднесрочной 2010 г. Регион 1, регион 2… Регион 3…
з/п ниже среднесрочной 2010 г. Регион 4 … Регион 5…

 

  1. Типологизация регионов по сочетанию 2х индикаторов, характеризующих уровень или динамику экономического и социального развития.
Динамика доходов Динамика производства > 110 105-110 100-105 90-100
> 110        
105-110        
100-105        
90-100        

 

  1. Типологизация регионов по главным проблемам экономического развития. Типология построена по 4 группам основополагающих проблем:

· Экономическим;

· Геополитическим;

· Этническим;

· Экологическим.

Регионы, в которых основные проблемы экономические, подразделяются на 4 типа:

1) Традиционно отсталое,

2) Депрессивное,

3) Традиционно развитое,

4) Программно-развиваюшееся.

  1. Типологизация регионов на основе индикаторов социально-экономического развития регионов. Уровень социально-экономического развития региона невозможно выразить в одном показателе. Существуют 3 основных подхода для отражения множества характеристик региональных уровней благосостояния:

1) Выделение главного индикатора и фиксирование других в виде ограничительных условий.

2) Многоцелевая оптимизация по нескольким индикаторам.

3) Построение сводных социально-экономических индикаторов.

Пример построения индикаторов на основе 3 подхода:

I этап: формируется перечень первичных индикаторов по 9ти блокам (всего выделяется 40 индикаторов): общий уровень развития региона, состояние отраслей производства, финансовое положение региона, инвестиционная активность, доходы населения, занятость, состояние социальной сферы.

II этап: по каждому индикатору регион получает свой ранг, но при этом все индикаторы могут быть признаны равноценными.

III этап: по каждому блоку рассчитывают стандартизированные оценки.

IV этап: на основе средней считают интегральную оценку.

 

Методы анализа регионального производственного комплекса.

Для анализа регионального производственного комплекса используются следующие группы методов:

1) Межотраслевая модель регионального комплекса.

2) Структурно-логические и балансовые методы размещения производства.

3) Экономико-математические и оптимизационные методы.

Для исследования возможности и проблем региональных социально-экономических систем строятся регионально-экономические модели. Выделяют 3 типа таких моделей:

  1. Модель экономической базы.
  2. Модель затраты-выпуск.
  3. Экономические модели. Среди экономических моделей выделяют класс эконометрических моделей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...