Скрининг врожденных пороков развития
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для пренатального скрининга врожденных пороков развития проводят определение биохимических маркеров в материнской сыворотке крови в ходе 2-го триместра беременности, в частности для выявления наличия у плода следующих нарушений: – дефекты эктодермы плода (дефекты нервной трубки, дефекты брюшной стенки); – хромосомные аберрации плода, наиболее важными из которых являются трисомия 21 пары хромосом (синдром Дауна) и трисомия 18 пары хромосом (синдром Эдварса); – акушерские осложнения в ходе 3-го триместра. Определение уровня a-фетопротеина в материнской сыворотке (МС АФП) используют в качестве скринингового теста на дефект нервной трубки (ДНТ) между 16-ой и 19-ой неделей беременности с 1997 года. Определение МС АФП, используемое в отдельности, позволяет выявить более 70% случаев ДНТ, а в комбинации с ульразвуковым обследованием — около 90%. Причины повышения уровня МС АПФ: 1. Дефекты нервной трубки 2. Поздние роды 3. Внутриматочные кровотечения 4. Плацентопатия 5. Угрожающий выкидыш 6. Перинатальная смерть 7. Многоплодная беременность 8. Гибель одного из эмбрионов при многоплодной беременности 9. Дефект брюшной стенки 10. Триплоидия 11. Врожденный почечный синдром 12. Гигрома шеи 13. Маловодие
АФП, хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) и свободный эстриол являются маркерами, используемыми в этом типе скрининга, а возраст матери служит дополнительным скрининговым критерием. С 1998 г для оценки степени риска возникновения синдрома Дауна (СД) используют определение уровня трех биохимических маркеров, наиболее тесно связанных с СД: МС АФП, общего хорионического гонадотропина человека (общего ХГЧ) и свободного эстриола, а также учитывают возраст матери. В последнее время используют также определение вспомогательного маркера СД — ингибина А.
Хорионический гонадотропин (ХГЧ) является главным гормоном беременности. Он продуцируется клетками синцитиотрофобласта плаценты и некоторыми опухолями. Предполагается, что физиологической ролью ХГЧ является стимуляция синтеза прогестерона желтым телом на ранних стадиях беременности. Считается также, что ХГЧ стимулирует синтез тестостерона мужскими половыми железами плода и оказывает воздействие на кору надпочечников эмбриона. Альфа-фетопротеин (АФП) является специфическим фетальным альфа-глобулином с молекулярным весом 65–70 кДА. Первоначально АФП вырабатывается желточным мешком эмбриона, а с 13-ой недели — печенью плода. Его концентрация постепенно снижается к моменту родов. В течение первого года жизни уровень АФП снижается до очень низких значений, характерных для взрослого человека. Во время физиологической беременности уровень АФП в амниотической жидкости снижается, а в материнской сыворотке, напротив, возрастает. Уровень АФП, превышающий физиологический всегда служит показателем наличия серьезных нарушений. Определение АФП в амниотической жидкости, полученной при пункции плодного пузыря между 15 и 20 неделями беременности, с 70-х годов используют для пренатальной диагностики открытых дефектов незаращения нервной трубки. Определение уровня АФП в амниотической жидкости проводят также для выявления вторичных аномалий развития плода. Эстриол является главным стероидным гормоном, синтезируемым плацентой. На первой стадии синтеза, которая происходит в эмбрионе, холестерин, образующийся de novo, либо поступающий из крови матери, превращается в прегненолон, который сульфатируется корой надпочечников плода в дегидроэпиандростерон-сульфат. Гидроксилирование этого соединения в печени по 16-положению и отщепление сульфата сульфатазами плаценты приводит к образованию эстриола. Поскольку в образовании эстриола принимают участие, как плод, так и плацента, изменение уровня эстриола может служить идеальным показателем функции фетоплацентарной системы.
В материнской крови только небольшая часть эстриола циркулирует в свободном состоянии, основное его количество находится в виде глюкуронида и сульфата. Во время физиологической беременности уровень эстриола постепенно возрастает до 40-ой недели. Пониженный уровень эстриола или его резкое падение свидетельствуют о патологическом состоянии плода. Определение уровней общего или свободного эстриола используют для мониторинга беременности. 6. Вопросы для контроля за усвоением темы: 1. В чем заключается различие наследственных и врожденных заболеваний? 2. Каково значение наследственности в развитии мультифакториальных заболеваний? 3. Каково значение критических периодов в патологии эмбриона и плода? 4. В чем заключаются особенности патологии прогенеза, бластогенеза, эмбриогенеза, фетогенеза? 5. Дайте характеристику эндо- и экзогенных причин ВПР. 6. Каковы клеточные и тканевые механизмы тератогенеза? 7. Охарактеризуйте проявления диабетической эмбрио- и фетопатии. 8. Какие процессы лежат в основе «перезревания» половых клеток? 9. Каково действие ионизирующего излучения на внутриутробное развитие? 10. В чем заключается этиология и патогенез фетального алкогольного синдрома? 11. Какова роль вирусов в патологии внутриутробного развития? 12. В чем заключается профилактика и дородовая диагностика врожденных пороков развития?
Темы реферативных сообщений: 1. Генетический, ферментный, рецепторный и метаболический блоки как основа патогенеза наследственных заболеваний. 2. Генотип, конституция и соматическая патология. 3. Особенности плаценты как иммунного барьера. 4. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного.
ЛИТЕРАТУРА. Основная: 1. Тексты лекций. 2. Адо, А.Д. Патологическая физиология / А.Д. Адо. – Томск: Изд-во Томского университета, 1994. – С. 83–96. 3. Зайко, Н.Н. Патологическая физиология: учебник / Н.Н. Зайко [и др.]; под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В. Быця. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – С. 59–80.
4. Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: учебник / П.Ф. Литвицкий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 26–42. 5. Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: учебник: в 2 т. / П.Ф. Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т. 1. – С. 51–88. 6. Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: курс лекций / П.Ф. Литвицкий [и др.]: под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: Медицина, 1997. – С. 31–43. 7. Патофизиология: учеб.: в 2 т. / под ред. В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберга, О. И. Уразовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — ГОЭТАР-Медиа, 2009. — Т. 1. — 848 с. — Т. 2. — 640 с.
Дополнительная: 1. Литвицкий, П.Ф. Руководство к занятиям по патофизиологии / П.Ф. Литвицкий [и др.]: под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002. – 128 с. 2. Новицкий, В.В. Патофизиология / В.В. Новицкий, Е.Д. Гольдберг. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001. – С. 102–129. 3. Войнов, В.А. Атлас по патофизиологии: учебное пособие / В.А. Войнов. – Москва: МИА, 2004. – 218 с. 4. Тестовые задания по курсу патофизиологии / под ред. Г.В. Порядина и Ж.М. Салман. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 352 с. 5. Задачи и тестовые задания по патофизиологии: учебное пособие / под ред. П.ф. Литвицкого. – Москва: ГЕОТАР-МЕД, 2002. – 384 с. – (серия «XXI век»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|