Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура изучения дисциплины.

Волгоградский государственный университет

Кафедра психологии

 

УТВЕРЖДЕНО УЧЕНЫМ СОВЕТОМ Протокол № от «___» _________ 2012   Декан факультета управления и региональной экономики ______________В.О. Мосейко   «___» ___________ 2012   РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ Протокол № от «___» __________ 2012   Заведующий кафедрой психологии   _________________А.Ю. Чернов   «___» ___________ 2012  

 

 

Программа учебной дисциплины

«Психология»

по основной образовательной программе

подготовки бакалавров по направлению 080500 «Бизнес-информатика»

(2 курс, 3 семестр)

 

Автор: к.пед.н., доцент А.А. Сергеев

 

Количество зачётных единиц: 2

 

Волгоград

2012 г.


Пояснительная записка (методические указания).

 

Исходный уровень компетенций, знаний, умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению дисциплины «Психология»: приступая к изучению дисциплины «Психология», студент должен обладать следующими сформированными компетенциями:

 

- знает требования профессиональной этики и готов поступать в соответствии с этими требованиями; обладает нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладает гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- владеет основными способами и средствами информационного воздействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, имеет навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями; способен к восприятию и методическому обощению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения(ОК-8);

- умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменую речь; способен к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии(ОК-9);

- способен к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другми членами коллективами(ОК-10);

 

Знать:

- фундаментальные разделы математики, необходимые для выполнения работ и проведения исследований;

- структуру философского знания, его место и роль в современной жизни, методы и приёмы философского анализа проблем;

Уметь:

- применять профессиональные обязательства в профессиональной сфере на основе ресурсного обеспечения;

- применять математические методы при решении профессиональных задач;

Владеть:

- навыками логического мышления, критического восприятия информации;

- математическим аппаратом, необходимым для профессиональной деятельности.

 

Краткая характеристика дисциплины: Курс «Психология» является базовым и содержит в себе общие основы психологических знаний. Настоящему курсу отводится одно из центральных мест в формировании у студентов позитивной мотивации к овладению психологическими знаниями и умениями.

Основной целью курса является знакомство с основными понятиями, проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии.

Основное внимание в курсе уделяется теоретическим проблемам пси­хологии, рассматриваются закономерности и механизмы основных психи­ческих явлений. Обсуждаются вклад отечественных и зарубежных ученых в современное понимание психической реальности.

 

 

Учебные задачи дисциплины: процесс изучения дисциплины «Психология» направлен на формирование следующих компетенций:

 

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК6);

- готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОК7);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17).

 

знать:

- фундаментальные естественно-научные основы психологии,

- уметь ориентироваться в современных научных психологических школах и направлениях

- понимать специфику предмета и методов основных психологических школ

- иметь современное научное представление о тенденциях развития психологической науки, ее месте в структуре современных знаний о мире,

- понимать взаимосвязь теоретических знаний и их практического применения в современной психологии.

уметь:

- оценить возможности того или иного метода психологии в соответствии с целями и задачами исследования;

- применять соответствующие знания на практике;

-осуществлять диагностику потребностей, мотивов, целей потребителя, выделять главные психологические особенности потребителя;

владеть навыками:

- составления психологического заключения;

- подбора психологических средств, в зависимости от решаемых задач.

 

Формы работы: лекции, домашние занятия, выполнение проекта.

 

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Вид текущего контроля – проверка выполнения домашних заданий, эссе, презентаций по темам учебной дисциплины в течение семестра. Промежуточный контроль осуществляется на основании проверки, выполненных студентами контрольных работ по окончанию каждого модуля. Итоговой формой контроля является зачет.

 

Методика формирования результирующей оценки:

Единица измерения Кол-во единиц в семестре Кол-во баллов за 1 единицу Максимально возможное кол-во баллов
Присутствие на занятии   1,15  
Заключение по выполненному практическому заданию      
Контрольная работа      
ИТОГО: 100

 

Другие пояснения: по окончанию освоения дисциплины «Психология» студенты самостоятельно выполняют проект «Комплексное психологическое исследование». Структуру проекта можно представить в следующем виде:

- цель психологического исследования (формулируется учащимся самостоятельно);

- задачи исследования (формулируются на основе поставленной цели, как способы её достижения);

- подбор психологических методов (соответствуют каждой из задач, являются средством их достижения);

- целостное психологическое заключение, основанное на результатах используемых методов, соответствующей цели, поставленной в начале проекта;

- рекомендации, представленные в контексте первоначальной цели, основанные на результатах исследования.

 

Структура изучения дисциплины.

Всего часов (общая трудоёмкость в часах) 72 часа
В т.ч.  
Аудиторных занятий 34 часа
Из них лекций 34 часа
Семинарских / практических занятий -
Самостоятельных занятий 38 часа
Изучение основной и дополнительной литературы 6 часов
Выполнение письменных домашних заданий, проекта 18 часа
Выполнение контрольных работ 14 часов

 

 

Тематический план изучения дисциплины.

Тема Содержание Вид занятий Форма занятий Кол-во часов Форма контроля
  Психология как научная дисциплина и практическая деятельность История психологии. Объект и предмет психодиагностики. Задачи и функции психологии. . Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
  История психологии Основные исторические этапы становления психологической науки Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
  Структуры современной психологии Отрасли психологии, их назначение и взаимосвязь Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
  Развитие психики в онтогенезе Стадии, их характеристика. Сознание Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
  Познавательные процессы Ощущения Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
Восприятие Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
Память Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
Мышление Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
Воображение Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
  Групповые процессы Виды групп, их характеристика. Групповые процессы. Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
Межличностное общение Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
  Регулятивные процессы Потребностно-мотивационная сфера Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
Эмоционально-волевая сфера Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
Внимание Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
  Психология личности Теории личности, их краткая характеристика Аудиторное занятие Лекция   Контрольная работа
Темперамент, его виды и характеристика Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
Характер, особенности характера и его определение Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
    Виды способностей, задатки Аудиторное занятие Лекция   Проверка домашних заданий
  Комплексное психологическое исследование   Самостоятельное занятие Выполнение проекта   Защита проекта

 

Контрольные вопросы.

1. Общая характеристика науки.Место психологии в системе наук.

2. Основные отрасли психологии.

3. Сознание как предмет психологии.

4. Методы психологического исследования.

5. Общая характеристика бихевиоризма.

6. Специфика предмета и метода в гештальтпсихологии.

7. Общая характеристика психоанализа.

8. История становления и развития отечественной психологии.

9. Деятельностный подход в психологии: истоки, предпосылки, основные идеи

10. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Этапы развития психики в филогенезе.

11. Сознание: общая характеристика, трехаспектная структура.

12.Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие об индивиде как представители биологического вида и продукте биологической эволюции.

13.Личность и индивидуальность. Индивидуальность человека как совокупность психических качеств, способов поведения, отличающих его от других людей.

14.Механизмы психологической защиты «Я-образа». Виды защит в классическом психоанализе: вытеснение, проекция, рационализация, регрессия и др.

15.Деятельность как производство. Деятельность как труд. Деятельность как изменение обстоятельств жизни и самоизменение человека.

16. Понятие и виды общения. Уровни и функции общения. Невербальная коммуникация.
17. Понятие и основные характеристики социальных групп. Типология социальных групп.

18.Лидерство и руководство в группах. Теории происхождения лидерства.
19. Познавательные процессы.

20. Регулятивные процессы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...