РАЗДЕЛ I.
Тема 1.
Содержание темы:
| ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МОЛОДЕЖИ
«Социология молодежи в системе социологического знания»
Социология молодежи как специальная социологическая теория. Социологические подходы к изучению молодежи. Цели, задачи и функции социологии молодежи. Предметные области ювенологии и социологии молодежи. Теоретические подходы в социологии молодежи (стратификационный, культурологический, функциональный, ресурсный, тезаурусный). Основные направления социологического анализа молодежи. Особенности социологического анализа проблем молодежи.
|
Тема 2.
Содержание темы:
| «Молодежь как объект социологического исследования»
Различные подходы к определению молодежи и молодости. Дефиниция понятия «молодежь». Молодость как этап жизненного цикла. Возрастные границы молодости и исследовательские процедуры их фиксации. Возрастная статусная система, ее параметры. Социальная и возрастная стратификация молодежи. Социальные группы в структуре молодежи, их разнообразие и взаимодействие. Молодежь как целостность: проблемы дифференциации и единства. Многомерная модель молодежи.
|
Тема 3.
Содержание темы:
| «Юность как социальная проблема»
Юность как завершающая фаза первичной социализации. Особенности юношеской рефлексии. Проявление специфических свойств молодежи в социальном взаимодействии. Молодежь в системе межпоколенческих отношений. Диалектика и механизмы преемственности поколений. Отражение современных общественных тенденций в проблеме «отцов и детей». Различные теории конфликта поколений.
|
Тема 4.
Содержание темы:
| «Становление социологии молодежи как отрасли социологического знания за рубежом»
Генезис и основные этапы становления социологии молодежи на Западе. Научные школы конституирования социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологии в 20-40-х гг. XX в.: психологическая (Т.Парсонс); культурно-антропологическая (Е.Сатерленд, А.Холлингед, Э.Хартшорн, представители чикагской школы); общесоциологическая (К.Манхейм, Х.Ортега-и-Гассет). Теория «потерянного поколения» в периоды после мировых войн. Развитие социологии молодежи в 50-60-е гг. (Г.Шельски, К.Беднарик, К.Кенистон, М.Гордон, А.Коэн, Д.Колеман и др.). Формирование концепций «контркультуры» и «конфликта поколений» в конце 60-х – середине 70-х гг. XX в. (Л.Фойер, Ф.Масгроув, Ч.Рейч, Т.Роззак и др.). «Стилевой» период в современной зарубежной социологии молодежи (К.Аллербек, Л.Розенмайер, М.Верст, Г.Гризе и др.).
|
Тема 5.
Содержание темы:
| «Развитие социологии молодежи в России»
Социологические исследования влияния семьи на молодое поколение, проблем студенчества и рабочей молодежи в начале XX в. (П.Сорокин, М.Рубинштейн, А.Сперанский, А.Кауфман и др.). Эмпирические исследования по проблемам молодежи в послереволюционной России. Свертывание социологии молодежи в 1930-х гг. Возрождение и развитие науки с середины 1960-х гг. (С.Н.Иконникова, И.М.Ильинский, Л.Н.Коган, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, Т.Н.Кухтевич, Ф.Р.Филиппов, В.И.Чупров, В.Н.Шубкин и др.). Основные направления развития социологии молодежи в СССР, ее состояние в постперестроечной России.
|
РАЗДЕЛ II.
Тема 6.
Содержание темы:
|
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
«Социализация и адаптация молодежи»
Сущность социализации, ее концептуальное осмысление в социологии молодежи. Этапы социализации. Особенности юношеского этапа социализации. Условия и факторы социализации. Особенности социализации современной молодежи. Социализация и самоидентификация, социализация и социальная адаптация. Сущность и основные характеристики социальной адаптации. Социализация молодежи как фактор внедрения социальных изменений в обществе. Понятие «ювентизации».
|
Тема 7.
Содержание темы:
| «Социальные девиации в молодежной среде»
Понятие социальной девиации и делинквентности. Биологические, психологические и социологические теории девиации. Относительность девиации, плюрализм границ девиации в индустриальном и постиндустриальном обществе. Правосознание современной российской молодежи. Специфика девиантного поведения молодежи. Формы негативного девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные отклонения, социальный паразитизм, аномия; их социальные причины и тенденции проявления у современной молодежи. Способы профилактики отклоняющегося поведения молодежи в семье и в обществе.
|
Тема 8.
Содержание темы:
| «Молодежные субкультуры и особенности молодежной коммуникации»
Культура как социальное явление, ее функции в обществе. Современное понимание культуры. Факторная обусловленность культуры молодежи. Культура общества и молодежная культура: проблемы взаимоотношения и взаимодействия. Молодежные субкультуры и их особенности. Специфика отечественной молодежной субкультуры. Культурный уровень и ориентации современной российской молодежи. Стиль жизни современной российской молодежи и молодежный досуг: содержание и предпочтения. Молодежь и массовая культура. Молодежь и учреждения культуры. Феномен молодежной моды. Молодежь и чтение. Молодежь и кино. Молодежный сленг как отражение аудиовизуальной культуры. Музыкальные предпочтения молодежи. Тенденции развития современных коммуникационных процессов в молодежной среде, обусловленных информатизацией и глобализацией.
|
Тема 9.
Содержание темы:
| «Социальные проблемы образования»
Образование как социокультурный феномен. Вызовы XXI века и система образования Реформы систем образования в России и за рубежом, их характер, направленность, уроки. Образовательный уровень современной молодежи. Образование как ценность. Критерии эффективности и качества современного школьного образования. Проблема доступности профессионального образования. Социальные шансы получения высшего образования. Перспективы трудоустройства выпускников. Политика в области образования в современной России.
|
Тема 10.
Содержание темы:
| «Молодежь в системе экономических отношений»
Профессиональное самоопределение молодежи и состояние системы социально-профессиональной ориентации в России. Трансформации рейтинга престижности профессий в массовом сознании молодых россиян. Уровень трудовой активности современной молодежи. Мотивационная структура трудовой деятельности российской молодежи. Особенности экономического поведения молодежи. Динамика экономической культуры российской молодежи. Молодежь и рынок труда. Условия и факторы адаптации молодежи к рыночным отношениям. Социально-профессиональная адаптация молодежи в трудовых организациях. Социально-психологические аспекты безработицы молодежи.
|
Тема 11.
Содержание темы:
| «Молодежь в системе политических отношений»
Динамика политических ориентаций молодежи. Аполитичность молодежи. Политическое сознание современной молодежи. Отношение молодежи к политике и политическим институтам. Политическая культура российской молодежи. Характеристика молодежных движений, партий, организаций. Проблемы патриотического воспитания и формирования гражданственности молодежи в современной России.
|
Тема 12.
Содержание темы:
| «Молодежь в сфере социального управления»
Молодежный «сегмент» в структуре социального управления в России. Молодежь в системе самоуправления общества. Молодежь и инновационная деятельность в управлении. Юность как важнейший этап профессионализации управленческих кадров. Проблемы подготовки и трудоустройства молодых управленцев. Государственные программы совершенствования управленческой сферы общества. Социальные эксперименты по освоению практической управленческой деятельности (на примере функционирования молодежного правительства в Москве).
|
Тема 13.
Содержание темы:
| «Семья, любовь и секс в социальных представлениях и повседневной практике молодежи. Проблемы молодой семьи»
Трансформация института семьи в индустриальном и постиндустриальном обществе и процесс депопуляции населения. Динамика брачно-семейных отношений в России. Демографические установки молодежи. Ценность семьи, любви и секса в молодежном сознании. Половая мораль и сексуальное поведение молодежи и тенденции их изменения. Любовь в структуре гендерных отношений молодежи. Современная брачная ситуация и уровень подготовки молодежи к вступлению в брак. Молодая семья: особенности, проблемы, потенциал. Факторы успеха и дестабилизации семейной жизни молодежи. Анализ проблем функционирования института «гражданского брака» в молодежной среде.
|
Тема 14.
Содержание темы:
| «Религиозность молодежи»
Специфика религии как социального феномена. Религиозность как свойство индивида, социальной группы, методы ее фиксации. Псевдорелигиозность. Отношение молодежи к религии. Религиозная толерантность молодежи. Динамика религиозности молодежи в России в XX-XXI вв. Влияние религиозных традиций и ценностей в процессе социализации молодежи. Молодежь и традиционные конфессии в России: православие, ислам, буддизм. Проблемы вовлечения молодежи в нетрадиционные религиозные организации в современном обществе. Элементы религиозности в молодежных субкультурах (готы, сатанисты, язычники, толкинисты и др.)
|
Тема 15.
Содержание темы:
| «Студенчество - специфическая социально-статусная группа общества»
Потенциальная роль студенчества в социально-экономическом развитии и научно-техническом прогрессе общества. Социальный портрет российского студенчества. Анализ студенческого контингента в разрезе отраслевой структуры государственных и негосударственных ВУЗов. Динамика структуры студенчества по группам специальностей и направлениямго стии и научнот. Трудоустройство выпускников государственных и негосударственных ВУЗов как аспект качества подготовки специалистов. Социальные проблемы российского студенчества. Студенческая семья. Анализ социальных последствий реформы высшей школы.
|
РАЗДЕЛ III.
Тема 16.
Содержание темы:
| СОВОКУПНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
«Совокупный социальный потенциал молодежи: сущность, структура. Система условий и факторов его реализации»
Понятия «социальный потенциал» и «совокупный социальный потенциал». Структура совокупного социального потенциала молодежи, система эмпирических показателей. Соотношение индивидуального и социального, объективного и субъективного, стихийного и управляемого в процессе реализации совокупного социального потенциала молодежи. Проблемы неравенства стартовых возможностей для его реализации.
|
Тема 17.
Содержание темы:
| «Ценности и жизненные стратегии молодежи»
Понятия «ценности», «ценностные ориентации», «социальные установки». Специфика ценностных систем молодежи. Трансформации ценностных систем молодежи в постсоветский период как форма адаптации к новой социально-экономической реальности. Социологический смысл понятия «жизненная стратегия». Жизненные стратегии в системе ориентирования личности молодого человека. Формирование жизненных стратегий: этапы и механизмы. Характеристика основных типов жизненных стратегий молодых россиян (стратегии жизненного благополучия, жизненного успеха, самореализации личности, жертвенности и др.).
|
Тема 18.
Содержание темы:
|
«СМИ как фактор воздействия на систему поведения и деятельности молодежи»
Особенности восприятия информации молодыми людьми. Молодежь и качество информации, проблемы государственного и общественного контроля за качеством информации. Информационные технологии воздействия на молодежь: формирование эталонов потребления, определенных культурных образцов, стереотипов поведения, формирование лояльного отношения к политическому режиму и др. Детерминация падения уровня культуры, нравственности, роста бездуховности, аномии, правового нигилизма, девиаций в молодежной среде характером и содержанием деятельности современных российских СМИ.
|
Тема 19.
Содержание темы:
| «Государственная молодежная политика в трансформирующейся России»
Сущность понятия «молодежная политика». Принципы государственной молодежной политики. Цели, задачи, приоритеты и противоречия государственной молодежной политики в современной России. Региональные аспекты молодежной политики. Концептуальные основы социальной защиты и поддержки молодежи. Пути и средства реализации молодежной политики в трансформирующейся России.
|
РАЗДЕЛ IV.
Тема 20.
Содержание темы:
|
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
«Методология и методика организации социологического исследования по проблемам молодежи»
Принципы и методы научного исследования молодежных процессов и отношений. Применение междисциплинарных методов сбора и анализа социальной информации при изучении молодежи: опрос и статистический анализ, наблюдение и эксперимент, кросс-культурный сравнительный анализ, анализ документальных источников. Проблема интерпретации понятий. Особенности организации и проведения социологического исследования социальных проблем молодежи в современном российском обществе.
|
Тема 21.
Содержание темы:
|
«Социологический анализ проблем молодежи в России, странах СНГ и в развитых странах»
Анализ результатов социологических исследований: динамика молодежных процессов в России и в мире; отношение молодежи к семье, выбору профессии, политике, религии и т.д.; изучение форм воздействия СМИ на систему поведения и деятельности молодежи; влияние потребительского поведения на репродуктивное поведение молодой семьи. Особенности социализации современной молодежи. Динамика тенденций отклоняющегося поведения молодежи. Использование молодежи в социальных конфликтах. Оценка совокупного социального потенциала российской молодежи.
|