Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возражения и их опровержение




Автор книги "Мисбах аз-Зуджаджа фи Фаваид Када аль-Хаджа" так объясняет поступок Умара, отказавшийся от приближения к Аллаху посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «До Умара не дошел хадис о слепом человеке, и если бы он дошел до него, то он непременно воспользовался бы таким посредничеством».[76]

Это объяснение является неприемлемым по нескольким причинам:

Во-первых, хадис о слепом человеке, как и история с Умаром, свидетельствуют о том, что искать приближение к Аллаху разрешается посредством мольбы человека, а не посредством его самого. Об этом мы уже говорили и еще поговорим впоследствии.

Во-вторых, Умар воспользовался посредничеством аль-Аббаса не втайне от людей, а перед многочисленными свидетелями, среди которых были и старейшие сподвижники – мухаджиры[77], ансары[78] и другие (люди). И если мы можем допустить, что вышеупомянутый хадис не был известен Умару, то никак нельзя предположить, что он не был известен всем присутствовавшим рядом с Умаром сподвижникам!

В-третьих, как мы уже отметили, Умар неоднократно прибегал к посредничеству аль-Аббаса, когда жители Медины попадали в трудную ситуацию или когда его просили помолиться о ниспослании дождя. Об этом свидетельствует контекст хадиса Анаса, в котором говорится, что «Умар бин аль-Хаттаб, когда начиналась засуха, просил аль-Аббаса бин Абд аль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя». Об этом же свидетельствует хадис Ибн Аббаса, переданный Ибн Абд аль-Барром в книге "аль-Истиаб" (3/98). И если даже предположить, что в первый раз он мог не знать об этом, как можно объяснить то, что впоследствии он снова и снова просил аль-Аббаса помолиться о ниспослании дождя? И почему находившиеся рядом с ним мухаджиры и ансары не рассказывали ему хадис о слепом человеке, который был известен им?! О, Аллах, поистине, из объяснения этих людей получается, что (1) все сподвижники ничего не знали об истории со слепым человеком или же, по меньшей мере, (2) они не знали о том, что из этой истории следует, что можно просить Аллаха о чем-либо ради кого-либо. Первый вывод, несомненно, является ошибочным, а второй – правильным, поскольку сподвижники никогда не воспользовались бы мольбой аль-Аббаса, отказавшись от посредничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если бы в истории со слепым человеком содержалось свидетельство о дозволенности приближения к Аллаху ради кого-либо.

В-четвертых, Умар не был единственным, кто отказался просить Аллаха ради самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и искал приближение к Аллаху посредством мольбы другого человека. Таким же образом поступил Муавия бин Абу Суфьян, когда попросил Йазида бин аль-Асвада помолиться о ниспослании дождя. Он не стал просить Аллаха ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя вокруг него находились многие сподвижники и их славные последователи. Неужели можно сказать, что они тоже ничего не знали об истории со слепым человеком? И таким же образом объяснять действия ад-Даххака бин Кейса, который тоже прибег к посредничеству Йазида?

 

В книге "Мисбах аз-Зуджаджа" встречается еще одно объяснение поступку Умара, которым руководствуются наши фанатичные оппоненты. Автор книги пишет: «Умар прибег к посредничеству аль-Аббаса, беря пример с Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который оказывал тому всяческое почтение. Об этом однозначно заявил сам Умар. Аз-Зубейр бин Баккар в книге "аль-Ансаб" передал от Давуда бин Ата от Зейда бин Аслама от Ибн Умара: «В "пепельный" год Умар бин аль-Хаттаб попросил аль-Аббаса бин Абд аль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя. Умар прочел проповедь и сказал: "Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относился к аль-Аббасу как к своему отцу. Берите же пример с посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о люди, и ищите приближение к Аллаху посредством него…"». О том же передал аль-Балазури от Хишама бин Саада от Зейда бин Аслама от его отца».

Ответить на это объяснение также можно несколькими способами:

Во-первых, вышеупомянутое предание не является достоверным, потому что Давуд бин Ата аль-Мадани был слабым рассказчиком, о чем говорится в книге "ат-Такриб". Рассказанную им версию предания от аз-Зубейра бин Баккара передал и аль-Хаким (3/334), однако он умолчал о степени ее достоверности. Имам аз-Захаби, внимательно изучив цепочку передатчиков предания аль-Хакима, сказал: ''Давуд относится к числу отвергаемых (матрук) рассказчиков''. Я же (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) добавлю, что с его слов этот хадис рассказывал Саида бин Убейдуллах аль-Музани, биографии которого я не нашел. Кроме того, цепочка передатчиков этого хадиса является запутанной. Как видно, в одном случае говорится, что Хишам бин Саад рассказывал его от имени Зейда бин Аслама от его отца, а в другом – от имени Зейда бин Аслама от Ибн Умара. Безусловно, Хишам больше заслуживает доверия, чем Давуд, но мы не знаем, что именно он рассказывал, и не можем сравнить его слова с тем, что рассказывал от его имени Давуд. Мы также не можем опираться на слова "о том же передал аль-Балазури", упомянутые автором "аль-Мисбаха", и на основе этой фразы делать вывод, что текст предания одинаков, поскольку он цитировал аль-Балазури по книге "Фатх аль-Бари", в которой не содержатся слова ''о том же''. См. ''Фатх аль-Бари'' (2/399).

Во-вторых, если бы это предание было достоверным, то в нем содержалось бы свидетельство того, почему Умар воспользовался посредничеством аль-Аббаса, а не другого сподвижника, присутствовавшего рядом с ним в тот момент. Однако в этом предании нет указаний на то, что допустимо отказываться от посредничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – если бы оно действительно было разрешено в Шариате – в пользу посредничества аль-Аббаса, т.е. ради аль-Аббаса. Об этом ничего не говорится в вышеупомянутом предании, абсолютно ничего! Мы ''априори точно знаем'' – как любят выражаться некоторые наши оппоненты, – что, если людей постигнет сильная засуха, то они захотят обратиться к посредничеству такого человека, на мольбу которого будет быстрее дан ответ Пречистым и Всевышним Аллахом, и который поможет им скорее обрести Его милость. Ведь, поистине, если предположить, что человек попадет в большую беду и захочет попросить кого-нибудь обратиться за него с мольбой к Аллаху, и рядом с ним будет пророк и какой-нибудь другой человек, то он непременно попросит об этом пророка. Если же он попросит об этом другого человека и отвернется от пророка, то его сочтут грешником и невеждой. Разве можно после этого полагать, что Умар и находившиеся рядом с ним сподвижники стали бы просить Аллаха не ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а ради кого-либо из людей, если бы просить о помощи ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было дозволено?! Тем более что наши оппоненты считают, что просить Аллаха ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучше, чем надеяться на мольбу аль-Аббаса или любого другого праведника. А ведь сподвижники неоднократно поступали именно так, как мы уже отмечали, и они ни разу не просили Всевышнего помочь им ради самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Таким же образом поступали их последователи, и до нас не дошло ни одного сообщения о том, что кто-либо из них воспользовался иным способом приближения к Аллаху, нежели Умар. Напротив, Муавия и его соратники сделали то же самое, когда попросили славного последователя сподвижников по имени Йазид бин аль-Асвад обратиться за них с мольбой к Аллаху. Разве можно после этого говорить, что Умар прибег к посредничеству аль-Аббаса, беря пример с Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который оказывал тому всяческое почтение?!

Одним словом, истина заключается в том, что при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники всегда прибегали к его посредничеству, чтобы приблизиться к Аллаху, когда их постигала беда. После его кончины они никогда не просили Аллаха помочь им ради него, да благословит его Аллах и приветствует, и все это относится к ярчайшим доказательствам того, что искать приближение к Аллаху посредством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Шариате запрещено. В противном случае до нас дошли бы многочисленные свидетельства того, что сподвижники поступали так. Наши оппоненты, разрешающие просить Аллаха ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, всеми силами выискивают доказательства, имеющие хотя бы малейшее отношение к этому вопросу, чтобы обосновать допустимость своих предположений. Но если бы это было разрешено, то до нас обязательно дошли бы соответствующие свидетельства от сподвижников, ведь они любили и почитали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее, чем те, кто ищет его посредничество. Однако у нас нет свидетельств того, что они хотя бы один раз молили Аллаха о помощи ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, достоверно известно, что они избегали этого, прося других праведников обратиться за них с мольбами к Аллаху!

 

Второй сомнительный довод

Хадис о слепом человеке

 

Подробно изучив хадис о том, как Умар прибег к посредничеству аль-Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, и разъяснив то, что он не только не является доводом в пользу наших оппонентов, а как раз, наоборот, свидетельствует против них самих, перейдем к рассмотрению хадиса о слепом человеке. Давайте посмотрим, оправдывает ли он тех, кто молит Аллаха о помощи ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же он тоже является доводом против них. Итак:

Имам Ахмад и другие (мухаддисы) передали через достоверную цепочку передатчиков хадис Усмана бин Хунейфа: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел слепой мужчина и сказал: "Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение [79], то так будет лучше для тебя". Мужчина сказал: "Обратись к Нему с мольбой!". Он, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему совершить малое омовение надлежащим и тщательным образом, а потом совершить намаз из двух ракатов и обратиться к Аллаху со следующей мольбой: "О, Аллах! Поистине, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка Мухаммада – пророка милости! О Мухаммад, посредством Тебя я обратился к моему Господу по нужде своей! Удовлетвори же мою просьбу, о Аллах, прими его заступничество за меня [и мое заступничество за него]". Мужчина сделал это и выздоровел».[80]

Наши оппоненты полагают, что этот хадис свидетельствует о допустимости приближения к Аллаху, обращаясь к Нему с мольбами ради высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или других праведников. Они считают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел слепому мужчине приблизиться к Аллаху, обратившись к Нему с мольбой помочь ему ради него, да благословит его Аллах и приветствует, и после того, как тот сделал это, к нему вернулось зрение.

Мы же считаем, что этот хадис не является доводом в пользу такого сомнительного способа приближения к Аллаху, как просьба ради кого-либо из творений. Напротив, этот хадис является еще одним доказательством в пользу третьего дозволенного в Шариате способа приближения к Аллаху, о котором мы уже говорили ранее. Слепой мужчина искал приближение к Аллаху посредством мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в самом хадисе есть много свидетельств в пользу этого. Вот лишь некоторые из них:

Во-первых, слепой мужчина пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы тот обратился за него с мольбой к Аллаху. Ведь именно поэтому он сказал: "Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня". Он хотел приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством мольбы Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что знал, что его мольба принимается Аллахом быстрее, чем мольба других людей. Если бы он собирался попросить Аллаха исцелить его ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или ради его высокого положения, то не было бы необходимости приходить к самому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и просить его обратиться за него с мольбой к Аллаху. Ему было бы достаточно остаться дома и обратиться к Господу со словами, которые произносят некоторые люди, например: "О, Аллах! Ради Твоего пророка и ради его высокого положения перед Тобой я прошу Тебя исцелить меня и вернуть мне зрение". Однако он не сделал этого. Почему? Да потому что он был арабом и прекрасно понимал истинный смысл слова "тавассул" в арабском языке. Он знал, что недостаточно просто упомянуть в мольбе имя человека, посредством которого ты собираешь приблизиться к Аллаху, а необходимо отправиться к тому, кого ты считаешь праведником, обладающим знаниями о Коране и Сунне, и попросить его обратиться за тебя с мольбой к Аллаху.

Во-вторых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пообещал слепому мужчине обратиться за него с мольбой к Аллаху и при этом дал ему добрый совет, разъяснив, что будет лучше для него. Так, он сказал: "Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение, то так будет лучше для тебя".. Второе предложение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняется другим хадисом, в котором сообщается, что Всеблагой и Всевышний Господь сказал: «Если Я подвергну Моего раба испытанию, лишив его двух дорогих ему органов [81], и он проявит терпение, то Я возмещу их ему Раем». [82]

В-третьих, слепой мужчина настоял на том, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за него с мольбой к Аллаху, сказав: ''Обратись к Нему с мольбой!''. Из этого следует, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за него с мольбой к Аллаху, ибо он, да благословит его Аллах и приветствует, обещал слепому мужчине сделать это, если тот пожелает, и он всегда сдерживал свои обещания. Мужчина пожелал, чтобы он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за него с мольбой к Аллаху, и это значит, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за него с мольбой к Аллаху, что и следовало доказать. В то же время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сильно желал, чтобы Аллах принял его мольбу за слепого мужчину, и поэтому из своего сострадания к нему он велел ему воспользоваться вторым дозволенным в Шариате способом приближения к Аллаху – попросить Господа помочь ему ради совершенного им праведного поступка. Он хотел, чтобы мужчина собрал благо разными путями, и приказал ему совершить малое омовение и совершить намаз из двух ракатов, а потом обратиться к Аллаху с мольбой за себя. Все эти богоугодные поступки должны были сопутствовать мольбе за него Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как мы уже говорили, в этом и заключается смысл слов Всевышнего: وابتغوا إليه الوسيلة «…ищите приближение к Нему…» (сура ''Трапеза'', аят 35).

Следовательно, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не только не ограничился обещанной мольбой за слепого мужчину, но еще и приказал ему совершить богоугодные дела, которые должны были еще больше приблизить его к Пречистому и Всевышнему Аллаху. Он хотел, чтобы их усилия были совершенными во всех отношениях, чтобы Пречистый и Всевышний Аллах поскорее принял их и остался доволен ими. Одним словом, совершенно очевидно, что центральной частью всей этой истории была мольба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в ней ничего не говорится о том, о чем заявляют наши оппоненты.

Однако шейх аль-Гимари не заметил или не захотел замечать этого. В своей книге "Мисбах аз-Зуджаджа" (стр. 24) он пишет: «Слова " если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя " означают "если хочешь, я научу тебя мольбе, с которой ты обратишься к Нему, и я укажу тебе на нее". Такое толкование необходимо для того, чтобы согласовать начало и конец хадиса».

Я же (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) считаю, что такое толкование неверно сразу по нескольким причинам. Прежде всего, слепой мужчина попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться за него с мольбой к Аллаху, а не научить его словам мольбы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему в ответ: " Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя…" Вне всякого сомнения, он имел в виду, что обратится за него с мольбой к Аллаху. Именно такой смысл хадиса полностью согласуется с его окончанием, и поэтому мы видим, что аль-Гимари не стал толковать слова, содержащиеся в конце хадиса "О, Аллах! Прими его заступничество за меня и мое заступничество за него", – поскольку, как уже было отмечено ранее, они ясно указывают на то, что слепой мужчина надеялся именно на мольбу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Далее аль-Гимари пишет: «Если мы допустим, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с мольбой за слепого, то это не мешает нам отнести данный хадис и к остальным людям». Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: это – откровенная софистика. Никто и не отрицает, что выводы из этого хадиса распространяются не только на слепого мужчину, но и на всех, за кого обращался с мольбами Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за тех, кто ищет его посредничества по разным поводам после его кончины, то об этом ничего не известно, и поэтому согласно Шариату поступать так не дозволяется. Кроме того, сами же наши оппоненты не разрешают просить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться за них с мольбой к Аллаху после того, как он, да благословит его Аллах и приветствует, умер. Следовательно, допущение аль-Гимари является доводом против него самого.

В-четвертых, в мольбе, которой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучил слепого мужчину, есть такие слова: "О, Аллах! Прими его заступничество за меня…" Это значит, что о просьбе вернуть зрение ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или его высокого положения и речи не было. Смысл же этих слов таков: " О, Аллах! Прими заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, т.е. прими его мольбу за меня, чтобы ко мне вернулось зрение". Лексическое значение слова "заступничество" (аш-шафа'а) – "мольба". Именно такой смысл вкладывается в это слово, когда речь идет о заступничестве Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и других пророков и праведников в День воскресения. Однако слово "заступничество" имеет менее широкий смысл, чем слово ''мольба'', поскольку '' заступничество" имеет место только тогда, когда двое людей хотят добиться одной цели, и один из них ходатайствует за другого. Иначе обстоит дело, когда человек просто взывает с мольбой к Аллаху, не ходатайствуя за кого-либо другого.

В толковом словаре "Лисан аль-Араб" сказано: «Заступничеством (аш-шафа'а) называется просьба того, кто ходатайствует перед правителем за другого человека. Заступник (аш-шаафи') – это тот, кто просит за другого человека, пожелавшего посредством него добиться желаемого. Люди говорят: "Я прибег к заступничеству такого-то перед таким-то, позволь же мне теперь заступиться за него"».

Таким образом снова доказано то, что слепой мужчина надеялся приблизиться к Аллаху посредством мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не посредством него самого.

В-пятых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел слепому человеку сказать: "прими … мое заступничество за него [83] ". Это значит: "Прими мою мольбу о том, чтобы его, да благословит его Аллах и приветствует, заступничество было принято, т.е. прими его мольбу, чтобы ко мне вернулось зрение". Таково единственно верное толкование этой фразы.

Именно поэтому наши оппоненты делают вид, что они не знают этого. Они избегают разъяснения этой фразы, потому что она разрушает выстроенные ими принципы до основания. Когда они слышат о ней, то смотрят на тебя так, словно они упали в обморок. Причина же этого заключается в том, что заступничество Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, за слепого мужчину ясно каждому, а вот как слепой мужчина мог заступиться за Посланника, да благословит его Аллах и приветствует? У них вообще нет объяснения этому. О том, что эта фраза разрушает их рационалистические толкования, свидетельствует уже тот факт, что ни один из наших оппонентов не использует ее в своих мольбах. Никто из них не говорит: "О, Аллах! Прими заступничество Твоего пророка за меня и мое заступничество за него!".

В-шестых, богословы отнесли эту историю к чудесам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и к тем его мольбам, которые были приняты Всевышним Аллахом. Внимая его благословенным мольбам, Аллах помогал ему творить чудеса и исцелять больных, и именно посредством его мольбы за слепого Аллах вернул этому мужчине зрение. Вот почему аль-Бейхаки привел этот хадис в книге "Далаил ан-Нубувва" ("Доказательства пророчества"). Аналогичным образом поступили и другие авторы, писавшие книги на эту тему. Все это указывает на то, что причиной исцеления слепого была именно мольба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за него. Это подтверждается и тем, что далеко не каждый слепой исцеляется даже тогда, когда он искренне взывает к Всевышнему Аллаху. Более того, вряд ли хотя бы один из них может излечиться от этого недуга таким путем. Возможно даже, что такое вообще никогда не происходит.

Но если бы тайна исцеления того слепого заключалась в том, что он попросил Аллаха исцелить его ради высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как полагают некоторые мусульмане в наше время, то многие слепые могли бы избавиться от слепоты, попросив Аллаха об этом ради его, да благословит его Аллах и приветствует, высокого положения. Тем более что иногда они просят Аллаха не только ради него, да благословит его Аллах и приветствует, но и ради других пророков и посланников, а также ради всех святых, мучеников и праведников. Они просят ради всех ангелов, людей и джиннов, которые занимают высокое положение перед Аллахом! Тем не менее, мы не знаем (и полагаю, что никто не знает) никого, кто бы излечился от слепоты таким способом за многие века, минувшие со дня кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Если уважаемому читателю стало ясно, что слепой мужчина искал приближение к Аллаху посредством мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и что эта история не имеет никакого отношения к тем, кто разрешает просить Аллаха ради кого-либо из творений, то мы перейдем к рассмотрению смысла слов слепого: "О, Аллах! Я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка Мухаммада". Они означают: "О, Аллах! Я ищу приближение к Тебе посредством мольбы Твоего пророка". Получается, что в мольбе слепого мужчины опущено слово, определяемое родительным падежом (мудаф). Этот прием хорошо известен в арабском языке. В качестве примера можно привести слова Всевышнего: وسئل القرية التي كنا فيها، والعير التي اقبلنا فيها «Спроси жителей селения, в котором мы были, и хозяев каравана, с которым мы вернулись» (сура ''Йусуф'', аят 82). В арабском тексте этого аята опущены слова "жители" (аль-ахль) и "хозяева" (аль-асхаб), и по этому поводу нет разногласий между нами и нашими оппонентами. То есть, в нем опущены слова, определяемые родительным падежом (мудаф). С аналогичным случаем мы уже встречались в словах Умара, когда тот прибег к посредничеству аль-Аббаса.

Таким образом, мольбу слепого мужчины можно истолковать по-разному: Например: "О, Аллах! Я обращаюсь к тебе посредством высокого положения Твоего пророка! О Мухаммад, посредством тебя и твоего высокого положения перед моим Господом я обратился к Нему". Этому толкованию отдают предпочтение наши оппоненты. Возможно также, – и мы придерживаемся этого мнения, – что его слова означали: "О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе посредством мольбы Твоего пророка! О Мухаммад, посредством твоей мольбы я обратился к моему Господу". Безусловно, чтобы отдать предпочтение одному из двух мнений, нужно опираться на убедительные доводы. Что касается первого толкования, которого придерживаются наши оппоненты, то оно не подтверждается ни хадисами, ни какими-либо другими доводами. Из контекста хадиса ни прямо, ни косвенно не следует, что слепой мужчина просил Аллаха об исцелении ради высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. На это нет даже единого намека. Более того, ни в Коране, ни в Сунне, ни в деяниях сподвижников нет никаких свидетельств того, что разрешается искать приближение к Аллаху посредством высокого положения кого-либо из творений. Следовательно, предположение наших оппонентов не опирается на доказательства, и его не следует принимать во внимание. Хвала же за это надлежит Аллаху!

Что же касается второго толкования, которого придерживаемся мы, то оно подтверждается многими доводами, приведенными ранее.

Наконец, следует отметить, что из первой части хадиса о слепом мужчине на первый взгляд кажется, что больной попросил Аллаха исцелить его ради самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В таком случае получается, что нужно отбросить концовку хадиса: "О, Аллах! Прими его заступничество за меня и мое заступничество за него". Совершенно ясно, что отбрасывать ничего нельзя, и мы обязаны согласовать начало хадиса и его окончание. А для этого нет иного пути, кроме как признать, что слепой мужчина искал приближение к Аллаху посредством мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что и требовалось доказать. Следовательно, это предание не указывает на законность поиска приближения к Аллаху посредством самих творений, и хвала за это надлежит Аллаху!

Мне остается лишь добавить, что если бы слепой мужчина действительно попросил Аллаха помочь ему ради самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то подобное суждение относилось бы к особенностям посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. При этом люди все равно не имели бы права молить Аллаха ради других пророков и праведников, равняя их с Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку подобные действия отвергаются здравым смыслом. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был господином всех посланников и лучшим среди них, и поэтому Аллах мог почтить его такой особенностью. Есть много других особенностей, которые присущи только ему одному, да благословит его Аллах и приветствует, и в этих вопросах нет места для проведения аналогий (кыясат). И если кто-либо предполагает, что слепой мужчина попросил Аллаха исцелить его ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он должен ограничиться этим и не просить Аллаха ради кого-либо другого. Известно, что так поступали имам Ахмад и шейх аль-Изз бин Абд ас-Салам, да смилостивится над ними Аллах. Такой вывод можно сделать, исследовав этот вопрос без пристрастия и предвзятости, а помогает принять верное решение только Всевышний Аллах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...