Методы профилактики преступлений в ИУ
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Главное в борьбе с преступностью в местах лишения свободы - это осуществление системы взаимосвязанных научно обоснованных мероприятий воспитательного и принудительного характера с целью устранения причин преступности и создания условий, их исключающих. Знание причин и условий, способствующих совершению преступлений, закономерностей механизма индивидуального преступного поведения позволяет правильно определить систему мер и подходов к их предупреждению в ИУ. Предупреждение понимается не только как деятельность, направленная на выявление и устранение (или нейтрализацию) отрицательных моментов, детерминирующих пенитенциарную преступность, но и на их компенсацию, замену обстоятельствами, обусловливающими нормотипическое, правомерное поведение. Методы профилактики преступлений в ИУ можно разделить на методы выявления и методы устранения и компенсации причин и условий преступлений. Методы выявления обстоятельств, детерминирующих пенитенциарную преступность в ИУ: 1) проверка деятельности различных подразделений ИУ вышестоящими и контрольно-надзорными управлениями по службам (служба безопасности, оперативная, воспитательная, производственная, медицинская и др.), а также надзор со стороны прокуратуры, различные инспекции, инвентаризации и т.п.; 2) криминологическое исследование и выявление: а) криминогенных зон в ИУ, где наиболее часто и в определенные периоды времени совершаются преступления и злостные правонарушения; б) наиболее типичных, серьезных и в то же время специфичных для каждого ИУ недостатков по различным направлениям их деятельности (безопасности и режима, оперативная, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т.д.), которые чаще всего способствуют развитию конфликтных ситуаций в криминогенные и непосредственному совершению преступлений в данных ИУ;
в) технических несовершенств надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и других сторон жизнедеятельности осужденных; г) количественных и качественных изменений состава осужденных; д) преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме; е) кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и др.; 3) оперативные приемы деятельности, которые также могут быть направлены на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их лидерами, "авторитетами", "ворами в законе" и т.п.; 4) выход на место, рейды по всей территории ИУ [14. С.876]. При этом следует обращать особое внимание на ранее враждовавших между собой лиц, а также родственников, друзей враждующих; склонных к занятию запрещенной деятельностью; склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; обладающих повышенной агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов; презираемых основной массой осужденных; лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других и т.п. Приемы, при помощи которых осуществляется выявление указанных обстоятельств, - это, как правило, различные исследовательские методы: анализ документов и наблюдение, некоторые виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и др. Методы устранения, нейтрализации или компенсации обстоятельств и процессов детерминации преступлений в ИУ: 1) конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации о конкретных ИУ по направлениям их деятельности, средствах охраны и надзора за осужденными, в частности о возможностях и средствах повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах, технических средствах проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотров осужденных и т.д.;
2) укомплектование ИУ высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации; 3) комплексные профилактические операции в ИУ, связанные с мобилизацией всех подразделений и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например, для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения, перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.; 4) организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями ИУ о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях и др.; 5) недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом наполнения некоторых колоний за счет перераспределения осужденных между колониями, расширения действующих и строительства новых, современных ИУ и СИЗО; 6) повышение дисциплинированности среди сотрудников ИУ за счет правильной дисциплинарной практики, организации контроля, высокой заработной платы, максимально-минимальных пределов заработной платы, продвижения по службе, поощрений и взысканий вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности сотрудников-преступников [19. С.301]. Групповая профилактика преступлений - это направленное внушение в специально созданных или стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации. Актуальность групповой профилактики преступлений в ИУ определяется следующими обстоятельствами: - концентрация огромной массы преступников в ИУ, что уже само по себе создает криминогенную ситуацию, которая не может не порождать преступления в ИУ; - действие в основном конфликтных криминогенных ситуаций, порождающих и насильственное преступное поведение, и уклонение от наказания, и корыстное преступное поведение;
- распространение управленческой криминогенной ситуации, а также экстремальной криминогенной ситуации, которые порождают корыстные и технические неосторожные преступления. Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля - в работе с группами. В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения: 1. межличностный или внутригрупповой - работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация; межгрупповой - направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями; 2. коллективный - направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы; 3. массовый - сплошное воздействие главным образом на бессознательный уровень всех осужденных. Образцом коллективной профилактики преступлений может служить коммуна (колония), созданная в свое время А.С. Макаренко. Данная идея была реализована у нас в стране в вологодском эксперименте (И.П. Зайцев, В.Ф. Клюкин и другие ученики А.С. Макаренко), а также в Швеции, в некоторых штатах США и других странах. Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила А.С. Новоселова (группы по 10-15 человек) в программе педагогического аутотренинга. В соответствии с этой программой специалисты применяют направленное внушение и обучение самовнушению, методы воспитания (самовоспитания), психогигиены и психопрофилактики. Программа выдержала множество редакций и существует уже более 12 лет. При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы: групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т.п., с использованием различных приемов (психодрама и социодрама), совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т.д. [14. С.879].
Методы предупреждения конфликтных ситуаций в ИУ: 1. формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения; 2. создание различных советов бригад; 3. контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных; 4. дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной, корыстной, аномально-сексуальной, неосторожной; 5. изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам; 6. разложение отрицательных группировок осужденных, как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения; а также применением иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных "воров в законе", "авторитетов", лидеров в одной колонии, помещении камерного типа, в тюрьме, постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания; 7. организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и др.; 8. поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, "семей"; 9. создание "режимных" отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей; 10. социотехника: "рассечение" малой группы, создающей очаг напряженности; "прививка" - введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие; 11. создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения. Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций: 1. переориентация субъектов ситуации посредством информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации; 2. сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения; 3. разобщение субъектов ситуации - ограничение или лишение возможности общения путем: перевода на отдаленные рабочие и спальные места, в другое звено, бригаду, отряд; изоляции в штрафном изоляторе; этапирования в другое ИУ.
Методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ можно разделить на методы изучения осужденных; выявления "отклоняющихся" от определенных, принятых в ИУ норм осужденных; учета, контроля и воздействия на них [14. С.881]. Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: анализ документов - уголовных и личных дел, переписки; опрос лиц, хорошо знающих осужденного; наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; тестирование; эксперимент; беседа с иными осужденными и др. Методы выявления "отклоняющихся" осужденных можно подразделить на: оперативные, методы изучения окружающей микросреды, методы криминально-психологического исследования и др. Эти методы направлены на выявление, постановку на учет, контроль над поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным играм; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства; переведенных в ИК из воспитательной колонии; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессию в поведении; гомосексуалистов и др. Рассмотренные основные направления совершенствования деятельности ИУ по предупреждению преступлений позволяют сделать следующий вывод: предупреждение пенитенциарной преступности представляет собой целостный социальный процесс, состоящий в проведении мероприятий различных масштабов и направлений, осуществляемых всеми отделами и службами этих учреждений. Содержанием данного процесса являются меры по совершенствованию деятельности ИУ по исправлению осужденных. Заключение
Пенитенциарная преступность представляет собой особый вид такого социально-правового явления, как преступность. Предпосылками для данного утверждения служат выявленные и идентифицированные ее специфичные черты. Прежде всего, это субъектный состав пенитенциарной преступности, представленный лицами, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы и допустившими на территории ИУ пенитенциарный рецидив, вступая в конфликт с администрацией ИУ или с иными осужденными. Пенитенциарная преступность отличается специфическими количественно-качественными параметрами. Пенитенциарную преступность порождают либо способствуют ее сохранению или росту такие явления как отчуждение осужденных от правопослушной линии поведения, их сосредоточение в замкнутом пространстве (феномен "тюремного населения"), неизбежное вхождение в сферу и инфраструктуру неформальной самоорганизации осужденных, необходимость придерживаться криминальных традиций. Роль криминогенных причин в данном факторном комплексе пенитенциарной преступности выполняют экономические, организационные, медицинские и технические недостатки в деятельности ИУ. Все эти детерминанты действуют в своей тесной взаимосвязи, создавая неблагоприятный фон в ИУ, интенсивно проявляя свою негативную роль в том случае, если администрация ИУ не выполняет должным образом возложенные на нее обязанности. Пенитенциарная криминология представляет собой частную криминологическую теорию, призванную исследовать противоправное поведение осужденных в ИУ для определения и научного обоснования его причин, условий и закономерностей, форм проявления, личностных особенностей и типологии пенитенциарных преступников. Особым аспектом пенитенциарной криминологии является выработка приемлемой для ИУ стратегии противодействия противоправному поведению осужденных. Личность пенитенциарного преступника представляет собой криминогенного индивида, отличающегося с одной стороны социально значимыми качествами человека, а с другой стороны - комплексом негативных свойств личности, сформированных под воздействием определенных обстоятельств, которые предопределили его противоправное поведение вне ИУ конкретной криминальной направленности, а затем - и пенитенциарный рецидив. Обобщенный криминологический портрет пенитенциарного преступника указывает на вероятность криминальной активности лиц молодого возраста, получивших неполное среднее или среднее общее образование, однако лишенных возможности надлежащим образом контролировать собственное поведение, отличающихся импульсивностью, корыстными устремлениями, в отдельных случаях стремлением к самоутверждению в условиях ИУ, что приводит их к совершению преступлений. Контингент пенитенциарных преступников не однороден, что объясняется их психологическими особенностям, неформальным статусом, линией поведения в ИУ. Учитывая особый строй царящих в ИУ отношений, их замкнутость, закрытость и обособленность от обычной свободной жизни, особую субкультуру осужденных, автор приходит к выводу о специфике преступности и порождающих ее причинах в этих учреждениях. Эти особенности заключаются в том, что данное социально-правовое явление дезорганизует воспитательный процесс в ИУ, препятствует их нормальному функционированию; во многом носит насильственный характер; состоит из преступлений, совершенных теми, кто уже признан преступниками; наибольший удельный вес в структуре преступности занимают преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний; порождается специфическими условиями жизни лишенных свободы, которых свели в закрытые однополые коллективы. Список использованной литературы
Список нормативных источников: 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с. 2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 января 2000 г., № 365-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 июля 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2010. 3. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28 декабря 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2010. 4. О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 июня 2004 г. № 268: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 14 июля 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2010. 5. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2001 г., № 390: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 12 мая 2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2010. 6. Об утверждении Государственной программы совершенствования уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел на 2006-2010 годы: Постановление Совета министров Респ. Беларусь, 29 декабря 2005 г., № 1564: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 9 июня 2008 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2010. 7. Список литературных источников 8. Алексеев, А.И. Криминология. Курс лекций / А.И. Алексеев. - М.: Щит-М, 1999. - 340 с. 9. Ананич, В.А. Предупреждение рецидивной преступности: монография / В.А. Ананич, С.Ю. Часнок - Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2008. - 99 с. 10. Антонян, Ю.М. Преступность в местах лишения свободы и ее причины / Ю.М. Антонян // Уголовное право. - 2002. - № 4. - С.101-104. 11. Бурлаков, В.Н. Криминология / В.Н. Бурлаков. - М.: Интер, 2005. - 224 с. 12. Джансараева, Р.Е. Проблемы борьбы с преступностью в ИУ: Монография / Р.Е. Джансараева. - М.,: Экономика, 2006. - 56 с. 13. Ковчур В. Уголовно-исполнительная система Республики Беларусь (состояние и пути совершенствования) / В. Ковчур // Юстиция Беларуси. - 2003. - № 3. - С.12-15. 14. Криминология: Учебник / под ред.В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с. 15. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред.А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 912 с. 16. Криминология: Учебник для вузов / под ред.В.Д. Малкова. - 27е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006. - 528 с. 17. Рабочая книга пенитенциарного психолога / под ред.А.И. Мокрецова, В.П. Голубева, А.В. Шамиса. - М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1998. - 207 с. 18. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред.А.И. Долговой. - М., 2000. - 808 с. 19. Старков, О.В. Криминопенология: Уч. пособие / О.В. Старков. - М.: Экзамен, 2004. - 480 с. 20. Хохряков, Г.Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред.В.Н. Кудрявцев. - М.: Юристъ, 2000. - 511 с. 21. Шабанов, В.Б. Особенности расследования насильственных преступлений в исправительных учреждениях: Учеб. пособие / В.Б. Шабанов. - Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2000. - 44 с. 22. Шиханцов, Г.Г. Криминология: учебник / Г.Г. Шиханцов. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009. - 296 с. A [1] Криминопенология - отрасль криминологии; изучает преступность, ее причины и условия, личность преступника, специфическую систему мер борьбы с преступностью и последствия преступности в местах лишения свободы. [2] Понятие "пенитенциарный" происходит от латинского "poenitentia" - раскаяние; "пенитенциарный" - относящийся к исправительным учреждениям тюремного типа, связанный с проблемами исправления в подобных учреждениях. [3] Под конфликтом обычно понимается одноразовое столкновение между субъектами в форме ссоры, драки, скандала и т. п. [4] Содержание криминогенной ситуации - это характер отношений между субъектами (т. е. их суть, смысл), а также тенденции развития связей между ними (иначе говоря, в каком направлении они развиваются, в какую сторону и к какому результату могут привести).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|