Определение просадки, дифферента и запаса глубины под килем
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ В УЗКОСТЯХ Краткая характеристика узкостей, каналов и мелководья Влияние мелководья на движение судна. Критическая скорость Определение просадки, дифферента и запаса глубины под килем Влияние мелководья на маневренные характеристики судна Гидродинамическое взаимодействие между судами, судами и стенками канала
Особенности плавания и маневрирования в узкости Краткая характеристика узкостей, каналов и мелководья Правила плавания судна в узкостях, по каналам и фарватерам регламентируется правилом № 9 МППСС-72 «Плавание в узкостях», которое применяется при любых условиях видимости и относится как к судам с механическим двигателем, так и к парусным судам. Узкость определяется соотношением между маневренными характеристиками судна и шириной водного пространства, доступного для плавания, независимо от его конфигурации и протяженности. Водные пространства по их ширине подразделяются на открытые и каналы. Открытые акватории подразделяются на глубокие, углубленные и мелководные. Открытая акватория – дно и берега не оказывают влияние на маневренные характеристики судна. Мелководная акватория – водное пространство, дно и берега которого оказывают существенное влияние на маневренные характеристики судна. Судоходный канал – искусственно созданный водный путь, огражденный средствами навигационного обеспечения (СНО), обеспечивающими безопасность плавания судов. Каналы характеризуются несколькими признаками, по которым они могут классифицироваться назначением, пропускной способностью, размерами поперечного сечения и т. д. Влияние мелководья на движение судна. Критическая скорость
Мелководье оказывает существенное влияние на маневренные характеристики судна: при неизменной мощности ГД скорость уменьшается, диаметр циркуляции и тормозной путь увеличиваются, посадка изменяется, проседание корпуса возрастает. Влияние мелководья начинает проявляться при глубине: H ≤ 4dcp + 3V2/g, [м] где g – ускорение свободного падения, м/с2. Наиболее сильно влияние мелководья сказывается при отношении H/dcp ≤ 2. Рекомендуется оставлять запас глубины под килем не менее 0,3 м – при мягких грунтах и не менее 0,4 м – при плотных. Эти рекомендации приемлемы только при плавании по хорошо исследованным районам и при минимальной скорости движения. Степень влияния мелководья зависит от скорости судна, выраженной в относительном ее значении в виде числа Фруда, рассчитываемого по глубине:
При FrH<0,3 влияние мелководья на скорость хода и проседание корпуса практически несущественно при любых значениях H/d. Однако при этом возникают трудности в управлении судном. Волнообразование, изменение посадки и другие явления на мелководье резко возрастают при FrH≥0,8. Они достигают максимальных значений при FrH=1, т. е. при наступлении так называемой «критической скорости»: Обычные водоизмещающие суда эксплуатируются в докритической зоне, т. е. при FrH≤0,8(0,6), их скорость не должна приближаться к критической. Увеличение скорости за счет небольшого резерва мощности ГД положительного эффекта при приближении к Vкр не дает, а приводит лишь к избыточному расходу топлива, увеличению проседания и ухудшению устойчивости на курсе, повышению рыскливости. Потерю скорости на мелководье при плавании в зоне докритических скоростей можно приблизительно рассчитать по эмпирической формуле Демина С.И.: . [%] Значение ΔV должно получаться со знаком «–», если «+», то ΔV считают равной «0». Угол раствора волн, образуемых судном при плавании по мелководью увеличивается с возрастанием скорости движения и при Vкр составляет 90º с ДП судна. Поперечные и расходящиеся волны совмещаются в одну общую поперечную волну в форме вала, движущуюся вместе с судном впереди форштевня. В кормовой части судна впереди ахтерштевня также создается поперечная волна, но несколько меньшей высоты, т. е. возрастает сопротивление воды движению судна.
Определение просадки, дифферента и запаса глубины под килем В условиях мелководья возникает существенное изменение посадки (просадки) судна. Аналитический метод расчета посадки судна на ходу был разработан Ю.Н.Поповым – изменение средней осадки и угла дифферента рассматривается как сумма двух составляющих, одна из них вызвана воздействием гидродинамической вертикальной силой (дифферентующего момента), другая – перераспределением из-за волнообразования погруженного объема, т. е.: Δd = Δdд + Δdв, D = ΔDд + ΔDв, где Δd – изменение средней осадки на ходу, м; D – изменение средней осадки на ходу, м; Δdд – изменение средней осадки от дифферентующего момента, м; Δdв – изменение средней осадки волнообразования, м; ΔDд – изменение дифферента под действием дифферентующего момента, град.; ΔDв – изменение дифферента от волнообразования, град. Приращение осадки при движении по мелководью объясняется уменьшением гидростатического давления воды под днищем корпуса судна. Это уменьшение является следствием увеличения скорости обтекания днища водой из-за стесненности потока, из-за понижения уровня воды у бортов, а также условий волнообразования у движущегося судна. Вращающиеся гребные винты также оказывают влияние на просадку судна. Проседание средней части судна на мелководье для среднетоннажных судов: Δd = (k2 – 1)Vc2/2g при Hгл/dcp ≤1,4; Δd = (k2 – 1)Vc2/2g при 1,5 < Hгл/dcp <4, где k – коэффициент, зависящий от отношения L/B. Рассматривая просадку судна как понижение уровня поверхности воды, определяем ее по следующей формуле: ΔH = U(2V2 + U)Vc2/2g, ΔH = H0 – Hx, где U – скорость встречного потока воды, м/с; V – скорость судна, м/с; H0 – глубина, не возмущенная проходом судна, м; Hx – глубина в момент прохода судна, измеренная посредине длины судна, м.
Определение запаса глубины под килем (клиренса) может быть рассчитано: K = (Hн ± ΔHн) – (d – Δd + a) ≥ z0 + z1 + z2 + z3, где Hн – навигационная глубина, м; ΔHн – поправка глубины на отклонение уровня воды («+» – когда уровень воды выше ординара), м; d – средняя осадка судна при ρ = 1025 кг/м3, м; Δ d – поправка к осадке судна на соленость, м; a – поправка на обледенение судна, м; z0 – запас на крен судна (z0 = (В/2)sin(θ + θд), м; z1 – минимальный навигационный запас, м; z2 – волновой запас, м; z3 – скоростной запас, м; θ – угол крена от ветра, град.; θд – динамический угол крена (на прямом курсе θд = 0), град. Увеличение осадки на мелководье отдельно для носа и кормы рассчитывается по формуле: Δd = 0,55сvcδ(H/d – 0,4)-2(H – d), где сv – скоростной коэффициент (сv = B(V/V'кр)[(V/V'кр – 0,5)4 + 0,0625]); cδ – коэффициент формы корпуса (cδк = 1, cδн = 90δ2В2/L2); H – глубина, м; d – осадка судна носом или кормой, м; V – скорость судна, м/с; V'кр – критическая скорость для мелководья, м/c δ – коэффициент общей полноты. Изменение осадки для судов с 0,8 ≤ δ ≤ 0,9 при плавании на мелководье с глубинами H = (1,1÷1,5)d рекомендуется выполнять по методу национальной физической лаборатории (NPL), который разработан в Великобритании в 1973 году (номограмма на рис. 10.10). Для решения задач по этому методу необходимо знать: V – скорость судна, уз; L┴ ┴ – длину судна между перпендикулярами, м; Н – глубину моря, м; D – дифферент судна (D = dн – dк), м.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|