Определение и виды понятия как первой формы мышления
Понятие (имя) – форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках. Существенные признаки – наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак – необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то стороне его содержания. Совокупность существенных признаков называется содержанием понятия. Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия. Между содержанием и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот. Переходы между понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и ограничения. Понятия подразделяются:
Данная классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее: Конкретные – в понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов; Абстрактные – в понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета; Общие – понятия, в которых мыслится более 1 предмета; Единичные – понятия, в которых мыслится 1 предмет; Собирательные – понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится в качестве единого предмета; Пустые – понятия, в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки; Сравнимые – понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков, имеются также и общие, а потому допускающие сравнение; Несравнимые – понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям;
Совместимые – такие два понятия, в содержании которых нет признаков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объемов; Несовместимые – такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность даже частичного совпадения объемов обоих понятий; Равнозначащие – такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объемы понятий совпадают, оказываются тождественными; Подчиненные и подчиняющие – отношения частного понятия к более общему и более общего к частному; Перекрещивающиеся – понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие возможность частичного совпадения объемов понятий; Противоречащие – два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только отрицания этих признаков; Противоположные – два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими – несовместимыми с ним признаками; Соподчиненные – несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими, подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности. Помимо указанных понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых обобщаются предметы, на: Относительные – понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может; Безотносительные – понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим предметам; Положительные – понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или отношения;
Отрицательные – понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете. Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать по другим, не упомянутым нами признакам. Очень удобно рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью так называемых “кругов Эйлера”, точное название – диаграммы Эйлера. Совместимые Частично совместимые
Несовместимые
Равнозначащие
Подчиненные и подчиняющие
В случаях, когда подчиняющее и подчиненное понятия оба – понятия общие, то говорят, что подчиняющее понятие есть род, а подчиненное – вид. Родовое понятие, будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием. Перекрещивающиеся
Противоречащие (контрадикторные)
Противоположные Соподчиненные (контрарные)
Признак – наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки: простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные, необходимые, случайные и т.д. Во многих случаях, именно правильное уточнение того или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения понятия – дефиниции.
Практическое задание
1) Дайте полную логическую характеристику понятий - Датский физик Нильс Бор – единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное. - Древний философ – общее, конкретное, несобирательное, позитивное, безотносительное. - Антарктида – единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное. 2) В каких отношениях находятся следующие понятия, изобразите с помощью круговых схем Эйлера. - небесное тело и звезда – понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. звезда – частное понятие подчиняется более общему понятию небесное тело.
- треугольник и сторона треугольника понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. треугольник – общее понятие фигуры, состоящей из сторон и углов, а сторона треугольника – частное понятие подчиняется более общему.
- орган государственного управления и министерство понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. орган государственного управления – общее понятие, включающее в себя более частное понятие министерство.
- дерево, дуб, клен понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. дерево – общее понятие, включающее в себя более частные понятие дуб и клен
3) Совершите ограничение и обобщение понятий - предмет мебели, ограничение: стул, обобщение: предмет. - университет, ограничение: Кембридж, обобщение: учебное заведение. - Конституция, ограничение: статья Конституции, обобщение: документ. 4) Установите, какой из основных законов логики – тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания – нарушен в следующих примерах. Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом. Нарушен закон достаточного основания, т.к. вес воздуха по сравнению с весом пузыря может быть настолько мал и весы могут быть настолько не точны, что вес воздуха стремится к нулю, но может быть не равен ему, поэтому не достаточно одного опыта с пузырем, что делать выводы о весе воздуха. 5) Найдите предложения, которые выражают суждение. Раскройте структуру этих суждений. - «Как можно уважать человека, который добивается того, чего не имеет, а то, что имеет, не ценит?» (Шекспир). Сложное суждение. Субъект – человек, предикаты – который добивается и не ценит. - «Хвала рукам, которые пахнут хлебом». Простое суждение. Субъект – руки, которые пахнут хлебом, предикат – хвала. Суждение – общеутвердительное, S есть Р.
- «Кто дежурный?» 6) Определите вид суждения - В Украине есть высокотехнологичные производства. Суждение существования. - В жилищном хозяйстве и комбинатах коммунальных предприятий заработная плата меньше, чем на предприятиях коммунальной теплоэнергетики. Суждение с отношением. 7) Определите вид суждения по объединенной классификации и качеству. - Все студенты нашей группы обязаны сдавать зачет по логике. – А (общеутвердительное) - Некоторые преподаватели вузов не имеют ученой степени. – О (частноотрицательное) - Наибольшим должником за употребленные жилищно-коммунальные услуги является население. – I (частноутвердительное). 8) Определите вид и логическую форму сложного суждения. - Кроме гарантирования заработной платы, оплачиваемая работа задает жизни ритм, наделяет его целью, а нас – ощущением значимости. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное. - Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное. 9) Постройте умозаключение путем превращения. - Часть налогов, которые получает государство, являются прямыми налогами. - Часть налогов, которые получает государство, не являются косвенными налогами. - Некоторые семьи не являются полными. – Некоторые семьи являются неполными. 10) Сделайте вывод с помощью обращения. - Большинство предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются рентабельными. – Большинство рентабельных предприятий относятся к мясоперерабатывающей промышленности. - Ни одно животное не имеет эстетических чувств. – Ни одно эстетическое чувство не присуще ни одному животному. 11) Осуществите умозаключение путем противопоставления предикату. - Ни один из банков не является кредитором. – Некоторые кредиторы – банки. - Все правдивые утверждения заслуживают внимания. – Невнимание незаслуженно по отношению к правдивым утверждениям. 12) Определите вид индуктивного умозаключения. Найдите посылки и вывод, обоснуйте возможность вывода. Социологический опрос в нашем университете обнаружил склонность его студентов к обучению по индивидуальным графикам. Следовательно, студенты нашего университета не желают учиться по негибкому расписанию занятий. Посылка – проведение социологического опроса, заключение – склонность студентов к индивидуальному обучению. Вывод – нежелание студентов учиться по негибкому расписанию. Неполное индуктивное умозаключение. Возможность вывода – так как многие студенты учатся по индивидуальному графику, значит существующий график учебы не устраивает студентов по каким-либо причинам и соответственно они не хотят учиться по расписанию и переходят на индивидуальное обучение.
13) Определите какой метод исследования причинных связей применен в рассуждении. В одной из столовых города обедали четверо мужчин. При этом трое из них отравилось, а четвертый, который сидел с ними за одним столом, остался здоровым. Стало известно, что посетитель этой столовой А. – потреблял борщ, котлеты с гарниром и компот, посетитель Б – котлеты с гарниром и компот, посетитель В – лишь котлеты с гарниром, посетитель Г – борщ и компот. Следовательно, котлеты с гарниром были причиной отравления. Метод исключения (элиминативный) 14) Определите по аналогии построены приведенные народные поговорки - Большому кораблю – глубокую воду. – Маленький корабль не требует большой глубины, так как у него небольшое водоизмещение, соответственно большой корабль требует глубоких водоемов, так как у него большое водоизмещение. - Берегись быка спереди, осла – сзади, а плута – со всех сторон. – Бык, осел и плут опасны каждый по своему, у быка – рога, у осла – копыта, а плут опасен во всех отношениях, так как хитрость и обман опаснее физических увечий. Поэтому необходимо беречься всех: и быка, и осла, и особенно плута. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гетманова А.Д. Логика.М., 1994. 2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987. 3. Свинцов В.И. Логика.М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|