Село Кын – город Чусовой. 127км

Поселок Кын возник в 1760 году вместе с железоделательным заводом. Основной движущей силой на предприятии, как и на других заводах Урала, была вода. Тут и пригодилась река Кын (с коми-пермяцкого языка – «мерзлая», «холодная»). Ее перегородили плотиной. В 1864 году в заводском поселке возникло первое в России кооперативное общество потребителей. В 1911 году завод из-за недостатка железной руды был закрыт.

К достопримечательностям ныне невеликого Кына – центра сельского поселения – относятся остатки построек старинного завода и плотины, здание каменной Свято-Троицкой церкви. В селе имеется памятник жертвам гражданской войны. Дома Кына вытянулись вдоль берега Чусовой. В нижней части села над огородами возвышается камень Гребешок.

Ниже Кына на правом берегу – Камень Стеновой, напротив него впадает речка Кынок. Здесь можно остановиться на привал, вода в речке холодная, чистая. Под Камнем неплохая рыбалка.

За очередным поворотом реки слева массивными глыбами поднимается Камень Мултык. За ним Чусовая левым берегом снова уходит в пределы Свердловской области. Последний камень на пермской территории – Востряк (справа). Он выступает навстречу течению двумя острыми ребрами. Здесь Чусовая снова близко подходит к скале Высокий Камень (Великан), который вы уже миновали. Ширина перешейка не более 600 м, а излучина реки 10 км.

Ниже начинается длинный 5-километровый Бабенский плес, в конце его – остров и деревня Заречная (Бабенки). Еще ниже – снова остров и урочище Ялунина (справа). Слева на повороте стоит Камень-Сосун, сложенный из темно-серого и темно-коричневого сланца. Ниже его – деревня Верхняя Ослянка. Деревня связана с городом Нижний Тагил автодорогой (80км). Раньше здесь была расположена главная пристань казенных заводов Гороблагодатского горного округа. Напротив деревни – Камень Ослянский. За деревней в Чусовую справа впадает речка Ослянка. После нее идут подряд 4 острова, проходите их правой стороной, здесь длинный перекат. В конце его – деревня Нижняя Ослянка.

После скалы Синий Камень Чусовая поворачивает на юг и течет до небольшого обрыва Стерляжий Камень (слева). На повороте – залесенный Камень-Омут. Около него – перекат Стерляжий, после которого Чусовая течет 8 км по прямому лесистому коридору. На пути попадется деревня Луговая (Копчик), затем Коноваловка (обе нежилые). Здесь крупный остров, проходите его слева и останавливайтесь на отдых в устье реки Сылвица.

Тут еще сохранились огромные быки недостроенного моста и развалины Коноваловского завода. В 1915 году по распоряжению царского министра Коновалова здесь стали строить крупный казенный лесопильный завод. От станции Кушва была подведена узкоколейная дорога. Нов 1916 году строительство завода было прекраще но. Этому способствовали владельцы частных уральских заводов, которые оказались сильнее царского министра. Происхождение названия завода будет правильным вести от названия деревни Коноваловки, располагавшейся рядом и существовавшей задолго до его строительства (сейчас деревни нет).

В устье Сылвицы – Камень Сылвицкий, за ним – Антонов Камень, чуть ниже – речка Ермаковка и 30-метровый камень Ермак. В нем на значительной высоте виден вход в небольшую пещеру. Попасть в нее можно только при помощи крепкой веревки. Около камня хорошее эхо, и раньше сплавщики не упускали случая окликнуть здесь Ермака, веря, что он сам откликается на их зов. Ниже камня – скала Котел, по форме напоминающая опрокинутый котел. После него Чусовая входит в пределы Пермского края.

Дальше слева – Камень Темный, затем – Боец Малый Стрельный. Чусовая делает крутой поворот, справа в нее впадает речка Большая Свадебная, в устье ее – небольшой Камень Свадебный. Затем начинается Свадебный перебор, в конце его слева – Камень Большой Стрельный. Справа впадает речка Малая Свадебная, за ней – Камни Веер и Печка, к последнему примыкали Дома поселка Чизма, от которого ныне осталась только большая поляна.

От бывшего поселка Чусовая течет прямо почти 5 км. Справа впадает Речка Большая Бедька. Чусовая поворачивает влево, огибая зеленый Круглый Мыс. За ним – длинный перебор Цветники. На переборе – остров Костоватик, обходите его справа.

Далее после очередного поворота встретится остров Кумыш, в его протоках небольшие переборы. За островом слева впадает река Кумыш – здесь хорошая рыбалка.

Д. Н. Мамин-Сибиряк, описывая Чусовую в очерке «Бойцы», устами лоцмана Савоськи говорил: «Больно работы много за Кумышом, да и место бойкое... Тут нашему брату, сплавщику, настоящее горе. Бойцы щелкают наши барочки, как бабы орехи. По мерной воде еще ничего, можно пробежать, а как на пять аршин перевалило – тут держись только за землю. Как в квашонке месит».

И дальше Мамин-Сибиряк пишет: «Бойцы, расположенные за деревней Кумыш, представляют последнюю каменную преграду, с которой борется Чусовая. Старик Урал напрягает здесь последние силы, чтобы загородить дорогу убегающей от него горной красавице. Здесь Чусовая окончательно выбегает из камней, чтобы дальше разлиться по широким пойменным лугам».

За деревней Кумыш (нежилая) на правом берегу виден небольшой Камень Горчак (до того, как взорвали его далеко выступающий в воду гребень, камень был очень опасен). За Горчаком Чусовая поворачивает сначала влево, затем вправо. Здесь длинный, глубокий перекат, в конце его, на крутом повороте, поднимается слева Боец Молоков. В большую воду у камня образуется белая пенистая струя, отсюда и название. Выступающие в воду гребни камней Молоков и Разбойник были взорваны после 1877 года, когда о них в один день разбилось 23 барки и утонуло более 100 человек. Сейчас эти камни опасности не представляют.

От Камня Молоков уклон реки виден на глаз. Справа на повороте небольшим утесом выглядывает из-за леса Камень-Кликунчик, ниже его – Боец Разбойник. Перед Разбойником стоит остановиться, чтобы осмотреть сам камень. Он поднимается всего на 25 м и увенчан заостренным гребнем. На его вершину можно взобраться по крутому склону с правой стороны. Ниже его находятся небольшие скалы – Четыре Брата, разделенные ручьем Четырёшный.

После них река сразу становится шире. Чаще встречаются заливные луга. Впереди Боец Отметыш. Он также считался опасным, поэтому и получил такое название. Его камни выходят далеко, в русло от правого берега. Ниже его Чусовая делает двойной поворот, слева – скала Камень-Корова, справа – Коврижка, за ними – Камень Щит.

После 2-километрового плеса справа в лесу – Камень Воронки, ниже – гора Рассольная, за ней камни Гнутый, Башня и Гусельный. За небольшим перекатом слева – камни Кобыльи Ребра, Сосун, справа – Дыроватый Камень.

Напротив Камня Филин (Койвинский) расположен поселок лесозаготовителей Усть-Койва. Он живописно растянулся вдоль правого берега. Ниже поселка Чусовая принимает справа реку Койва и после ее устья поворачивает налево. На повороте поднимаются справа Камни Красный и Таш. На следующем повороте – Камень Шаков, напротив него слева впадает речка Поныш. По обе стороны от ее устья высятся скалы Понышские Камни. Здесь стоит остановиться, чтобы пройтись вдоль реки Поныш. Она течет по очень красивой долине, зажатой скалами с обеих сторон. В долине речки Поныш на склоне горы Кладовый Камень (2,5 км от устья) находится вход в пещеру Чудесница. Выше по долине также имеются пещеры.

Ниже Поныша Чусовая течет прямо, справа увидите Камень Печка. В центральной части Камня виден вход в пещеру, которая через 40 м заканчивается подземным озером. Из пещеры вытекает небольшая речка. За камнем – нежилой поселок Створ.

Слева после устья речки Большая Исаковка идет скала Камень-Плакун (Баюн), в нем заметен большой грот, попасть в который можно только с воды.

Затем Чусовая слева огибает гору Алебастровую, на выходе из излучины справа – Камень Шайтан. Километром ниже на левом берегу тремя скалами поднимается Камень Медвежка. За ним река круто поворачивает налево и выходит к камню Гладкий, который тянется вдоль правого берега и в большую воду практически незаметен. За камнем небольшой перекат, справа обратите внимание на речку Большая Глухая. На протяжении 7 км течет она под землей, а затем выходит в виде источника-воклюза, образуя Голубое Озеро, глубина которого 56м. От озера-воронки до устья длина речки около 100 м, вода очень холодная.

За речкой начинаются скалы Большие Глухие Камни. Чусовая течет в последнем на своем пути каменном коридоре. Ниже Больших идут Малые Глухие Камни, расположенные на обоих берегах Чусовой.

В скалах Глухих на правом берегу имеются большие гроты, в которых археологами проводились раскопки стоянок древних охотников. На Больших Глухих Камнях проводятся тренировки и соревнования по скалолазанию. Около Малых Глухих имеются пещеры.

После камней долина реки значительно расширяется. Началась зона отдыха жителей города Чусового. Справа – последний Камень Гребешок. Правый и левый берега реки очень высокие, на них видны дома, это уже пригород Чусового.

Маршрут можно закончить перед железнодорожным или автомобильным мостом – вдоль реки по левому берегу идет асфальтированная дорога. Осюда недалеко до остановочного пункта электропоезда.

Город Чусовой был основан в 1874 году. После проведения через Чусовую Уральской (Горнозаводской) железной дороги Строгановы построили здесь металлургический завод. Сейчас Чусовой – один из индустриальных центров Западного Урала. Здесь развита металлургическая промышленность и промышленность строительных материалов, имеется крупный железнодорожный узел. Об истории города и края расскажут экспонаты краеведческого музея, расположенного на центральной улице Ленина. Чусовой – родина и приют многих замечательных людей: рабочих, военных, писателей, композиторов.

От Чусовой до Перми можно добраться на электричке или рейсовым автобусом (217 км).