Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 9. Творчество феофана Грека, Андрея рублева и дионисия в контексте древнеРусской культуры. Русское искусство XV – XVII вв.

Планы семинарских занятий по курсам

«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА» (теологи)

«ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ»(религиоведы)

(3 курс, весенний семестр)

Семинар 1. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

  1. Библейские основы иконопочитания

Литература

Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания// Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. М.,2002.

 

  1. Происхождение христианского образа. Первохристианское искусство

Литература

Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви.- любое изд. (Главы 1,2,3).

 

  1. Раннехристианское искусство периода катакомб

Литература

Дворжак М. Живопись катакомб. Начала христианского искусства// Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.,2001. С.7-12,18-35

 

  1. Значение Таинства Крещения для становления раннехристианского искусства

Литература

Вейдле В.В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство// Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб.,1996. С.165-192; 319-329.

 

5. Осмысление церковного искусства в христианской письменности II-III вв.

Литература

Ходаков, М.А. Хрестоматия по иконоведению /М.А. Ходаков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – 171 с. (Раздел «Оценка греческой культуры и искусства в трудах греческих апологетов II-III вв.)

 

Семинары 2-3. ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ВИЗАНТИЙСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО

1. Значение эстетического начала в культуре Византии

Литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- любое изд. (Раздел «Бытие как совершенство-красота как бытие»)

2. Место слова и книги в христианской традиции

Литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- любое изд. (Раздел «Слово и книга»)

 

3. Учение Пято-Шестого собора о церковном образе

Литература

Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви.- любое изд. (Гл. 5).

 

4. Иконоборчество и богословское обоснование иконопочитания

Литература

Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви.- любое изд. (Гл. 8).

 

5. Особенности византийского искусства

Литература

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. Т.1. М. 1999 (гл. 7 из раздела “Византия”)

6.Ранний период византийского искусства

7. Период Македонской династии

8. Комниновский период

9. Византийское искусство XIII в.

10. Позднее византийское искусство. XIV- первая половина XV в.

Литература к вопросам 6-10

Евсеева, Л. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века /Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игум. Лука (Головков), Осташенко Е. и др. М.: АРТ-БМБ, 2002. - 289 c.- С.41-94

 

Семинар 4. ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА ИКОНЫ

  1. Смысл и содержание иконы

Литература

1. На выбор: а)Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви.- любое изд. Гл.9 или б)История иконописи. М.,2002. С.9-28

2. На выбор: а) Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках или б) Два мира в древнерусской иконописи //по одному из изд.: Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе или Трубецкой Е.Е. Избранное.М.,1995 или в сб. Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993.

  1. Особенности пространственно-временного построения иконы

Литература

1. Флоренский П., свящ. Обратная перспектива //по одному из изд.: Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996 или Флоренский П.А. Соч. в 2 т. Т.2. М.,1990 или Флоренский П.А. Христианство и культура. М.,2001 или Флоренский П.А. Иконостас. СПб., 1993 или Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993

2. Языкова И.К. Богословие иконы – любое изд. (Раздел «Слово и образ», с.31-32)

3. Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002. С.56-59;75-78 или в кн. Настольная книга священнослужителя. Т.4. М., С.187-190

3.Цвет и свет в иконе

Литература

1. Языкова И.К. Богословие иконы – любое изд. (Раздел «Слово и образ», с.25-30)

2. Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002. С.50-55;59-65 или в кн. Настольная книга

священнослужителя. Т.4. М., С.183-187; 190-195

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

Ассист Велум Гиматий Движки Зерцало Исихазм Канон Карнация Киворий Киноварь Клав Клейма Куколь Левкас Лессировка Лещадки Лицевая рукопись Локальный цвет Мандорла Мафорий Мерило Милоть Нимб Омофор Охра Парсуна Плавь Позем Пробела Риза Санкирь Смальта Средник Темпера Тороки Фелонь Хитон Хризма Четверик Энкаустика

Семинары 5-6. ИКОНА В ХРАМОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

1. Пространственно – временная символика православного храма и богослужения

Литература

1. Устройство православного храма // «Древнерусская литература». Антология. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old-ru.ru/prav.html

2. Мицов Г., свящ. В средостении пространства и времени//Человек. 1994. № 5.

3. Серов С. Пространство символики крестово – купольного храма//Там же.

4. Флоренский П.,свящ. Храмовое действо как синтез искусств// Флоренский П.А. Избр. труды по искусству. М., 1996

5. Языкова И.К. Богословие иконы – любое изд. (Раздел «Икона в литургическом пространстве»)

2.Предназначение иконостаса.

Литература

1. Флоренский П., свящ. Иконостас// по одному из изд.: Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 89-198 или Флоренский П.А. Иконостас. М.,2001.С.29-203 или в др. изд.[Начиная со слов «Онтологическая противоположность видений тех и других – видений от скудности и видений от полноты, может быть лучше всего характеризуется противоположением слов личина и лик»]

2. Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви.- М., 2001. Гл.12. С.223-231(или по изд.1997 г. С.317-330)

3. Труд иконописца

Литература

1. Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца. СТЛ., 1995. С.35-45; 129-133.

2. Прохоров С.М. Об иконописи и ее технике // Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002.

 

Семинар 7. ХРИСТИАНСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ. ЦЕРКОВНЫЙ КАНОН И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

  1. Иконография Святой Троицы.

2. Иконография Господа нашего Иисуса Христа

  1. Иконография Богородицы
  2. Структура иконостаса

Литература к вопросам 1-4

1. Языкова И.К. Богословие иконы – любое изд. (Разделы «Икона в литургическом пространстве», «Иконография Святой Троицы», «Иконография Иисуса Христа», «Образ Богородицы в русской иконографии»).

 

  1. Символика Креста

Литература

Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002. С.78-83 или в кн. Настольная книга священнослужителя. Т.4. М.,2001. С. 57-62

  1. Значение канона в иконописи

Литература

1Булгаков С., прот. Икона, ее содержание и границы //по одному из изд.: Булгаков С.Н. Первообраз и образ: в 2 т. Т.2. М.-Спб.,1999 или в сб. Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993 или в сб. Православная икона. Канон и стиль.М.,1998.

Семинар 8. ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. Древнейшие истоки русского искусства. Искусство Киевской Руси. Вторая пол. IX– начало XII в.

Литература

1. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. С.5-48

2. Евсеева, Л. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века /Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игум. Лука (Головков), Осташенко Е. и др. М.: АРТ-БМБ, 2002..С.121-124

2. Искусство начального периода раздробленности Руси. Середина XII – начало XIII в. Киевское княжество. Смоленск. Старая Рязань. Владимиро-Суздальское княжество

Литература

1. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. С.49-84

3.Искусство начального периода раздробленности Руси. Середина XII – начало XIII в. Новгород. Псков. Полоцк. Чернигов. Смоленск

Литература

1. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. С.84-114

2. Евсеева, Л. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века /Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игум. Лука (Головков), Осташенко Е. и др. М.: АРТ-БМБ, 2002..С.124-128

4. Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры. Складывание местных художественных школ. Конец 30-х гг. XIII в. – XIV в.

Литература

1. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. С.115-149

2. Евсеева, Л. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века /Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игум. Лука (Головков), Осташенко Е. и др. М.: АРТ-БМБ, 2002.-С.128-143

Дополнительная литература

1. Ильина, Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов /Т. В. Ильина. М.: Юрайт, 2011. 473 с.

2. История русской живописи /Сост. Н. Чеканова. М.: ЭКСМО, 2010. - 605 с.

3. Словарь русских иконописцев XI - XVII веков /ред.-сост. И. А. Кочетков.- М.: Индрик, 2009. -1103 с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

Акафист Ангел Великого Совета Гликофилуса Двунадесятые праздники Елеуса Знамение Деисус Добрый Пастырь Извод Изограф Икона Иконография Иконописный подлинник Неопалимая Купина Литургия Нерушимая Стена Одигитрия Орант Оранта Панагия Пантократор София Тетраморф Убрус Умиление Храмовый образ Эммануил Этимасия

 

Семинар 9. ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА, АНДРЕЯ РУБЛЕВА И ДИОНИСИЯ В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. РУССКОЕ ИСКУССТВО XV – XVII вв.

1. Исихазм и иконопись

Литература

1. Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви. (Гл.11)

2. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия в контексте древнерусской культуры

Литература

1. Языкова И.К. Богословие иконы – любое изд. (Раздел «Живопись исихазма. Учение о Фаворском свете и иконография»).

2. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. Т.2. М. 1999 (глава 4 из раздела “Древняя Русь”)

3. Евсеева, Л. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века /Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игум. Лука (Головков), Осташенко Е. и др. М.: АРТ-БМБ, 2002.- С.143-150

 

3. Иконопись Твери, Новгорода и Пскова XV в.

Литература

Евсеева, Л. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века /Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игум. Лука (Головков), Осташенко Е. и др. М.: АРТ-БМБ, 2002.С.150-154

4. Русское искусство XVI – XVII вв. Московские соборы XVI в. и их роль в церковном искусстве. Вопрос об изображении Бога Отца

Литература

1. Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви.- любое изд. Гл.13,14,15

2. Евсеева, Л. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века /Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игум. Лука (Головков), Осташенко Е. и др. М.: АРТ-БМБ, 2002.- С.154-164

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...