Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые темы и проблемы для обсуждения (назовите их самостоятельно)

ИСКУССТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Искусствознание

Искусствознание как наука изучает… искусство и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений; так же включает в себя теорию и историю искусства, художественную критику.

Прочитайте:

Гомбрих Э. История искусства. М., Искусство XXI век., 2014.

Кривцун О.А. Эстетика. М., Аспект Пресс, 2001. Глава 24. Актуальный вид искусства в истории культуры.

Ключевые темы и проблемы для обсуждения

1. Искусствоведение как наука.

2. Виды искусства в художественной культуре (проблемы классификации искусств)

3. Сакральное в искусстве.

4. Основные этапы формирования и развития искусствознания.

5. Художественная критика, ее функции, формы и задачи.

6. Традиции и новаторство в искусстве.

7. Технические виды искусства: кинематограф, телевидение, видео-арт, компьютерное искусство.

8. Эксперементальное в искусстве.

 

9. Актуальные виды искусства в различные эпохи.

10. Иерархия искусств в различные эпохи.

Психология (психология искусства и социальная психология)

Психология как наука изучает... недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, чтобы выявить и объснить особенности поведения как отдельных людей, так и групп, коллективов.

Прочитайте:

 

Кривцун О.А Психология искусства. М., Изд-вл Литературного института имени М.Горького,, 2000 г.

 

Кривцун О.А. Эстетика. М., Аспект Пресс, 2001.

Раздел шестой. Психология искусства.Глава 27. Становление психологии искусства.

К.-Г. Юнг «Черты художественного творчества, отбор материала и индивидуальную разработку последнего можно, конечно, попытаться объяснить интимным отношением художника к свои родителям, но наше понимание его искусства ничуть не станет после этого глубже».

 

К.-Г. Юнг «Только та часть искусства, которая охватывает процесс художественного образотворчества, может быть предметом психологии, а никоим образом не та, которая составляет собственно существо искусства: эта вторая его часть наряду с вопросом о том, что такое искусство само по себе, может быть предметом лишь эстетически художественного, но не психологического рассмотрения.

 

«Подобная ситуация явилась благоприятной почвой для возникновения психологической концепции Зигмунда Фрейда (1856—1939), получившей большую известность и за пределами психологии. Вместе с тем важно отметить, что психоаналитические поиски в сфере художественного творчества не привносят чего-то существенно нового для понимания содержательности самих произведений искусства. Пафос фрейдовского анализа направлен на отыскание в художественных творениях знаков-символов, подтверждающих его «диагноз» тому или иному художнику как личности. В этом смысле любой художник предстает для Фрейда в качестве обычного пациента. Этим объясняется и особый ракурс его работ — они сконцентрированы на психологии художественной личности, а не на психологии художественного текста.

Новый этап в разработке психологической проблематики искусства был ознаменован появлением такой фигуры, как Карл Густав Юнг (1875-1961). Юнг был учеником Фрейда, однако серьезно критиковал своего учителя во многом за гипертрофию роли индивидуальных сексуальных комплексов в творчестве и деятельности отдельных личностей. То, что применимо к художнику как к личности, неприменимо к нему как к творцу, считал Юнг, полагая, что ошибка Фрейда состояла в том, что природа неврозов толковалась им симптоматически, а не символически. То есть художественные произведения, несущие на себе отпечаток индивидуальных психических комплексов творца, трактовались Фрейдом как своего рода рефлекс» (Кривцун О.А. Эстетика).

 

Ключевые темы и проблемы для обсуждения

1. Природа художественного творчества.

2. Природа художественного восприятия.

3. Психологический фактор в истории искусства.

4. Биография художника как проблема социальной психологии.

5. Стиль как духовно-психологический инструмент исторической эпохи.

6. Личность художника как предмет психологического анализа.

7. Психоаналитические методы в исследовании искусства.

8. Эстетическое бессознательное в современном искусстве.

9. Гендерный подход в анализе различных видов искусства.

10. Исторический путь психологии.

Культурология

Культурология как наука изучает … процессы создания, эволюции культурных ценностей различных эпох, влияние на них исторических, социальных, географических, экономических и др.факторов.

Прочитайте:

Маркова А.Н. Культурология. Учебное пособие. М., Проспект, 2013.http://www.alleng.ru/d/cult/cult009.htm

Ключевые темы и проблемы для обсуждения:

1.Искусство в историческом контексте культуры.

2.Искусство в истории мировых цивилизаций и в аспекте проблем цивилизационной идентичности.

3.Цивилизационный подход к искусствоведческим исследованиям.

4. Искусство в контексте медиакультуры.

5. Искусство между элитарной и массовой культурами.

6.Этнокультурные и глобалистские аспекты изучения современного искусства.

7. Искусство как предмет компаративистских исследований.

8. Влияние религии на искусство различных эпох.

Социология (социология искусства)

Социология как наука изучает… общество, системы, состаляющие его, закономерности его функционирования и развития, социальные институты; так же изучает механизмы строения и работы различных структур общества, отношения между людьми и социальными группами, массовое поведение людей, отношения между личностью и обществом.

Прочитайте:

Магилович М. Поле искусства как предмет исследования //Журнальный зал. Русский журнал.

http://magazines.russ.ru/nlo/2003/60/magid.html

Социология искусства. Хрестоматия. М., Прогресс традиция, 2010.

Кривцун О.А. Эстетика. М., Аспект Пресс, 2001. Раздел четвертый. Социология искусства.

Ключевые темы и проблемы для обсуждения

1. Искусство и цивилизация.

2. Социальные функции искусства.

3. Социологические теории искусства.

4. Социальный статус художника.

5. Личность художника как предмет социологического анализа.

6. Искусство и социальная стратификация в обществе.

7. Изучение аудитории искусства.

8. Искусство в эпоху массмедиа.

 

9. Социологические организации разных стран.

10. Анализ социологических данных.

Эстетика (философия искусства)

Эстетика как наука изучает… формы и сущность "прекрасного"; изучает искусство, как особую форму общественного сознания.

 

Прочитайте:

Кривцун О.А. Эстетика. М., Аспект Пресс, 2014. Раздел третий. Общая теория искусства.

Бычков В.В. Эстетика. Москва, Гардарики. 2012.

Ключевые темы и проблемы для обсуждения (назовите их самостоятельно)

1. Понятие эстетики.

2. Категориальный аппарат эстетики.

3. "Прекрасное" в различных исторических эпохах.

4. Сакральное и светское в искусстве

5. Специфика и эстетические возможности основных видов искусств

6. Личность художника: эстетический и психологический аспекты

7. Эстетика и поэтика театра

8. Понятие стиля в эстетике

9. Художественный символ как универсальная эстетическая категория

10. Проблемы эстетизации общественной жизни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...