Предмет, задачи и структура педагогической психологии
Предмет, задачи, структура пед.псих. Предметом педагогической психологии являются факты, ме-ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта че-ловеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ре-бенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и уп-равляемой педагогом в разных условиях образовательного про-цесса. В частности, педагогическая психология «изучает зако-номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле-дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за-кономерности формирования у школьников активного самосто-ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания», т.е. формирование психических новообразований. В широ-ком смысле слова предметом науки является то, что она изуча-ет в объекте. Приведенное определение красноречиво свидетель-ствует о сложности, многоаспектности и неоднородности пред-мета педагогической психологии. В целом педагогическая психология выявляет, изучает и опи-сывает психологические особенности и закономерности интел-лектуального и личностного развития человека в разных усло-виях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии яв-ляются: -- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност-ное развитие обучаемого; -- определение механизмов и закономерностей освоения обу-чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со-хранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающе-гося и использования в различных ситуациях;
-- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); -- определение особенностей организации и управления учеб-ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель-ную активность; -- изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных ка-честв; -- определение механизмов, закономерностей развивающе-го обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; -- определение закономерностей, условий, критериев усво-ения знаний, формирование операционального состава деятель-ности на их основе в процессе решения разнообразных задач; -- определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан-дартами; разработка психологических основ дальнейшего совер-шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра-зовательной системы. Структура: п. Образовательной д-ти п. Уч. Д-ти и ее субъекта п. Пед. Д-ти и ее субъекта п. Уч-пед сотрудничества и общения Предмет, задачи и структура педагогической психологии Объект педагогической психологии - человек. Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления) и представляет собой сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление. "Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между учащимися" (А.В. Петровский).
"Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися" (В.А. Крутецкий). Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б.Г. Ананьев). Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается предмет педагогической психологии, исследующей закономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представлений формируются техника, практика учебно-педагогической деятельности, обоснованные со стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и развития в системе обучения. Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае - закономерности развития интеллекта, личности, способностей, вообще человека. Данное направление педагогической психологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития. Таким образом, "предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса" (И. А. Зимняя). Задачи педагогической психологии. Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Структура педагогической психологии включает 4 раздела: I - психология образовательной деятельности (единство учебной и педагогической деятельности); II - психология учебной деятельности и её субъекта - обучающегося (ученик, студент); III - психология педагогической деятельности и её субъекта (педагога); IV - психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|