Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы раздела всех понятий «системы»




 

Как считает Т.А. Акимова с некоторой условностью все понятия «системы можно поделить на три группы:

1 группа это понятие системы – объект исследования и управления.

Определение, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя. Задача наблюдателя – выделить эту систему из окружающей среды, т.е., как минимум, определить ее входы и выходы, а как максимум, подвергнуть анализу ее структуру, выяснить механизм функционирования ее элементов, связи, и воздействовать на нее в нужном направлении.

2 группа это понятие системы смыкается с понятием модели.

Определение второй группы рассматривает систему как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель, имея перед собой цель, контролирует систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. При этом абстрактная система понимается как совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те и или иные свойства, характеристики элементов, объектов, которые рассматриваются в данной системе. Говоря о синтезе системы, имеют в виду ее макромодель, анализ же совпадает с микромоделированием ее отдельных элементов и процессов.

3 группа понятие системы с одной стороны, реальный объект и одновременно абстрактный.

Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. «Система здесь – искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т. д.) предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи» [1, с. 45]. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее. Система, с одной стороны, является реальным объектом и одновременно – моделью.

Однако во всех трех группах определений термин «система» включает в себя понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей. Причем свойства этих частей зависят от системы в целом и, наоборот, свойства системы – от свойств, входящих в нее частей. Во всех случаях имеется в виду наличие среды, в которой система существует и функционирует. Для исследуемой системы среда может рассматриваться как надсистема, соответственно ее части – как подсистемы. Более полное определение, включающее элементы и связи, и цель, и наблюдателя, а иногда и язык отображения системы, помогают более конкретно сформулировать проблемы, определить задачи, наметить основные этапы системного исследования.

Однако во всех этих определениях не упомянуто очень важное свойство систем. Поэтому придется ввести дополнение. «Системой условимся называть такое сочетание элементов, которое в совокупности приобретает новое качество: у элементов этого качества не было, а у системы оно появляется» [1, с. 45]. Например, мозг человека состоит из нейтронов, которые сами по себе не способны к какому-либо разумному действию. Но в своей совокупности они рождают некое системное свойство, присущее этой совокупности, которое мы называем мышлением. «Его изучение не сводится к изучению свойств отдельных нейтронов, – это действительно системное свойство совокупности нейтронов» [1, с. 46]. Другими словами, система обладает особыми системными свойствами. Изучение свойств кооперативных взаимодействий представляется важнейшим направлением современной науки.

Само определение системы показывает нам одно из его основных свойств: оно состоит из элементов. Эти элементы принято называть подсистемами. Еще надо помнить, что любая из них сама является частью какой-то, еще большей, системы.


Выводы

 

По своему построению вся вселенная состоит из множества систем, каждая из которых содержится в более масштабной системе. Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система».

Например, по Л. Фон Берталанфи, «система – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии», по А.Холлу «система представляет собой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами». У Гослинга под системой понимает собрание простых частей. В соответствии с понятием Р. Акоффа система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей. Наиболее близким понятием, относящимся к информационным системам следует отнести определение К. Уотта, который считает, что система – это взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями. С точки зрения математики определение системы можно условно сопоставить с определением множества, а под кибернетической системой понимается система как совокупность моделей, адекватная решаемой задачи.

Из приведенных определений можно выявить общие моменты присущи понятию «система» и при дальнейших исследованиях рассматривать ее как целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними. Обязательное существование целей определяет общие для всех элементов целенаправленные правила взаимосвязей, обуславливающие целенаправленность системы в целом.

Существует два подхода к определению системы: дескриптивный и конструктивный. Дескриптивный подход к системе заключается в том, что характер функционирования системы объединяют ее структурой, элементами. Конструктивный подход носит обратный характер.

Список использованной литературы

 

1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367с.

2. Исследование систем управления: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Мухина – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.

3. Прангишвили И.В., Системные закономерности и системы оптимизации. М.: Синтез, 2004. – 208 с.

4. Системный анализ в управлении: Учебн. пособие. / Под ред. А.А. Емельянова – М: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.

5. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – К.: МАУП, 2003. – 368 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...