Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь типов ВНД с темпераментом и характером детей




 

Основной отличительной чертой высшей нервной деятельности у детей является факт динамического развития и пластичности самой ее системы.

Несмотря на то, что высшая нервная деятельность ребенка крайне схожа с высшей нервной деятельностью и ее типами, у взрослого человека, нельзя забывать о том, что в отличие от взрослого человека психика ребенка не сформирована до конца и свойства ВНД, формирующие впоследствии ее типы, крайне зависимы от возрастных особенностей ребенка. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа их высшей нервной деятельности. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом, иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей высшей нервной деятельности с ее типологическими свойствами.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Академик Н.И. Красногорский конкретизировал Павловское учение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.

Дети - сангвиники. Сильный уравновешенный, оптимально возбудимый быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием безусловных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. У таких детей одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и подчинять их требованиям соответствующей обстановки. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Их безусловно-рефлекторная деятельность регулируется функционально сильной корой. Речь у сангвиников хорошо развита, громкая, быстрая, правильно построенная, богатая. Дети хорошо приспосабливаются к школьной обстановке, успешно справляются со школьными нагрузками, эмоциональны в своем поведении. Типичные черты детей-сангвиников: жизнерадостность, оптимизм, вера в свои силы и возможности, критическое отношение к недостаткам окружающих и своим. Однако нередко такие дети переоценивают свои физические и интеллектуальные возможности.

Дети - флегматики. Сильный, уравновешенный, медленный тип. Условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями.

Они быстро обучаются речи, активны и стойки при выполнении сложных заданий. Рассудочная деятельность явно преобладает над эмоциональной сферой. Они хорошо контролируют, а при необходимости и подавляют свои эмоции и желания, без осложнений адаптируются к условиям школьной жизни. Флегматики ведут себя ровно, спокойно, речь у них неторопливая, размеренная, обычно не сопровождается жестикуляцией. В коллективе эти ребята дисциплинированны, сдержанны по отношению к собственным недостаткам и недостаткам окружающих, спокойно реагируют на порицание или одобрение их поступков, избегают конфликтов, склонны к уединению. Чтобы развеселить или напугать флегматика, нужны очень сильные раздражители и их достаточно длительное воздействие.

Дети - холерики. Сильный неуравновешенный, повышено возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой порой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки не устойчивы.

Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями. Дети с таким темпераментом отличаются выраженной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений. Они слабо сдерживают свои желания и эмоции, действия их нередко характеризуются вспышками возбуждения, иногда агрессивностью.

К школьной жизни холерики не всегда приспосабливаются сразу, так как склонны к конфликтам с окружающими, проявляют несдержанность на уроках, вспыльчивость, запальчивость в ответ на замечания педагога. Такие дети, в своем поведении больше руководствуются чувствами, желаниями и меньше - разумом. Они расположены к занятиям музыкой, живо реагируют на поэзию, изобразительное искусство.

У детей с холерическим темпераментом обострены вегетативные реакции, при любом эмоциональном возбуждении они легко бледнеют или краснеют. От рождения у них слабо развиты тормозные процессы в коре головного мозга, поэтому им трудно преодолеть жизненные преграды. Если у такого ребенка желания не совпадают с возможностями их осуществления, в его поведении появляются негативизм, нервозность.

К холерическому типу (крайнему по своей выраженности) Н.И. Красногорский относил так называемых трудновоспитуемых детей, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность, необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками, упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода и является делом нелегким. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на верной педагогической основе, с учетом особенностей темперамента.

Дети - меланхолики. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. У меланхоличных детей ослаблены корковые и подкорковые функции нервной системы, наблюдается малая подвижность нервных процессов. Иначе говоря, у них легко истощаются мыслительные возможности и эмоциональная сфера.

Дети быстро утомляются, не способны переносить ни длительные, ни одномоментные значительные психические, эмоциональные и физические нагрузки. Они обидчивы, плаксивы, самолюбивы, впечатлительны, очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. Гнев и радость проявляются менее ярко. Создается впечатление, что ребенок вечно напуган. Улыбку окружающих он встречает недоверчиво и долго решает, нужно ли ему улыбнуться или рассердиться на такую фривольность.

К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются с трудом, многие из них неохотно посещают школу. При неправильном воспитании у них легко могут развиваться невротические состояния или заболевания. Именно у таких детей можно наблюдать неадекватные реакции на положительные воздействия: новая игрушка может вызвать сначала негативное отношение (плачь, не желание ею играть) и лишь позднее - нормальную положительную реакцию.

Четыре основных типа высшей нервной деятельности ребенка являются основой будущего характера.

Характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках. Поступки маленьких детей случайны, зависят от обстоятельств и еще не передают свойств характера.

Как мы уже отмечали, с возрастом формируется характер ребенка, что определяет его поведение. Черты характера выражают отношение человека к людям (коллективизм, отзывчивость, доброта, общительность и т.д.), к труду (трудолюбие, аккуратность, инициативность, бережливость и т.д.), к самому себе (самолюбие, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, самомнение, эгоизм и т.д.).

Тип высшей нервной деятельности и характер взаимно влияют друг на друга, поэтому одни черты характера складываются быстро (например, общительность у сангвиников), другие медленно (например, та же общительность у меланхоликов) и т.д.

Иногда родители воспитывают своих детей одинаково, сколько бы их ни было. А потом удивляются тому, что они выросли совершенно разными. Именно в этом и заключается ошибка родителей, когда трех детей с различными типами нервной деятельности воспитывают одинаково.

Здесь отсутствует самое главное - индивидуальный подход, без которого невозможно раскрыть лучшие стороны натуры ребенка и на этой основе формировать положительные качества личности.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом так же определяются индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.

И.П. Палов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

 


Заключение

 

Теперь, благодаря всему вышеописанному можно сделать вывод, что Павлов в своих работах касательно высшей нервной деятельности человека и классификации ее типов сделал серьезный шаг вперед в области физиологии, сопоставив темперамент и особенности нервной системы человека, выделив свойства высшей нервной деятельности, дав всему этому имена. Он позволил углубиться в изучение процессов физиологии мозга и нервной системы.

Еще мы рассмотрели разнообразные типы ВНД, конкретно были взяты во внимание труды Гиппократа и Н.И. Павлова, так как данные типы господствуют в наше время. В ходе работы была выявлена прочная связь между этими двумя классификациями.

Так же мы рассмотрели отличительные черты ВНД ребенка, выявив при этом основной проблемой при классификации ее типов у детей, является гибкость и неустойчивость нервной системы в силу возрастных особенностей. Однако, несмотря на это H.И. Красногорский, опираясь на рефлекторные, речевые и общепсихические реакции ребенка, согласно его возрасту, смог дать полную классификацию типов ВНД ребенка, внешне, как уже и говорилось, схожую, с классификацией Павлова. Далее были описаны связи между типами ВНД ребенка, его характером и темпераментом.

 


Список литературы

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. Л.: Высшая школа, 1991. - 256 с.

2. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1979. - 312 с.

3. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/д, издательство Феникс, 2005. - 478 с.

.   Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 3-е изд., 1997. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688 с.

.   Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности. Учебник для психологов и педагогов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

.   Ступина С.Б., Филипьечев А.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Москва, Высшее образование, 2006.

.   Филатова О.В. Возрастная физиология и психология. Учебное пособие, Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2010. - 222 с.

.   Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. Академия, 2003. - 464 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...