Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование харектера




Истории из жизни великих преданных, которые были образцом возвышенного характера, вдохновляют и предают сил. Вместе с этим мы можем учиться хотя бы в малом проявлять возвышенные качества в повседневной жизни, постепенно воспитывая в себе благородство характера. Нужно также общаться с теми редкими душами, которые обладают идеальным характером. Вдобавок к этому, можно молиться к Господу о развитии того или иного качества, сосредоточиваясь на том, что необходимо в первую очередь.

Преданные, которые занимают руководящие посты, иногда считают благотворным для укрепления своего характера уход с занимаемой должности. Это укрепляет их характер. Это можно использовать как прием для того, чтобы проверить, не страдаем ли мы чрезмерной привязанностью или самообманом. Конечно, нельзя отрекаться от своих обязанностей по прихоти, но это беспроигрышная ситуация, потому что при любом исходе мы получаем милость Господа и высокую оценку товарицей. Если вы попытаетесь отказаться от своей официальной должности, вы сможет получить истинную картину того, чего же желают от вас Господь и вайшнавы. Самое худшее, что может случиться, - это то, что ваше прошение об отставке примут. Но и это может оказаться лучшим решением, как для вас самих, так и для высшей цели, а другие смогут глубоко оценить чистоту ваших помыслов. Если же Господь устроит так, что вы сохраните за собой свое положение, то вы будете точно знать, что это желание Господа и что это подходящее служение для вас. Таким образом, вы сможете продолжать с уверенностью и спокойным умом.

Недавно я присутствовал на ежегодном заседании Джи-Би-Си в Майяпуре и наблюдал, как три моих духовных брата подали заявление об уходе. Одно заявление было принято, два других – нет. Моя вера в чистоту помыслов этих лидеров укрепилась. Также я наблюдал, как многие лидеры искренне стараются определить лучший образ действий для развития миссии Махапрабху. Мои надежды возросли, но мое мнение таково, что нашему движению нужно исправиться и что многие лидеры не осознают глубины или причин наших проблем. Тем не менее, мы так или иначе двигаемся в верном направлении, может быть и черезчур медленно. Многие преданные ждут, чтобы ИСККОН восстал и стал тем движением, каким он и призван быть. Необходимо, чтобы снова царило доверие и преданные чувствовали силу. Мыслящие духовные лидеры должны перенять дух и характер Шрилы Прабхупады.

 

«Поражение – это хорошая возможность начать все заново, но более разумно».

Генри Форд

Заключительное слово

В первой главе обсуждалась свобода – основа преданного служения. Свобода предоставляет возможность задуматься, а размышления помогают усвоить знания. Усвоив полученные знания, преданный способен самовыражаться с большей легкостью, что естественно побуждает его к творчеству. Творчество в свою очередь способствует развитию индивидуальности. Когда человек способен быть самим собой и проявлять творческий подход в своей деятельности, он использует все свое естество, всю свою энергию. Такая полная самоотдача ведет к эмоциональной наполненности, по-другому называемой вдохновлением – деятельности, которая захватывает, радует и воодушевляет. Это помогает ему познавать себя, при этом практикуя сознание Кришны. Когда человек погружается в преданное служение и духовную реальность, на него нисходит духовное счастье.

Эмоциональное вовлечение это не сентиментальность. Эмоции – это часть нашего естества: материального, если мы пребываем на материальном уровне, или же духовного, если мы пребывааем на уровне духовном. Между этими уровнями существует плавный переход. Не следует думать, будто садхака однажды утром просыпается и обнаруживает, что он уже находится на духовном уровне и обладает духовными чувствами и эмоциями. Скорее, происходит постепенное очищение, при котором материальные чувства, ум и эмоции все больше заменяются духовными чувствами, умом и эмоциями. Чем больше материальные чувства, ум и эмоции очищаются благодаря воспеванию святого имени и других видов преданного служения, тем больше проявляются их духовные аналогии. Так происходят божественные перемены [см. Дополнения].

Существует два неверных подхода. Один из них – это предоставлять полную свободу чувствам и уму, что характерно для карми, искателей материльных наслаждений. Второй подход, другая крайность, характерен для тех, кто отрицает и отвергает любые побуждения чувств, вместе со всеми эмоциями и интуицией.Это подхид гьяни. Синтезом этих двух крайностей является бхакти.На этом пути нужно отличать благоприятное от неблагоприятного, чувственные, материальные побуждения от побуждений духовных. Вначале мы испытываем в основном материальные побуждения. Но что привело нас в сама начале к сознанию Кришны? Сверхдуша подтолкнула нас из сердца: “Найди ту книжку, которую ты когда-то поставил на полку. Сходи в храм”. Поэтому нужно признать возможность того, что Господь может побуждать нас через интуицию и связанные с преданным служением чувства. В то же время нужно остерегаться грез и иллюзорных мечтаний.

За многие годы практики сознания Кришны преданный естественно обретает много духовных сокровищ: полученные откровения, ообострение восприятия, эмоции, связанные с преданным служением. Любое общество вайшнавов должно с радостью содействовать подобному развитию. Если же возникает атмосфера недоверия, страха и эгоцентризма, то организация, в своих уродливых формах, таких как институционализм, авторитатрность и элитизм, может на какое-то время помешать индивидууму обрести естественные духовные сокровища.

Первые девять глав описывают закономерности развития преданости, главным образом с точки зрения индивидуальной личности. Главы с десятой по тринадцатую описывают нечистоты организации и другие вещи, которые мешают развивать преданность. Общество, которое доверяет своим индивидуальным членам и помогает им развиваться, обретает их совокупную силу.В противном случае имеет место обратное явление. Сегодня наше общество вовлечено в споры со своими недовольными членами, которые могли бы вместо этого нести положительный вклад в жизнь общества. По такому же сценарию развивались события и в бывшем советсвком государстве.

Советское правительство пренебрегло своей же коммунистической доктриной, не заботясь о собственном народе. И, со временем, народ отверг такое правительство. До этого государство прикрываясь знаменем коммунизма эксплуатировало свой народ. Все ресурсы направлялись на военные нужды. Об индивидуальном развитии и творчестве не было и речи, перед людьми ставилась одна цель – быть достойным членом общдества, что представляется нам ценным элементом коммунистического учения. То же учение утверждает, о необходимости удовлетворения индивидуальных потребностей, но коммунисты игнорировали индивидуальность. Они с радостью приняли ту часть курицы, что несет яйца, но отвергли ее голову. Иными словами, бесконечные призывы к преданности государству и вере в него затмили необходимость обеспечения граждан со стороны государства – нормальным жильем, приличными дорогами, медицинским обслуживанием, транспортом и т.д. Даже сегодня сохраняются пережитки такого настроя: Россия создала лучший реактивный истребитель в мире, но не озаботилась произвести хотя бы одну приличную легковую машину.

Вся деятельность ИСККОН направлена на Бога, и у нас есть потрясающей красоты Божества, мощные киртаны и любящие преданные, но, как и каждая организация, ИСККОН не лишен недостатков. И все же это – сильное общество с крепкой инфраструктурой, которая выдержит испытание временем и намного переживет нынешние проблемы. Этот период можно воспринимать как время внутренних преобразований, когда главный упор постепенно переносится на заботу о преданных, и больше ценится не количество, а качество. Процветание общества зависит не от успеха одного человека, а от коллективных усилий. Поэтому нужно сплотиться и сотрудничать, а для этого требуется зрелость, смирение и сознание Кришны.

Истинное сознание Кришны требует признать в Шри Кришне верховного субъекта, а в себе – объект Его наслаждения. Если мы считаем субъектом себя, тогда все остальные должны стать объектами нашего наслаждения. Это очень тонкая концепция, которая лежит в основе всего. Для того, чтобы действовать сообща, нужно считать себя объектами Верховного субъекта Шри Кришны.

Не нужно быть наивным, тупым или негативно настроенным. Нужно иметь глубокую веру в наше лучшее будущее, всегда устремляя свои действия к этой цели. Временная социальная или политическая обстановка не должна закрывать от нас Господа Кришну. Нужно продолжать прилагать усилия и углублять свои личные отношения с Верховной Личностью Бога, основанные на любовном служении. Если мы поймем и примем высшие ценности божественной любви, которые приближают к Господу, мы будем претворять их в жизнь в доступной нам сфере.

В этой книге много внимания было уделено диагностике различных недугов нашего общества, но их лечение просто и возвышенно. В конечном счете все зависит от сознания Кришны. Любые проблемы, недостатки или сомнения можно устранить только чистой мыслей, направленных на Кришну. Чистота мыслей о Кришне способна даровать всю необходимую любовь, доверие, честность, мудрость, смирение и великодушие. Эти внутренние качества нельзя учредить указом. Чтобы развить такие качества, нужно улучшать свою джапу, бхаджан, киртан, кришна-катху и садху-сангу, и уделять им больше времени. Кто откажется от такого лекарства?

 

Подведение итогов

 

Сокровища, которыми мы обладем, колоссальны.Одно из этих сокровищ – наш гурудев. Члены других традиций Гаудия-вайшнавизма и даже других сампрадай начинают осознавать повергающую в трепет высоту положения Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхурады. Как–то во Вриндаване я встретил преданного из Нитьянанда-паривара, линии учителей, берущей начало от Господа Нитьянанды. Он рассказал мне, как много лет назад его гуру призвал его принять прибежище Бхактиведанты Свами.

«Зачем мне идти к нему? Вы мое единственное прибежище. Мне незачем идти к кому бы то ни было еще».

Его гуру, Радха Говинда даса Бабаджи, объяснил ему всеохватывающую природу гуру-таттвы, и добавил, что Бхактиведанта Свами – это авеша, проявление Шри Нитьянанды Прабху.

В тот же день от отправился в Кришна-Баларам Мандир встретиться со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада беседовал с группой учеников в своей комнате для даршанов, поэтому секретарь попросил этого преданного придти попоздже. Однако Прабхупада услышал их и настоял на том, чтобы преданного впустили. Тот представился, и оказалось, что Шрила Прабхупада знал его деда и много раз приходил в его храм. Шрила Прабхупада попросил своих учеников выйти из комнаты, а после этого тепло обнял преданного и благословил его. Он призвал его путешествовать по всему миру и проповедовать послание Махапрабху. Этот преданный повиновался приказу Прабхупады и сейчас одет в шафрановую одежду, носит данду и проповедует на Западе. В его традиции это беспрецендентно.

Похожий случай рассказывает и Шринивас Кришнадас, преданный из Шри-сампрадайи, адъюнкт-профессор Мадрасского университета. Он сказал, что его шикша-гуру, Шри Кришнадас Махарадж, широко известный в Мадрасе, которому уже больше ста лет, много лет назад приказал ему посвятить остаток жизни изучению комментариев к “Чаитанья-чаритамрите” написанных Его Божественной Милостью Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадой.

Удивленный Шринивас спросил: “Но Махарадж, почему вы просите меня читать его книги? Он ведь не из нашей сампрадайи”.

Махарадж ответил: “Может быть, он и не из нашей сампрадайи, но он вечный спутник Господа Кришны, поэтому не имеет значения, в какой сампрадайе он принял рождение. Я пришел к убеждению, что он не писал эти книги один, Господь Кришна стоял рядом с ним и диктовал ему это знание. он просто записывал все, что ему говорил Господь”.

Еще одну поразительную историю рассказл Е.С. Радханатха Свами. Недавно в Панкаджакшетре возле Удипи собралось много тысяч вайшнавов-мадхваитов, чтобы отпраздновать семисотлетие Шри Мадхвачарьи. На праздник прибыли все известные ачарьи. Самый влиятельный ачарья, Шри Вишвеша Тиртха (Педжавара Свами из Педжавара Матха в Удупи), сначала выступил с речью о Мадхвачарье, а затем стал прославлять Шрилу Прабхупаду. Он сказал, что учение Мадхвы никогда не покидало пределов Индии, пока Шри Бхактиведанта Свами Прабхупада не привез его на Запад. Он принес чистое учение “Бхагаватам” и “Бхагавад-гиты” на каждый континент, ни на шаг не отступая от принципов санатана-дхармы. Обведя рукой всех ачарий, он сказал: “Все мы вместе взятые не может сравниться даже с пылинкой со стоп любого из его учеников, которые распространяют это послание по всему миру”.

Шрила Прабхупада не принадлежит к числу обычных санньяси или гуру. Со временем это будет становиться все очевиднее. Его настроение, акценты, стандарты и наставления в преданном служении лишены недостатков. Более того, они получены непосредственно от Господа.

Чистая преданность и духовная любовь решает все проблемы, такие как вожделение, страх, разобщенность, косность, эгоизм, авторитарность и прочие. Чистая духовная любовь возродит в преданных чувство силы. Многие трудности можно преодолеть, если проникнуться духом Шрилы Прабхупады.

Однако многим преданным непривычно даже произносить слово “любовь”, что уж говорить о том, чтобы жить и дышать любовью. Речь идет не о той любви, о которой повествуют любовные романы. Это любовь, которая принимает форму реальной помощи, поддержки и забьоты на пути бхакти. Мы можем рассчитывать на возрождение в той степени, в которой индивидуальные члены нашего общества будут находить заботу, понимание и вдохновение. Все это должно стать такой же неотъемлемой частью нашего общества, наравне с такими неоспоримыми и признанными формами коллективной деятельности, как распространение книг, открытие храмов и привлечение новых членов. Я не противопоставляю одну программу действий другой и не сравниваю их ценность, так как я сам много лет проповедовал на передовой и благодарен за то, что мне была предоставлена эта возможность. Однако, если мы проявим более человеческий и индивидуальный подход к бхакти и ее внешнему проявлению – организации, у нас будет больше удовлетворенных, уравновешенных и зрелых членов, которые смогут достичь намного большего во всех сферах проповеди послания Махапрабху нуждающимся в нем душам.

Выступая перед северо-американским Джи-Би-Си, Берк Рокфорд недавно обратился с такой же просьбой: “В сегодняшнем ИСККОН авторитет и доверие нужно завоевывать. Я призываю Джи-Би-Си взяться за ограниченное число конкретных проектов, направленных на благо преданных, и таким образом начать возрождать доверие преданных к руководству общества”.

Забота о преданных и служение им принесет благо нам самим, потому, что, когда Господь видит любовь и сотрудничество между Своими преданными, Он доволен и дарует Свои благословения. Когда мы думаем о благе и удобстве преданных, это поддерживает и укрепляет проповедь, потому что любовь и забота поднимает в преданных боевой дух и энтузиазм. Когда мы заботимся об отдельных преднных, это дает понять всем: “Мы ценим тебя. Мы волнуемся за тебя”, - даже если тот или иной преданный сам не получает от этого непосредственной пользы. Так возрастает вера всех и каждого.

В современном мире вера является редким и хрупким товаром. Ее нужно ценить и лелеять. Нужно создать атмосферу, которая способствует ее росту. Нет ничего важнее отношений с другими вайшнавами. Если ведущие вайшнавы поймут это и будут действовать в соответствии с этим принципом, то вскоре мы сможем открыть новую, многообещающую страницу нашей истории.

Что касается отношений, то об этом хорошо сказал один молодой преданный: “Ни одно общество не выживет, если не поставит во главу угла любовь. Мы никогда не сможем правильно относиться к Богу, если не относимся с уважением в вниманием друг к другу” (Бхакта Рупа Дас “Молодежь Харе Кришна”).

Это утверждение можно рассмотреть и с другой стороны, сказав, что без подлинной любви к Богу невозможно чувствовать заботу о других, потому что все живые существа – неотъемлемые частицы Бога. Эту божественную цель, любовь к Господу, не должны затмевать никакие другие желания. В противном случае поддержание нашего духовного авторитетат постепенно приведет к проблемам, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Как я уже подчеркивал, любовь и авторитет тесно связаны между собой. Шрила Прабхупада достиг подлинного успеха, потому что любил Господа Кришну без каких-либо корыстных мотивов. Давайте тоже полюбим Господа и достигенем настоящего успеха.

Однажды на крыше бомбейского храма, когда Нитай Дас массировал Шрилу Прабхупаду, один из двух членов Джи-Би-Си, которые часто спорили между собой, пришел сообщить Прабхупаде о каком-то проступке оппонента. Прабхупада расстроился и сказал: “Я даю им немножко власти и они сразу же начинают помыкать всеми, “Делай то, делай это”. Нет. Сначала добейся, чтобы они полюбили тебя, и тогда они сделают все, что ты хочешь” (Из воспоминаний Бхаргавы Даса).

 

ДОПОЛНЕНИЯ

1

Философские размышления

Письмо Чатурбхудже

Бомбей

21 января, 1972

72-01-21

Дорогой Чатурбхудж,

Прими, пожалуйста, мои благословения.Я был рад получить прекрасное письмо от тебя, датированное 10 января 1972 года, и с удовольствием хочу отметить, что ты задаешь очень разумные вопросы. Это естественное положение для преданного-неофита, который искренне старается понять Абсолютную Истину. Поэтому я очень рад узнать, что ты очень разумный парень, как и твой отец, и что вся ваша семья прогрессирует в сознании Кришны. Пускай Кришна дарует вам все благословения.

Что касается отличия между умозрительными размышлениями и философскими размышлениями, мы считаем, что любое познание является психологической функцией ума. Поэтому философские размышления являются умозрительными, если сводятся к произвольной или неупорядоченной деятельности ума, пытающегося все понять и объяснить своими теориями, пестреющими выражениями “если” и “возможно”. Но если философские размышления основываются на указаниях Шастры и Гуру и имеют целью достичь Вишну, то такие философские размышления не являются умозрительными. Вот например: в “Бхагавад-гите” Кришна говорит: “Я вкус воды”. В этом случае предаваться приемлемым философским размышлениям означает пытаться понять под руководством Шастры и Гуру, как именно Кришна является вкусом воды. Утверждения “Бхагавад-гиты” просты и совершенны, однако их можно рассматривать под бесчисленными углами зрения. Так что наша философия – это не нечто сухое, подобное умозрительным рассуждениям. Истинное предназначение психической и умственной деятельности заключается в том, чтобы познать все с точки зрения Кришны, поэтому познанию нет границ, ведь Кришна безграничен. И даже хотя можно сказать, что преданный, познавший Кришну, знает все (см. 15 главу), тем не менее философское познание никогда не останавливается и преданный продолжает углублять свои знания, хотя уже все знанет. Постарайся понять этот момент. Это очень хороший вопрос.

Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами

2

Быть самим собой

Здесь Сатсварупа Махараджа честно пишет о своих личных непростых попытках найти себя невзирая на большое давление общества и собственного ума, навязывающих ему роль крупного и важного лидера:

“Мне бы хотелось быть в комнате и слышать ценные наставления Прабхупады, но меня не позвали. Да и зачем меня звать? Я слуга-секретарь. Моя обязанности – это доставать для Шрилы Прабхупады свежую ветку нима, которой он чистит зубы, подготавливать его одежду, лекарства, убирать в комнате – и приводить важных преданных, таких как Тамал Кришна, на встречу с ним. Немножечко жалея себя, я попробовал про себя повторять свою джапу, как обычно, но сейчас это было труднее, чем когда бы то ни было, так как я старался расслышать звуки, долетающие из-за дверей, а мой ум докучал мне своими глупыми мыслями.

Тогда я подумал, что если я хочу взять на себя более важные руководящие обязанности, то мне ничто не мешает сдалать это. Не было бы ничего предосудительного, если бы во время поездок со Шрилой Прабхупадой я взял на себя роль его представителя, проверяя на местах менеджмент, финансы и ход проповеди. Но навязывать себя другим … - меня к этому не тянуло. Да и соответствующих качеств у меня не было. Я должен печатать письма, выполнять обязанности слуги и просто везде сопровождать Шрилу Прабхупаду, сказал я себе. Это удовлетворяет Шрилу Прабхупаду, почему же это не должно удовлетворять меня? Уже одного того, что Прабхупада не прогонял меня, должно хватать мне для того, чтобы быть довольным. Как я могу быть настолько неблагодарным? Даже большие лидеры, хотя Шрила Прабхупада вызывает их на встречу, останутся в своих зонах, а я поеду со Шрилой Прабхупадой повсюду. Ну и что с того, что я его незначительный слуга? Разве это не мое естественное положение?

(“Жизнь с совершенным учителем”

Сатсварупа Дас Госвами стр. 61-62).

 

 

3

Одухотворение чувств

“Когда преданные начинают выполнять преданное служение в соответствии с наставлениями истинного духовного учителя, они занимают слух и другие чувства деятельностью чистой преданности. Они слушают о Господе, воспевают Его славу, помнят о Нем, кланяются Ему, лично прислуживают Ему и т.д. Таким образом преданные направляют свои чувства на трансцендентные качества Господа, как говорит Сам Господь: ниргуно мад-апашрайах (Бхаг. 11.25.26). Так тела преданных поднимаются над материальными гунами. Но иногда преданные направляют свои чувства на объекты материальные, например, на мирские звуки и тому подобное, и тогда это – материальная деятельность тела. Таким образом, тело преданного может иметь два аспекта, трансцендентный и материальный.

Чем выше уровень преданного служения, тем больше трансцендентные аспекты деятельности тела выступают на передний план, а материальные отходят на задний. Это преображение записано в “Шримад-Бхагаватам” (11.2.42):

Бхактих парешанубхаво вирактир

Анйатра чаиша триката эка-калах

Прападьяманасйа йатхашнатах сйус

туших пуших кшуд-апайо ‘пи-гхасам

«Преданность, непосредственное восприятие Верховного Господа и отрешенность от всего постороннего – эти три вещи одновременно проявляются у того, кто принял прибежище у Верховной Личности Бога. Точно так же во время еды человек с каждым глотком все больше чувствует удовольствие, у него прибавляются силы, и проходит чувство голода».

«Когда человек обретает полностью чистую любовь к Богу, материальные составляющие тела исчезают и его тело становится полностью духовным» (Бхаг. 10.29.10-11, комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура).

«Бхакти очищает ум, и он постепенно становится духовным» («Джайва-дхарма» гл.4).

4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...