Тема б. Социальные науки, их классификация
Тема. Познание. Тема 1. Познание мира Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания. Вопрос о возможности познания мира: - Агностицизм - отрицает полностью или частично возможность познания мира. - Скептицизм - выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. - Оптимизм - утверждает принципиальную познаваемость мира. Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное Познание имеет два уровня: Чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом). Рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Формы чувственного познания: - Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. - Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. - Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Формы рационального познания: - Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления. - Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
- Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Индуктивное — умозаключение от частного к общему. Дедуктивное — умозаключение от общего к частному. Получаемое по аналогии. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Чувственное познание: Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. Рациональное познание: Опора на результаты чувственного познания • Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Ложь — это сознательное искажение образа объекта. Тема 3. Истина, ее критерии. Относительность истины Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания. Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи. Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Практика — критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Тема 4. Виды человеческих знаний Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, Виды знания: Житейское: Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Научное Практическое: Овладение вещами, преобразование мира. Художественное: Строится на образе, а не на понятии. Рациональное: Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Иррациональное: Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания. Личностное: Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Тема 5. Научное познание Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания; — развитость понятийного аппарата (категориальность); — рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; — проверяемость; — высокий уровень обобщения знаний; — универсальность; — использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Уровни научного познания: Эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Формы научного познания Научный факт - отражение объективного факта в человеческом сознании Эмпирический закон - объктивная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Гипотеза - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Методы научного познания: Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение Универсальные методы научного познания: Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Тема б. Социальные науки, их классификация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|