Федеральный бюджет, человеческий фактор.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ВСТУПЛЕНИЕ. Для создания эффективной экономики в России необходимо учитывать зарубежный опыт, причем это следует делать как можно более детально и не при решении одной – двух проблем, а практически в каждой отрасли экономической деятельности. Разумеется, далеко не всегда следует напрямую копировать организацию какой-либо сферы экономического устройства других стран, да и возможно это не повсеместно. Однако именно отказ от использования испытанных в развитых капиталистических странах систем, методов и способов регулирования экономики является одной из причин затяжного глубокого кризиса российской экономики. К отрицательным последствиям политики экономической либерализации относится и процесс ослабления роли планирования в экономической деятельности, протекающей в стране. Это связано с тем, что при переходе от централизованного планирования к рыночному саморегулированию правительство намеренно отказывалось от традиционных элементов планирования, а заменить их было нечем. Впрочем, это лишь одна сторона серьезной проблемы. Помимо планирования на макроуровне существует планирование деятельности хозяйствующих субъектов. К концу 1994 года около семидесяти процентов всех предприятий было приватизировано и находилось в частных руках. Было приватизировано около двух третей бывших государственных предприятий; девяносто процентов мелких компаний являются частной собственностью; восемьдесят процентов предприятий в секторе обслуживания также являются частными.[1] Если учесть, что в Советском Союзе в течение десятилетий вся деятельность предприятий осуществлялась в соответствии с правительственными планами при фактическом отсутствии конкуренции, то легко представить проблемы, с которыми столкнулись новоявленные частные фирмы. В момент проведения приватизации в России практически отсутствовали квалифицированные кадры, способные планировать деятельность экономических субъектов в условиях как рыночной, так и смешанной экономики. На данный момент ситуация складывается более благоприятно, но все - таки имеет смысл обратиться к зарубежному опыту планирования.
Однако в мире не одно и не два капиталистических развитых государства. Разумеется, лучше всего проанализировать достижения всех так называемых развитых стран и заимствовать полезные для России решения. Но в рамках данной работы я предполагаю рассмотрение Соединенных Штатов Америки как объект для заимствования опыта. Причин такого выбора множество, но главная заключается в том, что США являются наиболее экономически развитой и самой сильной в военном отношении державой с глобальными политическими интересами, занимающую ведущие позиции в системе международных отношений. Естественно, можно найти великое множество причин процветания американского государства. С позиции тематики представленной работы наиболее важной составляющей успеха является хорошая система регулирования и поощрения экономики. Соединенные Штаты Америки вступают в третье тысячелетие на пике своего могущества. Однако многие факторы благоприятствуют амбициозным претензиям нынешнего президента США Б. Клинтона способствовать вступлению США в двадцать первый век еще более могущественными и процветающими, еще раз показать всему миру преимущества американской модели развития и эффективной своевременной реакции на вызовы времени, с которыми столкнулись все страны, включая американское государство. Многое в американском опыте неприемлемо для России. Слишком велики различия в истории и культуре, традициях и национальных особенностях. И тем не менее есть и немаловажные общие моменты, в том числе огромная "континентальная" территория, большая численность населения, гигантские природные ресурсы, способность мобилизовать национальную волю на переломных поворотах истории.
Важнейшей особенностью национально-государственного развития США является верховенство права, преобладание нормативных приоритетов над политическими импульсами. Тот факт, что Конституция Соединенных штатов, в отличие от конституций большинства других стран, никогда радикально не пересматривалась, способствовал чрезвычайной устойчивости американской политической системы. После гражданской войны 1861-1865 гг. ни один из острых социальных и политических конфликтов не выходил за рамки правового поля и не решался путем революционного насилия. Соединенные Штаты Америки – первая в мире президентская республика. На протяжении двух веков было предпринято немало попыток расширить прерогативы Белого дома. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в годы холодной войны, когда даже стали говорить об "имперском президентстве". Несмотря на тенденцию к усилению влияния президентской власти, конгресс в основном сохранил свои полномочия, прежде всего в бюджетной сфере. Соединенные Штаты Америки: накануне третьего тысячелетия. Социально-экономическая роль государства в США. Федеральный бюджет, человеческий фактор.
Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальных потребностей различных групп населения, играет все более возрастающую роль в развитии социально-экономической системы США. Государство решает такие задачи, как определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно-технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности. В Соединенных Штатах роль государства в экономике проявляется не в прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономических процессов. Однако гигантские масштабы американской экономики придают федеральному бюджету США впечатляющую весомость – примерно 1,8 трлн. долларов. В руках федерального правительства сосредоточены огромные ресурсы. По своим размерам федеральный бюджет США превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и Германии. Это колоссальные ресурсы, которые обеспечивают возможности для маневра как во внутренней, так и во внешней политике.
Федеральный бюджет является главным инструментом экономического регулирования и перераспределения валового внутреннего продукта. Через бюджет проходит примерно 20% американского ВВП. Это значительно меньше, чем в других развитых странах. Данное обстоятельство – одна из наиболее важных особенностей США, которая отражает специфику развития американского капитализма и политической системы. Экономическая стратегия администрации Б. Клинтона включает три ключевых элемента: сокращение дефицита, инвестирование в людей, раскрытие зарубежных рынков.[2] При этом государство берет на себя ответственность за обеспечение экономического процветания Соединенных Штатов в XXI в. Согласно оценкам, на "человеческий капитал" приходится примерно три четверти богатства США.[3] Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце двадцатого века. Экономическое содержание так называемого социального контракта – стимулирование роста национального богатства страны. На здравоохранение американцы тратят 14% ВВП, а Россия – только 3%, на образование – соответственно 7,6 и 4,5%, на науку – 2,6 и 0,5% ВВП[4]. Даже по уровню безработицы Россия более чем в два раза опережает Соединенные Штаты. При этом пособия по безработице у нас получает лишь каждый третий. Роль человеческого фактора в общественном производстве возрастает в результате повышения роли научных знаний, образования, здоровья рабочей силы. Человек становится все более активным субъектом производства, поэтому американская управленческая практика делает все больший упор на мотивацию труда, максимальное использование внутренних творческих ресурсов человека
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|