Критерии оценки состояния и качества
Тема: Качество окружающей среды (введение) Лабораторная работа 1: Анализ социокультурной и природной окружающей среды
Цель: изучение социокультурной и природной среды конкретной городской территории. Место проведения: Центральный район г. Волгограда; Задания: 1. Определить и перечислить природные объекты; 2. Определить и перечислить основные объекты социальной и культурной направленности; 3. Проанализировать качество условий и ресурсов социальной и природной окружающей среды; 4. Оценить качество социально-экологической обстановки конкретной территории, используя следующие критерии и показатели (см. ниже); 5. Подготовить письменный отчет.
Критерии оценки состояния и качества окружающей природной и социокультурной среды: · Оптимально благоприятное состояние окружающей среды – 5 баллов; · Хорошее состояние, условно благоприятное - 4 балла; · Удовлетворительное состояние, умеренно неблагоприятное – 3 балла; · Неблагоприятное состояние окружающей среды - 2 балла; · Крайне неблагоприятное, неудовлетворительное состояние, экологически опасная зона для здоровья человека, жизни животных и растений - 1 балл. Дополнительные показатели, которые необходимо учесть в своей работе: · Растительные ресурсы (деревья, кустарники, цветы, травы – другое дополнить); · Социальные объекты (магазины, аптека, учреждение здравоохранения, учреждения образования и воспитания, учреждения быта, транспортные услуги, наличие ближайшей остановки городского транспорта и другое дополнить); · Учреждения и объекты культурной сферы – определить самостоятельно; · Акустический комфорт, уровень шума – количество различных видов транспорта, наличие строительных работ, промышленных производств;
· Наличие, число и качество мест рекреации – бульвары, сады, парки, лесопарки, зоны отдыха, места для проведения праздничных гуляний, наличие мест для активного отдыха и занятий спортом; · Число и качество рекреационных ресурсов (природные комплексы, наличие минеральных вод, состояние растительного покрова, многообразие видов растений, места гнездования птиц).
Тема: Качество окружающей среды Лабораторная работа 2: Мониторинг состояния и качества окружающей природной среды Цели: · наблюдение за состоянием биосферы; · выявление источников антропогенного загрязнения окружающей среды · выявление негативных факторов антропогенных воздействий на окружающую среду; · оценка качества социально-экологической обстановки; · оценка качества природной среды; · разработка системы экологических средств, способствующих улучшению качества окружающей среды.
Критерии оценки состояния и качества окружающей природной среды: · Оптимально благоприятное состояние окружающей среды – 5 баллов; · Хорошее состояние, условно благоприятное - 4 балла; · Удовлетворительное состояние, умеренно неблагоприятное – 3 балла; · Неблагоприятное состояние окружающей среды - 2 балла; · Крайне неблагоприятное, неудовлетворительное состояние, экологически опасная зона для здоровья человека, жизни животных и растений - 1 балл.
Время проведения мониторинга: 5 семестр, сентябрь-ноябрь. Место проведения: любой микрорайон г. Волгограда или Волгоградского региона (по месту жительства или производственной деятельности) по выбору студента. Практические задания:
Задание 1. Выбрать место проведения мониторинга, определить территорию и составить карту-схему. Задание 2. Провести наблюдение за состоянием биосферы, выявить источники антропогенного загрязнения окружающей среды и негативные факторы антропогенных воздействий на окружающую среду.
Задание 3. Провести наблюдение, дать оценку социально-экологической обстановке и определить качество природной среды обследуемой территории г. Волгограда (или области) по следующим признакам: · Чистота атмосферного воздуха (в зависимости от площади зеленых насаждений, количества транспорта, содержания пыли в воздухе, отложений пыли, песка на тротуарах, поверхности заграждений, на стенах домов, наличие стационарных источников выбросов загрязняющих веществ – котельные, промышленные производства); · Наличие и чистота водных ресурсов (в зависимости от цвета воды, наличия посторонних предметов, мусора, по чистоте «береговой линии» – наличие и скопление бытового, строительного или промышленного мусора на берегу, наличие сброса сточных вод, отходов производства, наличие рыбы в местных водоемах); · Состояние почвы. Нагрузка на литосферу: твердые бытовые и промышленные отходы, мусор, свалки. Изменение рельефа местности. Эрозия почвы - размыв, оседание, ямы, овражки, овраги. Постоянное скопление воды на отдельных участках почвы - лужи, грязь, «городские болота»; · Акустический комфорт, уровень шума – количество различных видов транспорта, наличие строительных работ, промышленных производств; · Наличие, число и качество мест рекреации – бульвары, сады, парки, лесопарки, зоны отдыха, места для проведения праздничных гуляний, наличие мест для активного отдыха и занятий спортом; · Число и качество рекреационных ресурсов (природные комплексы, наличие минеральных вод, состояние растительного покрова, места гнездования птиц, культурно-исторические памятники, учреждения искусств); · Социокультурная среда – учреждения и предприятия социальной и культурной сферы.
Задание 4. Разработать систему экологических средств, способствующих улучшению качества окружающей природной и социокультурной среды обследуемой территории. Задание 5. Сделать общие выводы, разработать рекомендации по совершенствованию условий и улучшению качества природной и социальной окружающей среды. Тема: Качество жизни Лабораторная работа 3: « Оценка уровня и качества жизни» (на примере семьи)»
Цели: · оценка качества социокультурной среды; · оценка уровня и качества жизни (на примере семьи); · разработка системы экологических и социально-психологических средств, способствующих улучшению качества жизни семьи.
Критерии оценки основных компонентов качества жизни: · Оптимально благоприятное состояние, высший уровень – 5 баллов; · Хорошее состояние, условно благоприятное, в целом высокий уровень - 4 балла; · Удовлетворительное состояние, умеренно неблагоприятное состояние, средний уровень – 3 балла; · Неблагоприятное состояние, низкий уровень - 2 балла; · Крайне неблагоприятное, неудовлетворительное состояние, уровень и качество жизни, представляющие опасность для физического и психического здоровья человека - 1 балл.
Уровни и качество жизни: Мах - высший уровень: 50 баллов. Высокий уровень: 45 – 49 баллов; Средний продвинутый уровень: 39 – 44 балла; Средний начальный уровень: 35 – 38 баллов; Низкий уровень: 29 – 34 балла; Уровень и качество жизни, представляющие опасность для физического и психического здоровья человека: 25 - 28 баллов.
Время проведения мониторинга: 5 семестр, октябрь-ноябрь. Место проведения: микрорайон г. Волгограда (по месту жительства), семья.
Теоретические основы: Понятие качества жизни - компоненты по состав у:
Структуракомпонентов качества жизни:
Структура компонентов качества жизни – это своеобразная иерархия тех компонентов, которые определяют состав целостной системы, характеризующей качество и уровень жизни человека, его семьи, социума или социальной группы, к которой принадлежит человек, общество и государство в целом. В зависимости от жизненных целей человека, его ценностей, что он определяет наиболее важным для себя в данный момент своей жизни, все перечисленные компоненты качества жизни распределяются по определенным уровням, то есть выстраивается своеобразная «пирамида» жизненных ценностей на конкретный период времени жизни человека или всей семьи.
Практическое задание № 1: проранжировать компоненты качества жизни в зависимости от их значимости для Вас и Вашей семьи в настоящий момент жизни: Состав компонентов качества жизни: · Питание, жилищные условия, культура, одежда, · Образование, здравоохранение, сервис, отдых, досуг, информация, · Стресс.
Практическое задание № 2: оценить по пятибальной системе качество основных компонентов и определить примерный уровень и качество Вашей жизни (или семьи) в настоящий момент, используя критерии, перечисленные выше. Практическое задание № 3: разработать систему экологических и социально-психологических средств, способствующих улучшению качества жизни семьи.
Результат практической работы по определению уровня и качества жизни: Самостоятельные выводы –– требуется ли изменение образа жизни, условий жизни. Нужна ли помощь специалистов. Что необходимо предпринять, чтобы сделать свою жизнь и жизнь своей семьи более счастливой и успешной.
Примечание: Оценка качества и уровня жизни важна не только для результативной работы специалистов, но также и для самого клиента. Ведь известно, что для решения многих социальных проблем необходима целеустремленность и активная деятельность самого человека, который оказался в трудной жизненной ситуации. Тема: Охрана окружающей среды: вопросы теории и практики Лабораторная работа 4. Социально-экологическая ситуация в Волгоградском регионе: анализ и характеристика. Разработка и апробация социально-воспитательного мероприятия экологического характера
Цель: добиться осознания студентами значения конкретных направлений социальной работы в формировании благоприятного качества природной и социальной среды обитания для человека и социума. Задачи: 1.Сформировать представления студентов об уровнях организации природных и социальных систем и физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека; 2. Научить студентов понимать и определять взаимосвязь качества социальной и природной среды обитания человека с состоянием его здоровья, качеством рабочей силы, продолжительностью активной трудовой и социальной деятельности, продолжительностью жизни. Время проведения: 5 семестр, сентябрь-декабрь; Место проведения: библиотека, читальный и научный зал, методические кабинеты 3-18, 2-41, 2-35. Практические задания: Задание 1. Осуществить поиск, отбор, анализ информации социально-экологического характера (публикации на экологические темы из газет, журналов, информация видеофильмов, телевизионных и радиопередач, ИНТЕРНЕТ, социальная реклама, реклама охраны окружающей среды). Задание 2. Провести анализ информационных ИНТЕРНЕТ материалов экологического центра «Дронт», центра «Волгоград-Экспресс», Центра изучения региональных проблем, учреждений системы социальной защиты населения Волгограда и области. Выявить факты, свидетельствующие о социальных и экологических проблемах города Волгограда или отдельных районов Волгоградской области; Задание 3. Систематизировать собранный информационный материал и подготовить письменное резюме (сообщение) на тему: «Экологические проблемы и ситуации социальной напряженности в Волгоградском регионе: взаимосвязь и взаимовлияние». Задание 4. Разработать сценарий социально-воспитательного мероприятия экологического характера, используя свое письменное резюме по конкретной теме или проблеме, которая была определена в ходе поисковой и аналитической работы. Целевая группа, база и время проведения, форма и методы социально-воспитательного мероприятия, оборудование, сотрудничество (по выбору студента). Тема: Экологическая культура и этика. Экологические аспекты здоровья Лабораторно-практическая работа 5: Формирование экологической культуры детей, подростков и молодежи. Цель: с формировать умения студентов осуществлять социально-воспитательную деятельность экологического характера с детьми, подростками и молодежью. Задачи: 1. Научить студентов разрабатывать систему диагностических методов, способствующих выявлению уровня экологической воспитанности детей и подростков; 2. Сформировать умения студентов проводить диагностику, анализировать полученные данные и составлять обобщенную психолого-педагогическую характеристику личности ребенка младшего школьного возраста или подростка; 3. Научить студентов осуществлять целеполагание, разрабатывать систему средств, отбирать содержание, разрабатывать социально-педагогический проект по развитию экологического сознания и формированию привычек социально-гуманного поведения детей, подростков или молодежи в природной и социальной среде. Время проведения: 5 семестр, сентябрь-ноябрь (период социально-педагогической практики); Место проведения: разработка и презентация методических материалов осуществляется на лабораторно-практических занятиях; апробация материалов и реализация проекта осуществляется в период социально-педагогической практики в учреждениях образования. Практические задания: Задание 1: · Разработать систему диагностических методов, выявляющих уровень экологической воспитанности детей или подростков; · Провести диагностику, проанализировать данные; · Составить психолого-педагогическую характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, подростка или старшеклассника, выделив уровень экологической воспитанности; Задание 2: · Определить основные цели, задачи экологического воспитания и образования детей, подростков или молодежи на основе данных диагностики; Задание 3: · Разработать и апробировать социально-педагогический проект или сценарий социально-воспитательного мероприятия экологического характера с детьми, подростками или молодежью в период социально-педагогической практики в учреждениях образования. Задание 4: · Проанализировать результаты социально-воспитательной работы с детьми; · Составить отчет о проделанной работе. Примечание: если проект был разработан и реализован в период практики, а материал был представлен в отчете о результатах практики, тогда работу повторять не надо. Достаточно указать, что материал есть в отчете по практике. Тема: Экологические проблемы социальной работы Лабораторная работа 6: «Человек в ситуации стихийных природных бедствий – социальная помощь, психологическая реабилитация, педагогическая поддержка». Цель: выявить экологические проблемы социальной работы. Задачи: 1. Убедить студентов в необходимости учета качества природной и социокультурной окружающей среды при решении задач своей будущей профессиональной деятельности; 2. Систематизировать знания студентов о взаимосвязи причин социальной напряженности в обществе и негативных экологических факторов. Время проведения: 5 семестр, декабрь; Место проведения: ауд. 3-18 или 001 (во время лекции). Формы и методы: просмотр видеофильма и разработка системы средств помощи человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий и экологических катастроф. Практические задания: Задания:
Творческие работы
Тема: Человек – элемент системы «Общество и природа» Творческая работа 1 «Природа как источник вдохновения и средство развития творческих способностей человека».
Содержание материала, форма работы и вид отчетности выбирает студент по своему желанию:
Творческая работа 2 «Природа как средство социально-психологической помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации» Задания:
Содержание материала, форма работы и вид отчетности выбирает студент по своему желанию: Творческая работа 3 «Природа как средство социального воспитания детей, подростков и молодежи» Задания:
охрана и защита природной окружающей среды, охрана прав ребенка и взрослого человека, социальная защита и психолого-педагогическая поддержка ребенка, подростка, молодежи или взрослых людей группы риска;
Круглый стол на тему: «Экологическая ситуация и социальная напряженность» Вопросы дискуссии:
Дополнение – теоретический материал: «Социальное воспитание: цели, основные направления педагогической деятельности» Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к участию в общественной, культурной, трудовой и семейной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями в конкретном обществе. Цели воспитания — ожидаемые изменения в знаниях, характере, умениях, способностях, свойствах личности человека, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных действий. По целям и содержанию различают следующие направления социального воспитания:
Целеполагание Целеполагание - постановка цели и разработка задач социально-воспитательной работы с подростком (его родителями) на конкретный период времени. Виды целей и задач: · общая цель социально-педагогической работы (например, на учебный год); · актуальные, конкретные цели или задачи (на ближайшее время: определить, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы исправить жизненную ситуацию подростка, помочь преодолеть те трудности и проблемы, которые не только мешают нормально жить, но и создают реальную угрозу физическому и психическому здоровью подростка); · перспективные цели или задачи (на перспективу, т.е. «удаленные» во времени): Социальные цели или задачи - определить и уточнить, что планируется достичь; что необходимо предпринять, чтобы изменить к лучшему жизненную ситуацию конкретного человека; что можно изменить в социальном окружении данного подростка и его семьи;
Психологические цели или задачи – какие можно и нужно предпринять действия, способствующие нормализации психологического и эмоционального состояния подростка;
Педагогические цели или задачи – (четыре подвида): а) формирование сознания подростка, его понятий, суждений, взглядов, идеалов, ценностей, знаний; б) развитие позитивного эмоционального самочувствия и внутренних побуждений личности; в) формирование умений и воспитание привычек социально приемлемого опыта поведения и деятельности человека; г) научить приемам самовоспитания и самоконтроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|