Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проведения ревизии ОС и НМА

Ревизия основных средств

Целью проверки основных средств является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по раз­делу основных средств и установление соответ­ствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основны­ми средствами действующим в Российской Фе­дерации нормативным документам.

В ходе ревизии основных средств проверяют:

1. обеспечение контроля за наличием и сохранностью основных средств (правиль­ность отнесения объектов к основным сред­ствам; правильность классификации ос­новных средств; правильность оценки и переоценки основных средств; вопросы орга­низации аналитического учета и материаль­ной ответственности за основные средства; инвентаризация основных средств; соответ­ствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);

2. документальное оформление и отражение в учете операций поступления и выбытия основных средств (использование унифици­рованных форм первичной учетной доку­ментации; отражение операций поступления и выбытия основных средств в регистрах синтетического учета; вопросы налогообло­жения операций при поступлении и выбы­тии основных средств);

3. начисление и отражение в учете амортиза­ции основных средств (правильность уста­новления срока полезного использования; правомерность и обоснованность используемых способов начисления амортизации; правильность применения единых норм амортизации; правомерность применения ускоренной амортизации; правильность расчетов амортизационных отчислений; пра­вильность отражения амортизационных от­числений в учете);

4. отражение в учете восстановления основ­ных средств – ремонта, модернизации и ре­конструкции (документальное оформление операций; способы проведения ремонта; правомерность отнесения затрат по ремонту на себестоимость; отражение операций по реконструкции и модернизации в учете).

Информационная база, используемая при проверке основных средств, включает:
1. основные нормативные документы, регули­рующие вопросы организации бухгалтер­ского учета и налогообложения основных средств;
2. приказ об учетной политике организации;
3. регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;
4. первичные документы по отражению операций по основным средствам;
5. бухгалтерскую отчетность.
Ревизор должен ознакомиться с методологией учета основных средств, изложенной в приказе об учетной политике организации. В частности, необходимо знать:
– лимит стоимости объектов для их отнесения к основным средствам и средствам в обороте;
– установленный перечень объектов, относимых к основным средствам независимо от стоимости;
– способы начисления амортизации по основным средствам;
– порядок отражения затрат на ремонт основных средств;
– предусмотрено ли проведение переоценки основных средств на 1 января отчетного года;
– сроки проведения инвентаризации основных средств;
– перечень счетов и субсчетов, установленных рабочим планом счетов и используемых для отражения операций по учету основных средств.

Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по учету основных средств и привлекаемые для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счетам 01 "Основные средства", 02 "Износ основных средств", 08 "Капитальные вложения; оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета, сальдовые ведомости.

Операции по учету движения основных средств оформляются, как правило, типовыми унифицированными формами первичной документации, а в отдельных случаях первичными документами, разработанными организацией и утвержденными приказом по учетной политике.

Бухгалтерская отчетность, используемая при проверке, включает: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5) и пояснительную записку.

Целью проверки наличия и сохранности основных средств является подтверждение реальности статей бухгалтерской отчетности.

При ревизии проверяется: не числятся ли в составе основных средств объекты стоимостью ниже установленного организацией лимита или объекты, срок службы которых менее 12 месяцев (независимо от стоимости); не производился ли в организации перевод основных средств в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и наоборот. При этом следует учитывать, что лимит стоимости объекта определяется на дату приобретения объекта (ввода в эксплуатацию).

Характерной ошибкой, выявляемой при проверках, является необоснованный перевод основных средств в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Часто причиной такого перевода служит стремление организации увеличить свои расходы за счет дополнительного начисления амортизации.

При проверке основных средств необходимо получить подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств.

Ревизору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, а в необходимых случаях - и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством.

Важным вопросом при проверке сохранности и наличия основных средств является выяснение правильности оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности.

Для проведения проверки ревизор привлекает первичные документы (ф. ОС-1. ОС-6 и др.), по которым основные средства приняты к учету.

Проверка правильности оценки основных средств может быть сплошной (при небольшом количестве объектов) или выборочной.

Ревизор должен проверить, правильно ли определен момент перехода права собственности в соответствии с условиями контракта; включены ли в стоимость таможенные платежи (пошлины, сборы) и другие расходы, связанные с приобретением основных средств.

При проверке правильности оценки основных средств необходимо обратить внимание на то, были ли случаи изменения первоначальной стоимости объектов, какие причины вызвали эти изменения (достройка, дооборудование. реконструкция, частичная ликвидация), отражены ли затраты по капитальным вложениям на счете 08 "Капитальные вложения", показывается ли источник этих капитальных вложений с увеличением добавочного капитала.

Для подтверждения наличия основных средств проводится проверка организации аналитического учета и результатов инвентаризации основных средств.

Ревизор должен также проверить, как обеспечивается сохранность основных средств.

Проверка проведения инвентаризации основных средств с привлечением следующих первичных документов: инвентаризационных описей (ф. № ИНВ-1, ИНВ-10, ИНВ-18), протоколов заседаний инвентаризационных комиссий, решений руководства организации по итогам проведения инвентаризации.

Дальнейшая проверка проводится по результатам сверки данных Главной книги с показателями регистров синтетического и аналитического учета. Сверяются данные инвентарных карточек синтетического учета основных средств. Ревизор может проверить соответствие показателей движения основных средств по группам ф. № 5 с данными аналитического учета по инвентарным карточкам. На данном этапе проверки ревизор с помощью процедуры прослеживания проверяет правильность отражения данных первичных документов в регистрах аналитического и синтетического учета, записей в Главной книге. Это позволяет ему убедиться в том, правильно ли отражена операция в бухгалтерском учете.

 

Порядок проведения ревизии НМА

В соответствии с ПБУ 14/2007 к нематериальным активам могут быть отнесены:

• исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

• исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;

• исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

• имущественное право автора или иного правообладателя на интегральные микросхемы;

• деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документам признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

Первоначальные расходы по приобретению НМА учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Там же отражается и все расходы, связанные с доведением НМА до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Постановка на учет НМА оформляется актом приемки-сдачи по форме №ОС-4. На основании акта составляется инвентарная карточка учета нематериальных активов по форме № НМА-1. Синтетический учет нематериальных активов при журнально-ордерной форме ведется в журналах-ордерах № 10 и № 13 и в ведомости учета нематериальных активов № 17.

Целью ревизии нематериальных активов является установление соответствия применяемой организацией методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учета.

Источники информации для проверки: положение об учетной политике, бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, учетные регистры по счетам 04, 05, 08, 60, 92, 97, договоры купли-продажи объектов нематериальных активов, акты приемки-сдачи объектов нематериальных активов, акты списания и др.

Ревизор должен последовательно проверить следующие моменты:

1. изучить состав и структуру нематериальных активов по данным первичных документов и учетных регистров;

2. подтвердить право собственности на объекты нематериальных активов;

3. установить правильность отражения в учете операций с нематериальными активами;

4. подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам;

5. оценить качество инвентаризации.

При проверке операций с нематериальными активами ревизору необходимо обратить внимание на следующее:

· не могут быть признаны нематериальными активами интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам;

· документальное оформление факта наличия объекта нематериальных активов;

· правильность отражения первоначальной оценки стоимости нематериальных активов;

· правила по списанию объекта нематериальных активов с баланса предприятия;

· начисление амортизации на объекты нематериальных активов;

· на правильность ведения синтетического и аналитического учета нематериальных активов.

В операциях с нематериальными активами взимаются следующие основные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль. Поэтому ревизору необходимо обратить внимание на правильность отражения этих налогов в учете.

Ревизор должен проверить, правильно ли отражена первоначальная оценка стоимости нематериальных активов.

Нематериальные активы отражаются в учете суммы затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, и переносят равномерно свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии, исходя из срока полезного их использования.

Изучив документацию по поступлению нематериальных активов, ревизор должен проверить правильность отражения в учете различных фактов этого поступления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...