Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование асимметрии параметров




 

Исследовательская деятельность таких ученых как И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.А. Ухтомского, А.Р. Лурии, П.К. Анохина, К.В. Судакова, Н.А. Бернштейна организовала системный подход, который в настоящий момент является основой описания поведения в рамках психофизиологии. Согласно положениям теории функциональных систем П.К. Анохина известно сегодня, что мотивационное возбуждение является необходимым звеномафферентного синтеза, направленного на достижение полезного приспособительного результата, наряду с обстановочной, пусковой афферентацией и извлечением следов прошлого опыта.

Е.В. Воробьевой на основе использования общепсихологических, психофизиологических и психогенетических методов исследования разработана психофизиологическая функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения. Помимо многочисленных ценных выводов в результате своих исследований автор выявила также, что большая роль в развитии мотивации достижения принадлежит средовым факторам, особенно факторам индивидуальной различающейся среды. Было показано, что на уровне корковой организации электрической активности мозга и интеллект и мотивация достижения связаны с активацией фронтальной коры, причем, мотивация достижения – в левом полушарии. Было установлено, что рост когерентности преимущественно в тета-диапазоне на уровне анализа синхронизации электрической активности мозга наблюдается при решении когнитивных задач в условиях актуализации мотивации достижения. При актуализации мотивациии достижения изменение когерентности связано с уровнем интеллекта обследуемых: у людей с высоким и средним уровнем интеллекта при актуализации мотивации достижения наблюдается усиление когерентности в тета-диапазоне. Актуализация мотивации стремления к успеху у людей с низким уровнем интеллекта сопровождается усилением роста когерентности в бета-диапазоне, что автор интерпретирует как интеллектуальное напряжение, а мотивация избегания неудачи – в бета- и тета-диапазоне, что автор интерпретирует как добавление к интеллектуальному напряжению эмоционального.

Ермаков П.Н. пишет: «Даже симметричные сенсорные и моторные системы могут быть представлены асимметрично в случае приспособительного эффекта».

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. помимо клеточного и морфофункционального выделяют системный уровень анализа строения и работы центральной нервной системы. Ряд исследований в рамках психогенетики доказал, что одной из существенных функций нервной системы является регуляция активности генетического аппарата по принципу обратной связи в соответствии с текущими нуждами организма, индивидуальным опытом и влиянием среды. В связи с вышеизложенным изучать роль факторов генотипа и среды в происхождении межиндивидуальной вариативности межполушарной асимметрии спектра мощности и амплитудного спектра тета-ритма ЭЭГ близнецов в условиях актуализации мотивации достижения представляется на данный момент актуальным.

Целью данного исследования является изучение межполушарной асимметрии параметров тета-ритма близнецовым методом в условиях актуализации мотивации достижения.

Объект исследования - 16 пар однополых дизиготных близнецов, 27 пар монозиготных близнецов от 14 до 27 лет, родители близнецов 53 человека. Психофизиологические: электроэнцефалограмма, событийно-связанные потенциалы, регистрация электроокулограммы, электромиограммы, кожно-гальванической реакции, фотоплетизмограммы.

Использование метода эксперимента заключалось в том, что в ходе исследования ЭЭГ осуществлялись три пробы. В первой пробе обследуемым необходимо было реагировать на значимый звуковой стимул (стимул-цель), давая моторный ответ (нажимать на кнопку). Во второй пробе перед регистрацией ЭЭГ экспериментатором давалась инструкция по актуализации у обследуемого мотивации достижения успеха (материальное вознаграждение). Далее запись ЭЭГ проходила как и в первом случае. В третьей пробе перед регистрацией ЭЭГ экспериментатором давалась инструкция по актуализации мотивации избегания неудачи (угроза удара током в случае совершения обследуемым ошибки в ходе распознавания значимого и незначимого стимула). Далее запись ЭЭГ проходила как в первом случае. Для отслеживания и подавления артефактов использовались регистрация электромиограммы, вертикальной электроокулограммы, электрокардиограммы. Для анализа были выбраны относительный коэффициент асимметрии, коэффициент частотной асимметрии, абсолютный коэффициент асимметрии.

Согласно полученным в результате исследования данным на межиндивидуальную изменчивость межполушарной функциональной асимметрии спектра мощности и амплитудного спектра тета-ритма ЭЭГ близнецов в условиях актуализации мотивации достижения преобладают влияния среды, причем вклад индивидуально-средовой составляющей в фенотипическую дисперсию выше. Индивидуальная среда включает широкий спектр характеристик, начиная от разнообразия пренатальных условий и заканчивая социально-психологическими особенностями среды, специфическими для данного индивида. Данные согласуются с результатами исследований Е.В. Воробьевой, а так же Н.Ф. Шляхты, Т.А. Пантелеевой, Г.А. Шибаровской, Т.А. Мешковой, что в межиндивидуальной вариативности по частоте тета-ритма имеют место средовые влияния.


Заключение

Таким образом, подтверждается предположение о влиянии степени полушарной активности и межполушарного взаимодействия на вероятность детекции эмоционально значимых состояний.

На межполушарную функциональную асимметрию спектра мощности и амплитудного спектра тета-ритма ЭЭГ отдельных областей коры характер наследственных влияний различен. Полученные результаты имеют практическую значимость в сфере трудоустройства при профотборе, могут использоваться в обучении при разработке новых программ для улучшения образовательного процесса.


Список литературы

1. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: Вопросы определения нормы и отклонений – М.: Сталкер, 2008.

2. Варламов В.А., Варламов Г.В. Психофизиология полиграфных проверок. – Краснодар, 2009.

3. Формально-динамические истилевые особенности индивидуальности как факторы вероятности инструментального выявления скрываемой информации: Дис.канд. психол. наук: 19.00.01 - М., 2006.

4. Кудряшова Т.Ю. Психологические основы применения полиграфных устройств в ОВД.//Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25- 28 июня 2003 г.: В 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та., 2007. – Т. 4.

5. Оглоблин С.И., Молчанов Ю.А. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс/ С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов. – Ярославль: Нюанс, 2009.

6. Цагарелли Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека.- Казань, 2006.

7. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация. М.:Смысл, 2009.

8. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений головного мозга.- М.:Медицина, 2007.

9. Креативное мышление в бизнесе/ Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

10. Лебедев А.Н. Компьютерная диагностика психических процессов, состояний исвойств личности // Берестнева О.Г.,Лебедев А.Н., Муратова Е.А.. Компьютерная психодиагностика. Учебное пособие. Томск: изд-во ТПУ, 2007.

11. Лебедев А.Н., Литвинова Т.И., Шеховцев И.К. Предикторыпрофессиональной направленности и когнитивный ресурс личности.// ТрудыСГУ. Вып.99. Гуманит. науки. Психология и социология образования. - М., 2006.

12. Ясин Е.Г. Модернизация и общество: докл. к VIII Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и общественное развитие», Москва, 3-5 апреля 2007 г./ Е.Г. Ясин; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

13. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы. – М.: Изд-во «КРЕДО», 2006.

14. Дубовинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

15. Ермаков П.Н. Эволюция межполушарной функциональной асимметрии мозга человека: симметрия-асимметрия когнитивных процессов // МатериалыIV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: В 3 т. – Москва – Ростов-на-Дону: Издательство «КРЕДО», 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...