Структура и программное обеспечение городской специализированной службы организации досуга школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В данной курсовой работе представлены следующие программы: . «Свободное время учащихся», цель которой создание условий для многогранного развития и социализации каждого школьника в свободное от учебы время. При составлении данной программы использованы материалы научно - методического журнала заместителя директора школы по воспитательной работе. Программа состоит из 7 разделов. Раздел 1 направлен на создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. В рамках 1-го раздела осуществляются мероприятия воспитывающего и обучающего характера, способствующие активации личностного и творческого потенциала. К таким мероприятиям можно отнести: День спорта, мероприятия ко Дню знаний, Дню Победы, тематические субботы (театральная, фестивальная, спортивная, игровая и т. д.), выездные концертные шоу - программы и т. д. Так же в рамках этого раздела разрабатывается ряд мероприятий: ) по организации досуга учащихся в группах продленного дня (вовлечение учащихся в сеть школьных кружков, клубов, секций; организация тематических прогулок в ГПД и т. д.); ) обучающих детей личной безопасности (КВН «На улицах города», игра «На городских перекрестках» и т. д.); ) по оказанию профориентационной помощи учащимся (анализ профессиональных запросов учащихся, организация подготовительных курсов на базе школы и т. д.). Раздел 2 направлен на проведение необходимых для оптимизации занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время организационно - управленческих мероприятий: ) определение запросов учащихся и родителей по организации досуга учащихся; ) определение возможностей школы по организации жизни детей в свободное от учебы время;
) проведение работы по установлению и расширению контактов с учреждениями внешкольного воспитания и обучения. В 3-ем разделе проводятся мероприятия по совершенствованию содержания, форм и методов организации занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время. В этом разделе представлены следующие мероприятия: проведение дней музеев, проведение КТД на историко - краеведческую тематику и другие. Раздел 4 направлен на информационную поддержку занятости школьников в свободное от учебы время. Мероприятия содержащиеся в этом разделе: ) родительские собрания ) оформление классных стенгазет ) выпуск школьной газеты ) работа над созданием сайта школы учащимися, занимающимися информатикой и т. д. Раздел 5. Научно - методическое обеспечение и экспертиза занятости детей во внеурочное время. Данный раздел включает такие мероприятия как: ) организация обмена опытом учителей по разработке сценариев школьных и классных дел; ) индивидуальные консультации с педагогами, работающими во второй половине дня; ) диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени и т. д. Раздел 6 направлен на совершенствование уровня кадрового обеспечения. В рамках 6-го раздела осуществляются следующие мероприятия: ) индивидуальные собеседования с учителями - предметниками и руководителями кружков; ) семинары для классных руководителей с психологами, социальными и медицинскими работниками; ) работа классных руководителей над собственной методической темой: ее выбор и разработка и т. д. Раздел 7. Создание материально технической базы организации досуга школьников. Этот раздел включает следующие мероприятия: ) оснащение актового зала звуковой аппаратурой; ) организация и оснащение методического кабинета;
) оснащение спортивного зала инвентарем и т. д. . Целевая воспитательная программа «досуг», целью которой является развитие системы эмоционально - ценностных представлений, развитие и формирование умений и навыков, развитие и формирования творчества детей. Данная программа состоит из 5 разделов. Программа направлена на художественно - эстетическое образование - образование средствами искусства. Именно искусство должно выступить для подрастающего поколения «защитным поясом», охранить ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости и могут нанести личностные и психологические травмы, став источником агрессивного поведения детей. Все виды искусств формируют в личности мировоззрение, систему эмоционально - ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивают личность на самосовершенствование, самообразование и гармонию отношений с природой. Основными направлениями программы являются: художественно - эстетическое воспитание и организация культурного досуга. . Целевая комплексная программа «Подросток и закон» (см. Приложение 3). Задачами данной программы являются: ) Изучение интересов и потребностей учащихся; ) Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям; ) Систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся. Ожидаемые результаты: получение характеристики интересов, потребностей, склонностей учащихся, что облегчит поиск взаимодействия ребенок-родитель-учитель; сокращение и искоренение численности правонарушений, состоящих на учете в ПДН, и на внутришкольном учете, обеспечение занятости подростков интересным и содержательным досугом в течении всего года. . Целевая комплексная программа «Семья». Задачами данной программы являются: ) Изучить образ жизни семьи; ) Выяснить особенности семейного воспитания; ) Выявить взаимоотношение семьи и школы; ) Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. Ожидаемые результаты: получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, необходимого для быстрого нахождения средств квалификационной помощи; создание приоритета родительского воспитания; построение демократической системы отношений детей и взрослых.
Заключение
Свободное время, технология его организации, играет важную роль в развитии личности. Досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Анализ статистической картины досуга подростков за последнее десятилетие приводит нас к следующему печальному выводу. Досуговая деятельность подростков не всегда имеет развивающую направленность, а иногда и негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и знаний, возможность воплотить их в культурной и творческой деятельности, общественной активности. Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они ещё идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Поэтому следует более активно привлекать детей и подростков в клубы, кружки, секции. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизни. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принуждением подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребенка. Изучение деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга детей и молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование; падение интереса у населения к деятельности учреждений досуга; низкая их посещаемость; устаревшая или же слабая материальная база Домов Культуры и центров досуга.
Значительные социально- культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств детей и молодежи заложены в сфере досуга, которая является доминирующим элементом детской и молодежной культуры. Социально - педагогическая ценность деятельности досуга в значительной мере зависит от способности личности ребенка или молодого человека саморегулировать эту деятельность. При решении задач исследования была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на уровень достигнутой культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это часть социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же детского и молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время. От умения направлять всю деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка и молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. Следующей рассмотренной проблемой стала эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации. Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг детей и молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Детей и молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей Домов культуры, школ, культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для детей и молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп детей и молодежи. Совершенствование организации культурных форм детского и молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы детей и молодежи.
Список используемой литературы
1 Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка./М.:Владос,1998.С.34 2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование)/ М., Просвещение, 1968., С. 231-235 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками, М., 2001.б. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений. М., 1994 Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). / М.: УРАО, 1998., С.98 Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. /М.: Просвещение, 1976., С.40-43. Молодёжный ренессанс и проблемы социализации молодёжи. М., 1990 Мухина В.С. Возрастная психология./ М., 1997., С.35 Новаторов В.Е. Организаторы досуга. /М.: сов. Россия, 1987., С.62 «Организация и методика клубной работы» Редактор Е. Я. Зареский, Изд. «Просвещение» 1975 г. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.-С.Пб.: Лениздат, 1987., С.87-88. Современные технологии социально-культурной деятельности. Под редакцией Е. И. Григорьевой. Учебное пособие. Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина 2002 г. 504с. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М., 1993 Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. /М., 2006 С.144 Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 1995., С.35-53. Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 1995., С.141-163. Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 1995., С.60-87. Суртаев В. Я. Социально- культурное творчество молодёжи: Методология, теория, практика. СПб, 2000 Фролова Г. И. «Организация и методика клубной работы с детьми и подростками»// Уч.псобие для студентов ин - тов культуры. - М.: Просвещение, 1986., С.160 Циткилов П.Я. Технология социальной работы. /М.: 2010. Циткилов П.Я., Литвяков М.В.// Технология социальной работы. Методические указания к написанию курсовой работы (для студ. заоч. формы обучения специальности 040101-«Социальная работа»). - Новочеркасск. Изд-во НГМА, 2008., С.2-3 Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду. Учебное пособие для психологов специалистов дошкольного обучения. /М.: Педагогическое общество России, 1998.,С. 255 24 Электронный учебник по Социологии (Терентьева И.Н.): www.social.narod.ru/sociology/uchebnik
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|