Методы географических исследований
Содержание
Предмет, задачи, структура и функции географии................................ 2 Методы географических исследований................................................. 3 Уровни организации географических материальных систем............. 5 Место географии с системе современной культуры............................. 7 Перспективы географических исследований в XXI веке..................... 9 Список использованных источников................................................... 11
Предмет, задачи, структура и функции географии
География – наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества (в масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими. Ее цель – изучение происхождения, строения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем. Она является конструктивной наукой, призванной организовать пространственную жизнь общества. Важнейшая задача современной географии – исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Структура географии (В.С. Жекулин, 1989): естественно-научный блок (подсистема), включающий теоретические и прикладные физико-географические науки, которые изучают в качестве основного объекта географическую оболочку в целом и по отдельным природным компонентам и природным комплексам: общая физическая география, ландшафтоведение, палеогеография, геоморфология, климатология, гидрология (в том числе океанология), география почв, биогеография.
социально-экономический блок, представленный общей социально-экономической географией, рядом отраслевых наук (географией промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и др.), а также географией населения, политической географией и экономико-географическим страноведением. природно-общественный блок, включающий науки, предметами исследования которых являются различные типы взаимодействия между природой и обществом; это – геоэкология, рекреационная география, медицинская география, историческая география, география природных ресурсов и др. Главные функции географии – гносеологическая (познавательная) и конструктивная (преобразовательная). Как сложная многокомпонентная система наук ("от геологии до идеологии") география призвана осуществлять единство теоретически и практически неразделимых анализа и синтеза, сочетать аналитические и синтетические функции в научных исследованиях, в пропаганде географических знаний, организации географического образования и т.д. Большое значение для географии приобрело выполнение таких функций, как исследование и решение проблем природопользования и охраны окружающей среды, участие в экологических экспертизах хозяйственных проектов, мониторинга среды обитания человека. Чрезвычайно важны мировоззренческие, культурно-просветительские, воспитательные, образовательные и информационные функции географии.
Методы географических исследований
Эмпирические методы (методы наблюдения). К их числу следует отнести классический экспедиционный (полевой) метод, который применяется со времени зарождения географии и является первоисточником всех географических знаний. В свою очередь главными путями его реализации служат наблюдение – получение первичной информации об изучаемом объекте и также наблюдение, но с применением количественных показателей.
Экспедиционный (полевой) метод может осуществляться стационарным, полустационарным и маршрутным способами. Поскольку сплошное полевое изучение территории дело дорогостоящее, а иногда и очень трудно осуществимое, во многих случаях целесообразно ее выборочное изучение, получившее название "метода ключей". Этот метод означает глубокое и всестороннее исследование отдельных объектов с последующей экстраполяцией выводов на более обширные ареалы. К числу эмпирических следует отнести и разнообразные камеральные, лабораторные методы исследований. Наблюдение – это самый первичный, но от того и самый простой познавательный процесс. Все наблюдения можно подразделить на две большие группы – натурные и экспериментальные. Правда, в таком подразделении присутствует большая доля условности: с одной стороны, экспериментальное исследование может быть проведено с натурными моделями, с другой – натурное наблюдение, проводимое на моделях, содержит элементы эксперимента. При этом еще следует иметь в виду то, что один и тот же объект рассматривается многими науками, и поэтому наблюдения над некоторыми фактами могут быть единообразными для многих наук, имеющих общий объект. Например, изучая лес, одни измеряют высоту, толщину, а другие – морфологические параметры модельного дерева. Но из этих единообразных наблюдений делаются разные выводы, сообразно предмету исследования соответствующей науки или целям конкретного исследования: в геоэкологии – об экономических условиях этого леса; в ботанике – о морфологии деревьев; в лесотаксации – о бонитете леса и т.д. Теоретические методы (методы обобщения). Они также имеют сложную внутреннюю структуру. Среди них можно выделить логические методы, к которым прежде всего относятся две главные формы умозаключения – дедукция и индукция, предусматривающие соответственно путь рассуждений от общего к частному и от частного к общему. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. Отдельную подгруппу составляют методы, которые можно назвать формализованными – статистический, математический, моделирования и др. В зависимости от характера географических объектов, их иерархического уровня, целей и задач исследования теоретические методы могут претерпевать изменения, но при сохранении их основной функции – познания объективных закономерностей пространственной организации и эволюции географических объектов, процессов и явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|