Познавательно- исследовательский проект
Мусина Л.Н. – учитель-логопед
Зуева О.Г. – воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Фантазёры»
г. Гремячинск
Введение.
Самым важным событием 2015 года в нашей стране, да и в мире, 70-летие Великой победы!
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.
Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать дошкольникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу- одна из задач патриотического воспитания, которую необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, с учреждениями дополнительного образования, социумом.
Актуальность.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Родина начинается с малого с семьи, города в котором ты родился.
Наш город, небольшой и сравнительно молодой, но история возникновения города, связана с началом Великой Отечественной войны. На месте сегодняшнего Гремячинска, в таежной глуши в 1929-1930 годах ученые обнаружили каменный уголь. Последующие пять лет местность активно разведывалась. Заселение территории началось во время Великой Отечественной войны, когда Донецкие угольные бассейны оказались в немецкой оккупации. Уральские заводы все увеличивали спрос на угольное топливо, было принято решение в максимально короткие сроки освоить Гремячинское месторождение. В условиях военного времени на новом месторождении было построено восемь шахт и крупный шахтерский поселок. Жители нашего города самоотверженно трудились в годы Великой Отечественной войны, нам есть чем гордиться, есть памятные места, куда мы можем прийти 9 мая. Об этом мы решили рассказать детям нашего детского сада.
Паспорт проекта
Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне, воспитание патриотизма, чувства гордости за свой город, страну.
Задачи проекта:
-Расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне;
-Расширять знания детей об историческом прошлом родного города;
-Познакомить с памятниками, дать знания о людях, в честь которых они установлены;
- Развивать связную речь;
- Воспитывать гордость за свой город, страну, героическое прошлое своего народа, желание больше узнать о его истории;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах;
- Продолжать сотрудничество с культурно-общественными учреждениями города.
Участники проекта: Дети подготовительной «а» группы, родители, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед,
сотрудники краеведческого музея, сотрудники детской библиотеки, сотрудники дома детского творчества, военно-патриотическое объединение «Тревога», совет ветеранов г. Гремячинска.
Сроки реализации проекта: январь-май 2015г.
Основные формы реализации проекта:
Экскурсии, целевые прогулки, образовательные синуации, встречи с ветеранами, просматривание презентаций, оформление альбома «Рожденный в грозу».
Интеграция образовательных областей: Познавательное социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Развивающая среда: Презентации «Путешествие в героическое прошлое города», оформление альбома «Согреем памятью сердца» (из семейных архивов), альбом о городе, стихи местных поэтов, оформление выставки детских рисунков «Мой город Гремячинск», оформление мини-выставки «Маленький уголок Родины»
Литература:
-Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. –М.ГЦЛ 2005 – 205с;
-Н. Елагина. Ностальгия. Г. Гремячинск 1997г.
-Кондрынская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.М.ТЦ.: Сфера 2006 – 192с;
- Кашафутдинова. Свидетели. /Посвящается всем невинно убиенным, погибшим в жертвах тоталитарного режима /
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду для педагогов дошкольных учреждений. –М. Просвещение. 1984 -272с.
- Старжинский П.И. Рожденный в грозу. Записки комсорга. Пермское книжное издательство. 1979-240с.
Содержание проекта.
Период
| Мероприятия
| Ответственный
|
Подготовительный этап
|
январь
| Сбор и анализ литературы по данной теме;
Разработка содержания проекта;
Сбор информации об истории города (сотрудничество с городским краеведческим музеем, городской детской библиотекой, детской школой искусств, детским домом творчества)
Целевая прогулка к памятникам «Шахтеру», «Первостроителям»; Беседа с детьми «Почему в нашем городе есть такие памятники?»
| Учитель-логопед, воспитатель
|
Основной
|
Февраль-
Март
Апрель
| Познавательное развитие
Образовательная ситуация «Путешествие в историческое прошлое города»;
Образовательная ситуация «Символы нашего города»; Образовательная ситуация «Удивительный камень - уголь»
Исследовательская деятельность:
Рассматривание угля, сравнение с речной галькой, глиной, песком;
Рассматривание образцов угля под микроскопом;
Рисование углем;
Рассматривание презентации «Почему же горит уголь?»
Познавательное развитие
Образовательная ситуация «Кто добывал уголь?»;
Рассматривание презентации «Первостроители»;
Целевые прогулки по микрорайону Шахтерский;
Экскурсия в городской краеведческий музей.
Социально-коммуникативное развитие
«Цветок памяти» выращивание рассады цветов для украшение аллей Первостроителям и к памятнику Шахтерам.
Безопасность
Беседа «Как вести себя на улицах города»
|
Воспитатель
Воспитатель, учитель-логопед, родители.
|
Художественно-эстетическое развитие
«Мы памяти поставим караулы…» встречи с поэтами города;
«Настоящее и прошлое города» выставка местных художников;
Разучивание песен, танцев к музыкально-литературной композиции «Книга памяти»
Речевое развитие
Разучивание стихов к музыкально-литературной композиции «Книга памяти»
Составление рассказов «Я живу в городе Гремячинске»
Социально-коммуникативное развитие
Экскурсия в «Комнату славы»
Организация субботника в сквере Первостроителей
Высадка рассады у памятников: Первостроителей и Шахтера. Оформление мини-выставки «Маленький уголок Родины»; Оформление альбома ветераны города «Согреем памятью сердца» (из семейных архивов.
«Расскажи мне о войне» встреча с ветеранами
Образовательная ситуация «Как уголек победу ковал»
Художественно-эстетическое развитие
Образовательная ситуация «Букет Победы» (аппликация)
|
Детская городская библиотека.
Детская школа искусств.
Воспитатель
Воспитатель
Учитель-логопед
Дом детского творчества
Воспитатель, учитель-логопед
Воспитатель, учитель-логопед, родители
Учитель-логопед, воспитатель
Воспитатель
|
Заключительный этап
|
Май
| Музыкально-литературная композиция «Книга памяти»
| Воспитатель, учитель-логопед.
Выступление на концерте к 9 маю, во дворце культуры.
|
Приложение №1
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Книга памяти»
Звучит песня Милютина в исполнении Т. Овсеенко «Тишина», девочки исполняют танец «Тишина». По окончании танца выходят взрослые в руках лампадки с зажженными свечами.
|
1 взрослый
| Гори, свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
|
|
2 взрослый
| Гори, свеча, гори, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
|
|
3 взрослый
| Мы будем помнить об этом подвиге.
Мы вечно будем чтить память всех,
Выстоявших в те года,
Отдавших свои жизни за Победу.
Мы создаем книгу памяти.
| Включается презентация
Слайд №1
|
Под музыку взрослые и дети идут и ставят лампадки к обелиску
|
Голос за кадром
| Страница первая
«Война»
| Слайд №2
|
Звучит песня «Священная война» Слова В.И. Лебедева-Кумача,
муз. А.В. Александрова.
Выходят двое взрослых, двое детей, взявшись за руки.
|
1 ребенок
| Я ребенок, мне 6 лет.
Дайте кто-нибудь ответ:
Что значит 1945?
Я опросил уже много ребят …
Может быть, столько погибло людей?
Или война эта шла столько дней?
|
|
2 ребенок
| Я не знаю про эту войну ничего.
Книгу я прочитаю, увижу кино.
Но сегодня так трудно, поверьте мне
Что прадедушка мой убит на войне.
|
|
1 взрослый
| Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков,
свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.
| Слайд №3
|
2 взрослый
| Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
| Слайд №4
|
1 взрослый
| Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 грамм хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
| Слайд №5
|
2 взрослый
| Война – это 20 часов у станка в день. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
| Слайд №6
|
Дети и взрослые уходят
|
Голос за кадром
| Страница вторая
«Война и дети»
| Слайд №7
|
Голос за кадром
| Дети войны… Сколько их маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
| Звучит фоном песня «Орленок» слова Я. Шведова, музыка
В. Белого.
|
Выходят 6 девочек, в руках портреты детей-героев войны
|
1 ребенок
| Была земля жестокой и метельной.
Была судьба у всех одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
|
|
Голос за кадром
| Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим ….
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
| Звучит фоном «Грезы» Р. Шурман
|
2 ребенок
| Леня Голиков погиб в неравном бою.
| Слайд №8
|
3 ребенок
| Марат Козей погиб в бою с фашистами.
| Слайд №9
|
4 ребенок
| Валя Котик погиб при охране склада.
| Слайд №10
|
5 ребенок
| Володя Дубинин погиб помогая саперам.
| Слайд №11
|
6 ребенок
| Зина Портнова расстреляна фашистами
| Слайд №12
|
Голос за кадром
| Вновь скупая слеза
Сторожит тишину.
Все о жизни мечтали,
Уходя на войну.
Столько юных тогда
Не вернулось назад.
Не дожив, не допев, Под гранитом лежат.
| Слайд №13
|
Звучит песня в исполнении детей «Вечный огонь» слова А. Филлипенко, музыка Д. Чибисова
|
Голос за кадром
| Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните!
|
|
Девочки уходят
|
Голос за кадром
| Страница третья
«Война и семья»
| Слайд №14
|
Звучит вальс «Амурские волны» сл. М. Кюсса. Выходят дети, садятся на скамейке и рассматривают семейный альбом.
|
1 ребенок
| Фотографии военные
|
|
2 ребенок
| Это прабабушки, это прадедушки,
Только все зачеркнула война
|
|
3 ребенок
| Фотокарточки семейные
Слабый отсвет былого тепла …
|
|
4 ребенок
| Мой прадедушка Ваня прошел все войну рядовым солдатом. Дошел до Берлина.
| Слайд №15
|
5 ребенок
| Мой прадедушка Степан тоже был на войне. Получил боевое ранение. Моя прабабушка Мария прошла все войну зенитчицей. Имеет боевые награды.
| Слайд №16
|
6 ребенок
| Мой прадедушка Коля тоже воевал, у него много медалей.
Прабабушка Тоня всю войну работала на пристани.
| Слайд №17
|
7 ребенок
| Мой прадедушка Аркадий не был на войне. Когда началась война, ему было всего 11 лет. Он растил хлеб для фронта, для Победы!
| Слайд №18
|
1 ребенок
| Мы скажем «нет» войне!
| Слайд №19
|
2 ребенок
| Мы скажем «да» победе!
|
3 ребенок
| Мир, подарив земле
Вы думали о небе.
|
4 ребенок
| О белых журавлях
Об аистах на крыше.
О золотых полях.
|
|
5 ребенок
| О тишине, чтоб тише
Прожили ваши внуки,
Трепещущие губы
О мирном небе пели.
|
Звучит песня «Аист на крыше» слова Д. Поперечного, музыка А. Тухманого.
Выходят все дети и взрослые.
|
Голос за кадром
| Страница пятая
«За мир!»
| Слайд №20
|
1 ребенок
| Нам нужен мир – тебе и мне,
|
|
Дети хором
| И свеем на свете детям,
|
|
2 ребенок
| И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим!
|
|
3 ребенок
| Нам нужен мир, трава в росе,
|
|
4 ребенок
| Улыбчивое детство.
|
|
5 ребенок
| Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство!
|
|
Звучит песня «Нам нужен мир!» слова О. Безымянной, музыка Л. Семеновой.
Дети и взрослые уходят со сцены.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: