Содержательный анализ рисунка
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Центральная смысловая часть фигуры (голова или ее заместители). Значение расположенных на голове деталей, соответствующих органам чувств. Уши - заинтересованность в информации и значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям можно определить: предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только дает на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции - радость, обиду и пр. Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком - при отсутствии прорисовки губ - трактуется как повышенная речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ - чувственность, иногда - и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как облегченность возникновения опасений, страха, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (“огрызается”, грубит в ответ на обращение к нему высказывания отрицательного содержания, осуждения или порицания). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (в случае боязливости, тревоги). Особое значение придается глазам как символу присущего человеку переживания страха. Это значение особо подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры в поведении, для мужчин - женственные черты характера (с прорисовкой зрачков совпадает редко). Ресницы свидетельствуют также о заинтересованности в восхищении окружающими внешней красотой и манерой одеваться, придавании большого значения внешности. На голове бывают также дополнительные детали: - рога: защита или агрессия (определяется в сочетании с другими признаками агрессии - когтями, щетиной, иглами и пр.; характер этой агрессии - спонтанный или защитно-ответный);
- перья: тенденция к самоукрашению и самооправданию, демонстративность; - грива, шерсть, подобие прически: чувственность, подчеркивание женщинами своего пола, иногда - ориентация на свою сексуальную роль. 2. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и пр.). Рассматривается “основательность” этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме. Основательность - обдуманность, рациональность в принятии решений, основательность в суждениях, опора на существенные положения. В обратном случае - поверхностность суждений, легкомыслие в выводах, неосновательность суждений; иногда - импульсивность в принятии решения, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Следует обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно, небрежно, слабо, не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, повторяемость формы “ног”, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок, их стандартность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей - своеобразие установок, суждений, самостоятельность, небанальность, иногда (соответственно необычности формы) - творческое начало или инакомыслие. 3. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или служить украшением). Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря или перья, бантики, завитушки, кудри и пр. Первые - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным, неразборчивым утеснением окружающих, либо любознательность, “соучастие” как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе “места под солнцем”, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значение детали-символа: крылья или щупальца). Второе - демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.
Хвосты отражают отношение к собственным действиям и решениям, размышлениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Вправо - по поводу своих действий и поступков (поведение), влево - по поводу мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности. Положительная или отрицательная оценка этого отношения выражена в направлении хвоста: вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение по собственному поводу, раскаяние и т.п.). Особенно следует обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветвленные. 4. Общая энергия. Оценивается количеством деталей рисунка: - просто примитивный абрис; - только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о придуманном животном (тело, голова, конечности, хвост и т.д.); - с заполненным контуром; - имеет место изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно чем больше составных частей и деталей (помимо самых необходимых), тем выше энергия. Если наоборот - экономия энергии, астенизированность. Тематический аспект. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это относится и к собственной персоне, к своему “Я”, представлению о своем положении в мире. Сюда же относится представление о защищенности - беззащитности, способности опекать - потребности в заботе, дружелюбии - агрессивности и т.д. Об инфантилизме и эмоциональной незрелости свидетельствует уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (на две лапы вместо четырех), одевание в человеческую одежду и кончая похожестью морды на лицо, конечностей на ноги и руки. Механизм этого сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках и притчах. Но это не следует путать с наделением животного разумом и признаками человеческих взаимоотношений себе подобными, что, напротив, является одним из признаков неформального отношения к обследованию и, следовательно, хорошей проекцией.
Следует обратить внимание на акцентировку признаков пола - вымени, сосков груди (при человекоподобной фигуре). Это относится к полу, вплоть до фиксации на сексуальных проблемах. Рисунок одноименного с собой пола считается признаком хорошей идентификации со своей сексуальной ролью; в обратном случае - может сигнализировать об имеющихся здесь нарушениях. 6. Необычные детали. Резко и необычно обращает на себя внимание вмонтирование механических частей в ткань животного: постановка животного на постамент; тракторные гусеницы; прикрепление к голове пропеллера; вмонтирование в тело проводов, электроламп и т.п. Это наблюдается главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов (если не продиктовано установкой на особую оригинальность). Творческие возможности. Выражены обычно характером сочетания элементов фигуры. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму “готового”, существующего животного, к которому лишь приделываются также “готовые детали” - чтобы существующее животное стало несуществующим. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из “заготовок”. Название. Может выражать рациональное содержание смысловых частей (“летающий заяц”, “бегакот”, “мухожор”). Другой вариант - словообразование с “книжно-научным”, иногда с латинским суффиксом или окончанием (“реталетус”, “наплиолярия”). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе - демонстративность, направленная, главным образом, на подчеркивание своего разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления (“грягэкр”, “лалио”), знаменующие легкомысленность отношения к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов над рациональными. Иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пельмеш”) встречаются при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия обычно имеют повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “кус-кус”). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена непомерно удлиненными названиями.
Беседа. Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняется происхождение, пол, возраст, габариты животного, уточняется предназначение необычных органов, а также органов, носящих агрессивный характер. Выясняется способ добывания пищи (плотоядное или нет), взаимоотношение с сородичами и само наличие таковых, способ обзаведения потомством (брачные отношения), наличие и характер поведения в опасных ситуациях, борьба с врагами или жертвами. Если испытуемый не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать “один день из жизни животного”, задавая по ходу нужные вопросы. Как показали исследования, одним из индикаторов силы неосознанной идентификации с образом животного является его принятие либо отвержение испытуемым. Это особенно проявляется в ситуации затрудненного контакта (например, при экспертизе). Испытуемый тем теснее идентифицирует себя с образом, чем выше его оценивает. Однако степень идентификации и наличие проекции не тождественные явления. Так, во время интерпретирующей беседы (подачи психологической обратной связи испытуемому) можно столкнуться с отвержением в рисунке ряда черт собственной личности (агрессивность, подозрительность, враждебность). Таким образом, прицельное выяснение степени принятия или отвержения испытуемым различных особенностей или всего образа в целом создает возможность выяснить степень идентификации, а также предположить наличие и определить характер отвергаемых (вытесненных из сознания) черт личности.
Модификация поведения. Заключается в проведении методики РНЖ вслед за проведением “Рисунка человека”. Как показывает практика и экспериментальная проверка, кроме проекции Я-образа, рисунок может воплощать идеальный Я-образ, образ значимого другого, отношение к экспериментальной ситуации и личности экспериментатора. Сравнительные замеры показали, что описание образа в “Рисунке человека” ближе к идеальному образу Я и теснее связано с ним. Степень идентификации в “Рисунке человека” значимо связана со степенью удовлетворенности собой (т.е. обратна расстоянию между актуальной самооценкой и идеальным Я-образом). В то же время образ животного ближе к образу Я, чем к идеалу, и практически не зависит от их соотношения. На практике это выражается в том, что “Рисунок человека” фиксирует какой-либо стереотип поведения, социально одобряемый и соответствующий легко актуализируемым установкам испытуемого. В подобных случаях РНЖ является более информативным, что проявляется в большем разнообразии продукции.
Общее впечатление. Существует разделяемое большинством специалистов по проективному рисунку мнение, что интерпретация должна начинаться с осознания общего впечатления от рисунка: переживания эмоционального тона и целостности содержащегося в нем сообщения. Это интуитивный эмпатический процесс, приходящий только с опытом. Психотехника вживания состоит в том, чтобы позволить свободно войти в сознание первому впечатлению, не зашумляя его какими-либо предпосылками со стороны интеллекта. Согласно K.Bolander, это первое впечатление позволяет получить первичное понимание индивидуальных эмоциональных реакций испытуемого, степени его эмоциональной зрелости, наличия или недостатка внутреннего баланса. Первое впечатление является той целостностью, из которой экспериментатор исходит, приступая к интерпретации, и к которой обязан вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным впечатлением должны быть специально проанализированы, помня, что приоритет всегда за общим впечатлением. Важным правилом интерпретации можно считать положение: все приведенные в данном руководстве толкования частных признаков имеют ценность только как одна из более доступных форм осознания и конкретизации общего целостного впечатления, как форма его вербализации. Устойчивость общего впечатления демонстрируется его контактностью при рассмотрении рисунка человека и РНЖ одного и того же испытуемого. Например, при рассмотрении обоих рисунков может сложиться общее ощущение ригидности, неподвижности, тяжести изображения, будто скорее изображены статуи, а не живые существа. Такие рисунки могут принадлежать личности, характеризующейся ригидностью эмоциональных установок, аффектов, либо с признаком эмоциональной отчужденности, трудностями контактов, либо личности с сильной склонностью к вытеснению глубинного аффективного комплекса. То, что в общем впечатлении присутствуют скорее отрицательные, нежели положительные эмоции, свидетельствует о некотором снижении фона настроения испытуемого. Если говорить о данном случае, то все это, действительно, присутствовало в клинической картине, что подтверждалось и параллельным обследованием рядом проективных методик и ММИЛ. Опора на общее впечатление часто помогает устранить многозначность отдельного признака. Например, рисунок по вертикали листа расположен в соответствии с нормой и в то же время создается общее впечатление снижения фона настроения испытуемого, т.е. возникает противоречие, т.к. депрессивные рисунки тяготеют к нижнему срезу листа. В данном случае противоречие было отнесено за счет собственно внутриличностных противоречий испытуемого, т.к. имела место борьба сильных ригидных установок на достижение успеха с ситуативно обусловленным снижением настроения, сочетающимся с фрустрацией временной перспективы в связи с грозящим уголовным наказанием. С временной осью связан поворот рисунка влево и заметный наклон передней части корпуса вниз. Главной особенностью данного рисунка является обилие признаков агрессивности. Поскольку агрессия считается скорее выражением стеничности (активности), это также, на первый взгляд, противоречит общему впечатлению неподвижности рисунка. Однако необходимо четко дифференцировать пассивность от ригидности. Первая - признак расслабленности, отсутствия тенденции к активности, вторая - следствие торможения и подавления существующих тенденций к действию. Это как раз и создает внутреннее напряжение. Отдавая приоритет общему впечатлению, агрессивность данного испытуемого должна трактоваться как подавляемая, импульсивная. Склонность к вытеснению агрессии проявлялась и в отрицательном отношении к рисунку самого испытуемого. Этот разбор служит примером того, как анализ кажущихся противоречий между общим впечатлением и рядом характеристик изображения помогает углубиться в конфликтные сферы личности испытуемого. Еще один пример впечатления от рисунка испытуемой. Первый момент - заметная сложность половой идентификации нарисовавшей его девушки. Это следует не только из того, что ему атрибутируется средний род (это “оно”), но и из общего впечатления “мужественности” стиля. Этому впечатлению во многом способствует чистая геометричность и лаконизм линии контура, а также некоторая схематичность, рассудочность образа. Второй характерный момент - почти физически ощутимое движение (падение) по направлению к нижнему правому углу листа и одновременное вращение против часовой стрелки. Последнее правомерно связывать с проецируемой испытуемой на персонаж РНЖ “потребностью в ориентации” как следствие собственной плохой ориентации в социуме. Третий момент - хорошо заметное различие между деталями, органично включенными в целостную конструкцию, и теми, которые “прикреплены” как бы искусственно. В первую очередь это относится к “опорам”, выполненным в форме кистей рук. Подобная неорганичность этих деталей может свидетельствовать об их компенсаторном характере. Это подтверждается тем, что кисти рук, символизирующие активное взаимодействие и контакт с социумом, не осознаются самой испытуемой как руки. Сюда же относится и невозможность “опорам” таковыми служить, поскольку они “спрятаны” внутри контура и, в крайнем случае, на них можно разве что висеть. В совокупности все перечисленные особенности создают картину достаточно выраженной социальной дезадаптации испытуемой при выраженных затруднениях социальных контактов. Этот вывод хорошо соотносится с главной особенностью рисунка: замкнутым контуром, четко ограничивающим рисунок от среды. Для использования общего впечатления необходимо не только развитие чувствительности к нему, но и внимание к тому, как сам испытуемый относится к рисунку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|