Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы организации мониторинга социальных страхов среди студенческой молодежи в условиях противодействия угрозам терроризма




 

Терроризм все отчетливее начал проявлять себя как опасная форма поведения отдельных индивидов и целых организованных групп, которая взрывает общественный порядок, создает ситуации резкой конфронтации и тем самым дестабилизирует и нарушает весь ход общественной жизни. Данное обстоятельство требует от российского сообщества принятия действенных мер по противодействию террористической деятельности, способствующей усилению чувства неуверенности граждан в собственной безопасности.

Молодежь это будущая современная цивилизация. Однако то новое, к чему так стремится молодое поколение, не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Наряду с позитивными проявлениями молодое поколение вольно или невольно становится массовым участником и носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации – зараженности СПИДом, потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет опасные ряды экстремизма и терроризма. Склонность к экстремизму современного молодого поколения России реальна, и потому она стала предметом пристального внимания ученых, политиков, публицистов и общественных деятелей. И.М. Ильинский отмечает: «На исследователях проблем молодежи в сегодняшней ситуации лежит особая гражданская ответственность. Она состоит в том, чтобы предотвратить рост неуверенности молодежи перед лицом больших и грозящих ей перемен, тревоги за свое будущее, в котором оказывается человек, социальная группа или целый народ, что рождает у них желание снять эту тревогу, устранить неизвестность, неопределенность, а это всегда и всюду проявлялось в виде мощной социальной агрессии, которая может носить стихийный или организованный характер».

Глобальные трансформационные процессы отражаются в сознании каждого члена общества, что выражается в утрате адаптационных механизмов, увеличении чувства бессилия, беззащитности, апатии, депрессии, агрессии. Современное общество характеризуется развертыванием сферы рисков, опасностей и угроз, как на макро -, так и на микросоциальном уровне. Студенчество, как составная часть современной молодежи, - это специфическая социальная или демографическая группа общества, положение которой обусловлено социально-экономическим состоянием общества. Поэтому процессы, происходящие в обществе, безусловно, оказывают влияние на студенческую молодежь, которая в силу ряда объективных причин относится к наиболее уязвимым слоям населения.

В массовом сознании и в поведении молодежи страх отражается как репертуар различных по масштабу и последствиям воздействия опасностей и угроз, «набора» социальных страхов. Речь идет о социальных страхах, разнообразных как по силе, так и по источникам опасности страхов. С одной стороны массовые социальные страхи – это результат функционирования современного общества, с другой стороны, страхи возникают в процессе адаптации к изменениям среды, мобилизуют противодействие и преодоление опасностей и угроз существованию индивидов и групп. Все вышеперечисленные процессы и явления имеют место и в современном российском обществе. В трансформирующемся обществе страх приобретает статус индикатора реальных и потенциальных угроз общественного развития. Социальный страх является реакцией на угрозу, как биологическому существованию, так и ценностям, которые индивид и группа считает необходимыми для жизни, т.е. реакцией на те процессы и явления, которые происходят в социальной системе и проецируются на каждого человека.

Для изучения разнообразных форм, репертуара социального страха может служить широкое внедрение мониторинговых способов получения информации об источниках опасности и угрозах.

В самом общем виде мониторинг может быть определен лишь как механизм систематического наблюдения, слежения за разными объектами, представляющими интерес для науки и практики; система повторяющегося с определенной периодичностью сбора информации о состоянии этих объектов с использованием одних и тех же базовых индикаторов, система оценки меняющихся состояний и тенденций развития наблюдаемых объектов, контроля наблюдаемых процессов с целью предупреждения, преодоления или минимизации нежелательных тенденций и последствий развития этих процессов. Социологическим же можно назвать мониторинг, использующий специфические для эмпирической социологии методы сбора, обработки, анализа и использования информации, в первую очередь опрос. Данный метод особо актуален в условиях упреждения угроз терроризма.

Применительно к социологии безопасности развивающегося российского общества и противодействия угрозам терроризма мониторинг рассматривается как методологическая основа упреждения террористических угроз, а также изучение социальных страхов студенческой молодежи. Мониторинг социальных страхов, угроз терроризма среди студенческой молодежи представляет собой достаточно сложный системный объект, он имеет иерархическую структуру, и способствует ориентации управления системой образования на постоянное повышение качественных аспектов деятельности, обеспечивая все уровни управления необходимой информацией. Основной целью мониторинга мы считаем своевременное выявление специфики качественных и количественных изменений социальных страхов и террористических угроз студенческой молодежи. Говоря о социологическом мониторинге, мы имеем ввиду целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен, на основе исследования и анализа массовых представлений о них. В нашем случае, о представлениях респондентов о социальных страхах, источниках и угрозах терроризма. Главная цель нашего мониторинга - обеспечить российское общество свежей, достаточно полной и дифференцированной социологической информацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...