Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по работе с повествовательным текстом




 

Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают действия героев, изменения, происходящие в их жизни, события, влияющие на становление характера.

В процессе анализа рассказа используются такие приемы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения.

Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед восприятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозможна, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимости. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых - вызвать потребность в анализе текста.

Анализируя текст рассказа, мы опираемся, прежде всего, на развитие действия. Анализ событий, представленных в рассказе, близок детям, не вызывает у них затруднений, тем более что большинство произведений в начальной школе невелики по объему и просты по композиции. Опираясь на событие, мы даем характеристику героя произведения. Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой героя:

·        учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры;

·        детям предлагается самостоятельно назвать качества характера героя;

·        сопоставляются герои одного произведения и разных произведений.

Понимание главной мысли произведения - это цель анализа. В начальной школе дети только учатся этому. Авторское отношение к героям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают следующие вопросы: «Как в описании внешности героя выразилось отношение автора к нему? Почему автор рассказал об этих событиях?»

Приведем пример урока по рассказу В. Осеевой «Хорошее».

Тема: «Рассказ В. Осеевой «Хорошее».

    Цели:

·        формировать умения выделять главную мысль произведения;

·        давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

·        знакомство с произведением В. Осеевой «Хорошее»;

·        формирование умения составлять характеристику героя;

·        развитие навыков правильного и осознанного чтения;

·        воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности и чувства ответственности за свои поступки, доброго отношения к людям.

План урока.

·        Организационный момент.

·        Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

·        Ориентировочная беседа.

·        Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.

·        Аналитическая беседа.

·        Обобщение по теме урока.

·        Выполнение творческого задания.

·        Подведение итогов урока.

Составные элементы анализа.

Тематика, проблематика, характеристика образа главного героя, язык произведения.

Организация урока.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, характеристика образа героя.

Оборудование урока.

Учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой.

Ход урока.

Введение.

·        Знакомство с книгой В. Осеевой.

·        Мы с вами прочитали несколько рассказов детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. Перечислите их. Какие из этих рассказов можно прочитать в этой книге? Как мы их можем найти? (По содержанию.) Какие рассказы мы еще не прочитали? Откройте учебник. С каким рассказом нам предстоит сегодня знакомство? Мы прочитаем сегодня рассказ с очень приятным названием «Хорошее». О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?) В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

Основная часть.

·        Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

·        Оправдались ли ваши ожидания? Какой это рассказ - веселый или грустный? Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

·        Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.

Исследовательская работа по тексту проводится в парах или группах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.

·        Хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой?

·        Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

·        В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

·        Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.

Смелый.

Заботливый.

Умный.

Думающий о себе.

Добрый.

Грубый.

·        Обобщение по теме урока.

·        Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

·        В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» - спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

·        Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа?

·        Выполнение творческого задания.

·        Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ролям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссерами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие - актерами, которые будут играть роли.

Предварительная проверка.

·        Сколько героев в этом рассказе?

·        Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

·        Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно.)

·        А слова, обращенные к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

Чтение рассказа по ролям.

Заключение.

·        Итог урока.

·        Над чем заставил вас задуматься рассказ?

·        Какие пословицы подходят к этому рассказу?


Заключение

Воспитание общих приёмов развития речи учащихся требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.


Список использованной литературы

1.  Виноградов В.В. О художественной прозе. - М., 1930. - С. 112.

2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - С. 168-169.

.   Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М., 1974. - С. 134.

.   Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.

.   Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976. - С. 40-61.

.   Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. - М., 1985. - С. 248.

.   Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация... д-ра педагогических наук. - М., 1994.

.   Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М., 1988.

.   Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 455.

.   Доблаева Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его восприятия.- М., 1982г.

.   Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.,1969г.

.   Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей красноречия. - М., 1743г.

.   Болдырев Н. И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1968. - С. 115.

14. Талызина К. 3. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение. - 1985. - 198 с.

.    Ганелин Ш.И, Дидактический принцип сознательности. - М.: Просвещение. - 1961. - С. 139.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...