Рекомендации по работе с повествовательным текстом
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают действия героев, изменения, происходящие в их жизни, события, влияющие на становление характера. В процессе анализа рассказа используются такие приемы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения. Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед восприятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозможна, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимости. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых - вызвать потребность в анализе текста. Анализируя текст рассказа, мы опираемся, прежде всего, на развитие действия. Анализ событий, представленных в рассказе, близок детям, не вызывает у них затруднений, тем более что большинство произведений в начальной школе невелики по объему и просты по композиции. Опираясь на событие, мы даем характеристику героя произведения. Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой героя:
· учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры; · детям предлагается самостоятельно назвать качества характера героя; · сопоставляются герои одного произведения и разных произведений. Понимание главной мысли произведения - это цель анализа. В начальной школе дети только учатся этому. Авторское отношение к героям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают следующие вопросы: «Как в описании внешности героя выразилось отношение автора к нему? Почему автор рассказал об этих событиях?» Приведем пример урока по рассказу В. Осеевой «Хорошее». Тема: «Рассказ В. Осеевой «Хорошее». Цели: · формировать умения выделять главную мысль произведения; · давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков. Задачи: · знакомство с произведением В. Осеевой «Хорошее»; · формирование умения составлять характеристику героя; · развитие навыков правильного и осознанного чтения; · воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности и чувства ответственности за свои поступки, доброго отношения к людям. План урока. · Организационный момент. · Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем. · Ориентировочная беседа. · Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу. · Аналитическая беседа. · Обобщение по теме урока. · Выполнение творческого задания. · Подведение итогов урока. Составные элементы анализа. Тематика, проблематика, характеристика образа главного героя, язык произведения. Организация урока. Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, характеристика образа героя. Оборудование урока. Учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой.
Ход урока. Введение. · Знакомство с книгой В. Осеевой. · Мы с вами прочитали несколько рассказов детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. Перечислите их. Какие из этих рассказов можно прочитать в этой книге? Как мы их можем найти? (По содержанию.) Какие рассказы мы еще не прочитали? Откройте учебник. С каким рассказом нам предстоит сегодня знакомство? Мы прочитаем сегодня рассказ с очень приятным названием «Хорошее». О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?) В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»? Основная часть. · Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем. · Оправдались ли ваши ожидания? Какой это рассказ - веселый или грустный? Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? · Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу. Исследовательская работа по тексту проводится в парах или группах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра. · Хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой? · Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.) · В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.) · Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. Смелый. Заботливый. Умный. Думающий о себе. Добрый. Грубый. · Обобщение по теме урока. · Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте. · В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» - спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».
· Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? · Выполнение творческого задания. · Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ролям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссерами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие - актерами, которые будут играть роли. Предварительная проверка. · Сколько героев в этом рассказе? · Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.) · Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно.) · А слова, обращенные к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.) Чтение рассказа по ролям. Заключение. · Итог урока. · Над чем заставил вас задуматься рассказ? · Какие пословицы подходят к этому рассказу? Заключение Воспитание общих приёмов развития речи учащихся требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике. Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило. Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка. Список использованной литературы 1. Виноградов В.В. О художественной прозе. - М., 1930. - С. 112. 2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - С. 168-169. . Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М., 1974. - С. 134. . Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. . Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976. - С. 40-61. . Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. - М., 1985. - С. 248. . Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация... д-ра педагогических наук. - М., 1994. . Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М., 1988. . Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 455. . Доблаева Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его восприятия.- М., 1982г. . Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.,1969г. . Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей красноречия. - М., 1743г. . Болдырев Н. И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1968. - С. 115. 14. Талызина К. 3. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение. - 1985. - 198 с. . Ганелин Ш.И, Дидактический принцип сознательности. - М.: Просвещение. - 1961. - С. 139.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|