Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека




 

С принятием 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека положила свое начало новая эпоха становления международного сотрудничества государств в этой области. В число традиционных сфер международно-правового регулирования были включены вопросы, регламентация которых долгое время считалась внутренним делом отдельных стран. Таким образом, в международном праве зародилась и начала стремительно развиваться новая самостоятельная отрасль - международное право прав человека, регламентирующая широкий ракурс отношений, оказывающих влияние на правовое положение личности.

Весьма очевидно, что данный процесс не мог возникнуть и проходить стихийно. Проблема сущности и содержания прав человека, их формально-правового выражения имеет глубокие корни. Будучи сначала облеченной в форму морально-политических концепций и воззрений выдающихся мыслителей древности, она постепенно приобрела широкое политическое звучание, а затем и юридическое закрепление в период революций в США, Англии и Франции. Большое значение имела в этом смысле знаменитая Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г.

В дальнейшем проблема прав человека получает свое выражение - «преломляясь в принципы права и развитые юридические формы, тем самым выступая в новом, в значительной степени формализованном качестве». Но следует отметить, что законодательная деятельность в этой области до середины XX в. велась почти исключительно на внутригосударственном уровне.

Международно-правовую значимость проблема прав человека в полной мере приобрела только с образованием Организации Объединенных Наций. Пренебрежение элементарными правами и свободами личности, массовые истребления людей в период Второй мировой войны подтолкнули мировое сообщество к поиску качественно новых организационных, политических и правовых средств обеспечения основных прав и свобод в рамках совместных действий государств. Итогом этих условий стало включение в Устав ООН как всеобъемлющей международной организации по поддержанию мира и безопасности положений о необходимости осуществления международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола языка и религии» (п. 3 ст. 1 Устава), а также создание в рамках ее структуры специального механизма для реализации данной цели.

Успешная реализация этой задачи во многом зависит и от наличия четко сконструированной организационной основы взаимодействия государств, связанной главным образом с деятельностью Организации Объединенных Наций, занимающей уникальное место в системе международных организаций и по объему полномочий, и по масштабам своего функционирования.

Анализ положений Устава ООН, представляющего собой особого рода международный договор, наглядным образом показывает, что ст. 55, п. «c», Устава прямо предусматривает содействие «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод» и требует в этой связи от государств-членов «предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией» - ст. 56 Устава.

Но выделенные направления и формы содействия весьма многообразны. Значительная их часть непосредственно связана с разработкой и принятием нормативных актов политического и правового характера. Следует обратить внимание и на тот факт, что с Организацией Объединенных Наций связаны практически все международные универсальные акты о правах человека, принятые во второй половине XX столетия.

Основной же комплекс задач по содействию межгосударственному сотрудничеству в области прав человека, предусмотренных в Уставе ООН, осуществляется через повседневную деятельность главных и вспомогательных органов самой Организации, а также через специализированные учреждения и другие связанные с ней международные организации, то есть в совокупности «системы ООН».

Объем полномочий основных субъектов данной системы отличается значительной сложностью и многоплановостью. Однако в ее рамках довольно четко выделяются две основные подсистемы: собственно Организация Объединенных Наций с ее главными органами и их структурными подразделениями и подсистема находящихся в связи с ООН организаций, и прежде всего ее специализированных учреждений.

В первой из них проблематикой, в той или иной степени касающейся прав человека, занимаются фактически все главные органы ООН. Однако ключевую роль в данной области, безусловно, играют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет. Именно на эти органы Уставом ООН возложена основная ответственность за выполнение функций Организации в деле содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Между Ассамблеей и Советом существует достаточно четкое распределение полномочий. Акты, имеющие наиболее важное значение или содержащие нормы юридического характера, одобряются по общему правилу на сессиях Генеральной Ассамблеи или принимаются на созываемых ею международных конференциях. Такая практика оправдана политически и юридически.

Можно отметить также и тот момент, что, оставляя за Генеральной Ассамблеей право на осуществление наиболее общих организационных и нормотворческих полномочий в гуманитарной сфере, Устав ООН одновременно определяет для Экономического и Социального Совета роль центрального координационного звена в реализации деятельности ООН в области прав человека, наделяя этот орган широким кругом полномочий, к которым отнесены также и консультативные и контрольные функции.

Самым тесным образом с Генеральной Ассамблеей и ЭКОСОС связывается деятельность органов, учрежденных в соответствии с международными конвенциями по правам человека, призванных контролировать правильность и эффективность положений этих договоров на практике. Среди них стоит выделить следующие: Комитет по правам человека, экономическим, социальным и культурным правам, Комитеты по ликвидации расовой дискриминации и дискриминации в отношении женщин, а также Комитет против пыток.

Вышеприведенные Комитеты ежегодно представляют Генеральной Ассамблее доклады о своей работе, где при этом могут вноситься предложения и рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, которые получены от государств - участников соответствующих конвенций.

Осуществление решений ООН и техническое обеспечение ее деятельности принадлежит Секретариату Организации в лице возглавляемого заместителем Генерального секретаря Центра по правам человека. Центр отвечает за непосредственную реализацию политики и программ в области обеспечения прав и основных свобод человека, разработанных различными директивными органами ООН и их вспомогательными подразделениями. Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Верховный комиссар по правам человека, который является должностным лицом Организации, «несущий под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека».

Постоянно поддерживаемые Центром контакты с правительствами государств и специализированными учреждениями Организации, среди которых стоит уделить внимание Международной организации труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), будучи связанными с ООН специальными соглашениями, позволяют координировать усилия государств и содействовать созданию международно-правовых норм применительно к конкретным группам основных прав и свобод человека.

Для реализации этих задач МОТ и ЮНЕСКО определен широкий круг полномочий. К ним относятся: созыв и проведение конференций, семинаров по проблемам международного регулирования трудовых и культурно-образовательных прав индивидов; осуществление научных исследований; разработка и реализация комплексных программ межгосударственного сотрудничества в области науки, культуры, образования, улучшения условий труда; оказание информационной и технической помощи государствам в процессе создания ими соответствующих законодательных, административных и иных актов.

Статус МОТ и ЮНЕСКО как специализированных учреждений ООН предопределяет их особое место в ряде других международных межправительственных организаций. Обладая определенными признаками самостоятельных субъектов международного права, они все же имеют ряд обязательств по отношению к ООН, которая координирует и направляет их деятельность. Наиболее значительные полномочия ООН в этой области нашли свое отражение в Уставе Организации:

.   Право согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и дачи рекомендаций (ст. 57, п. 1, 2; ст. 58 Устава).

.   а) право требовать и получать от специализированных учреждений доклады о мерах, предпринятых ими во исполнение рекомендаций ООН;

б) право получать и рассматривать доклады специализированных учреждений об их текущей работе (ст. 64, п. 1, Устава).

Выделенные нормативные положения получили подтверждение и дальнейшее развитие в учредительных документах специализированных учреждений, а также в заключенных ими с ООН специальных соглашениях о связи.

Приведенный выше анализ подтверждает, что на сегодняшний день рост значения Организации Объединенных Наций и ее Устава как организационно-правовой основы универсального межгосударственного сотрудничества в области прав человека резко возрос.

Созданный в рамках ООН для решения этой задачи специальный механизм стал центробежной силой в объединении различных стран с целью совершенствования правового положения своих граждан на базе единых норм и стандартов, вырабатываемых входящими в него органами и организациями. В рамках этого механизма находят свое четкое разграничение два уровня: уровень главных органов ООН как таковых и их вспомогательных подразделений, которые призваны разрабатывать основы подхода международного сообщества к решению проблем прав человека, и уровень специализированных учреждений ООН, рассматривающих в соответствии со своей компетенцией более узкие, специальные вопросы регламентации и обеспечения конкретных прав и свобод индивида.

Таким образом, анализируя все изложенное в первой главе дипломной работы, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, Организация Объединенных Наций была учреждена на основе добровольного объединения суверенных государств с целью поддержания международного мира и безопасности, а также развития многостороннего сотрудничества между государствами. Наиболее значительный вклад в создание ООН внесли представители трех союзных государств - СССР, США и Англии, поддержанные другими странами антифашистского блока.

Во-вторых, создание ООН стало исторической вехой в борьбе миролюбивых сил против экстремизма, милитаризма и агрессии. Организация Объединенных Наций, являясь универсальным международным институтом, стала играть важнейшую роль в социально-экономических, политических, правовых, военных, этнических, религиозных и других процессах во всех регионах и участках земного шара.

В-третьих, возможно, ни одна другая международная организация или структура не внесла такого весомого вклада в развитие дружественных отношений между нациями, повышение уровня жизни, в дело защиты прав человека, содействие социальному прогрессу и сохранению окружающей среды.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...