Подобная политика способна обеспечить лишь ненадежное экономическое равновесие, т.к. создать экономический вакуум, в котором не будет нарушений и вмешательств, практически не возможно.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Нерегулируемый рынок не способен к саморегуляции экономических процессов доказательством этому стал тяжелейший экономический кризис 29-33 года. Согласно с данными обстоятельствами возникла необходимость в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача последнего была в том, чтобы помогать рыночному механизму методом обеспечения его инфраструктурной сферой (системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ). Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации. Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находится в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Смешанная экономическая система сохраняет в качестве своей основы все элементы рыночной системы, но добавляет к ним регулирующие функции государства, направленные на формирование и поддержание стабильного экономического роста.
В частности к формам государственного вмешательства можно отнести: - законодательная деятельность, в рамках которой государство обеспечивает выполнение экономических и гражданских законов; - обеспечение незащищенных слоев населения пакетом социальных гарантий; - поддержание развивающихся или высоко затратных, но необходимых обществу, отраслей экономики (с/х, наука и т.д); - проведение политики макроэкономической стабилизации. На данный момент большинство развитых и развивающихся государств мира используют именно эту концепцию управления государством.
В развитых странах смешанная экономика имеет свою специфику[2]. Например, в США государственное регулирование используется в меньшей мере по сравнению с другими странами Запада, поскольку объемы и доля государственной собственности незначительны. В экономике США господствующее место имеет частная собственность, развитие которой регулируется правом и налоговой системой. В развитых западноевропейских странах, наоборот, наблюдаются существенные размеры государственной собственности и государственного предпринимательства, а следовательно, активное государственное регулирование. В этих странах государство исторически выполняло значительную роль в экономике. В результате частичной национализации после Второй мировой войны был создан крупный государственный сектор и сформирована развитая система государственного регулирования экономики. В Великобритании к 80-м гг. XX в. обострились экономические проблемы: снизились эффективность производства, динамизм, были утрачены некоторые позиции в мировой экономике. Это обусловило переход экономической политики государства с кейнсианского учения на неоконсервативные принципы: сократилось вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны и снизилось нарастание рыночных методов регулирования экономики. В 80-90-е гг. XX в. в Великобритании была осуществлена крупномасштабная приватизация государственной собственности, активно стимулировалось частное предпринимательство, снят контроль над ценами, заработной платой, дивидендами, реформировались рынок труда, здравоохранение, социальное обеспечение. В Германии смешанная экономика создавалась под воздействием Немецкого федерального банка, осуществляющего гибкую и эффективную политику. Предпринимательская государственная деятельность проводится посредством субвенций и субсидий, которые являются составной частью бюджетов разных иерархических уровней. Субсидии в Великобритании — элемент непосредственного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Отличительной особенностью немецкой модели смешанной экономики является ее социальная направленность, разделение экономической и социальной политики.
Во Франции смешанная экономика характеризуется этатистическими идеями (от фр. êtat — государство), которые отражаются на всех сферах и областях национальной экономики. Государственное регулирование во Франции является наиболее продвинутым в Западной Европе. Французская экономика успешно реализовала концепцию экономического развития на базе государственных планов-программ. Франция перешла от жестких императивных принципов к индикативному планированию, которое до настоящего времени сохраняет свою роль. Во Франции крупномасштабная приватизация усложнила проблему регулирования экономики со стороны государства. Вместе с тем дирижистские методы и свободный рынок не вызвали отстранения от экономики государственной власти. Весьма специфическая западноевропейская модель развития смешанной экономики с большим государственным сектором свойственна Италии. Отличительной чертой итальянской модели смешанной экономики является ее внутренний динамизм, позволивший обеспечить высокие темпы экономического роста. Центральное место в экономике занимает государственный сектор, который, руководствуясь рыночными критериями, взаимодействует с частным капиталом. Италия, будучи страной с многочисленным малым бизнесом, отличается развитой социальной инфраструктурой и высокой социальной защитой. Так, она занимает одно из первых мест среди европейских стран по расходам на пенсионное обеспечение и социальное страхование. Специфика смешанной экономики Японии заключается в оптимальном сочетании мирового трансформационного процесса с национальными особенностями страны. Высокие темпы экономического роста в 60-70-е гг. XX в. обеспечили предпосылки для минимизации социальных издержек структурных реформ. В Японии сравнительно невелика доля крупных государственных и смешанных государственно-частных фирм, зато весьма разветвленная сеть среднего и мелкого предпринимательства. В стране широко применяется административное, правовое и экономическое регулирование как в прямых, так и в косвенных формах. Японская модель смешанной экономики нацелена на сбережения, производство и экспорт. Сложившаяся система пожизненного найма, «зарплата по старшинству» и другие особенности не соответствуют принципам современного смешанного общества и требуют смены модели развития экономики.
Шведская модель смешанной экономики представляет собой социальную модель с высокой социальной защитой и гарантией, основанными на перераспределении доходов через налоговую систему. В Швеции незначительная доля государственной собственности сочетается с большой значимостью общественного сектора, не связанного с производством. В стране большое внимание уделяется профилактическим мерам, ориентированным на предотвращение бедности, на активную политику на рынке труда, что создает предпосылки для сокращения разницы в доходах наиболее богатых и бедных слоев населения. Китайская модель смешанной экономики характеризуется переходом от «чистого социализма» к широкому использованию рыночных механизмов в регулировании воспроизводственных процессов. В стране возросла роль рынка и негосударственного сектора. Однако государственному регулированию экономики в форме «направляющего планирования» и социальным гарантиям государства отводятся приоритетные места. В России наличие относительно развитого индустриального базиса, большого научно-технического и ресурсного потенциала, высокого уровня культуры и образования населения и других условий создает реальные возможности формирования смешанной экономики. Их осуществление требует разработки адекватной экономической стратегии и реализации целенаправленной экономической и социальной политики государства.
Вопросы для закрепления: 1. Что такое экономическая система? 2. Назовите признаки, по которым классифицируются экономические системы?
3. Охарактеризуйте по признакам классификации традиционную экономическую систему. 4. Охарактеризуйте по признакам классификации командную экономическую систему. 5. Охарактеризуйте по признакам классификации рыночную экономическую систему. 6. Почему возникла необходимость формирования смешанной экономической системы? 7. Охарактеризуйте по признакам классификации смешанную экономику. 8. Какая экономическая система соответствует ведению хозяйственной жизни в нашем государстве? 9. Охарактеризуйте по признакам классификации традиционную экономическую систему.
Задание:
[1] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 52. [2] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 56-58.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|