Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава шестнадцатая - о измене и переписке с неприятелем




Артикул 124. Кто из офицеров или рядовых с неприятелем

тайную и опасную переписку иметь будет, и неприятелю или его

союзникам как нибудь ведомость какую подаст, или с неприятелем, и

от него с присланным трубачем, барабанщиком, и с таковыми

подозрительными особами без ведома и указу от фелтмаршала или

комменданта, хотя в поле, в крепостях или где инде, тайным

образом разговор иметь, переписыватца, писма принимать или

переносить будет, оный имеет, яко шельм и изменник, чести,

пожитков и живота лишен, и четвертован быть.

Толкование. Однакоже прилучаются случаи, в которых сие

наказание умаляется, и преступитель сперва казнен, а потом

четвертован бывает, яко же оное наказание прибавляется рванием

клещами ежели оная измена великой вред причинит войску, землям,

городу или государю.

Такожде не позволяется ни сыну с родным своим отцом, которой

у неприятеля обретается, тайно корреспондовать.

Такожде таковому наказанию и комендант подвержен, которой

сведом, что таковыя писма от неприятеля приходят, или от него

отпустятца, а оныя он не переймет и не распечатает, и в

принадлежащем месте не известит. Ибо он виновным себя тем

причинит, что он о таковой корреспонденции ведая, и на тое

позволил.

Никто из пленных да не дерзает письма свои сам запечатывать,

и тайным образом оныя пересылать. Но должен, не запечатав

комменданту вручить, которой в принадлежащее место отослать

имеет. Ежели пленной против сего поступит, то он самому себе

причесть имеет, естли тем, и протчим виновным с ним, за их труды

наказанием заплачено будет. Ибо он подобно шпиону почитается, или

лазутчику, посланному от неприятеля, дабы о состоянии

неприятельском уведомится. Которые по воинскому резону и

обыкновению повешены бывают.

Артикул 125. Кто неприятелю пароль или лозунг объявит, хотя

офицер или рядовой, или даст оному иные какие изменнические

знаки, стрельбою, пением, криком, огнем, и сему подобное, оный

равно, как выше помянуто, казнен будет.

Толкование. Кто лозунг забудет, или с фальшивым лозунгом

найден будет, о том в 49 артикуле помянуто.

Артикул 126. Пароль и лозунг имеют не всякому отдавать, кому

не надлежит, а особливо, если он незнаком есть, и тако на него

надеятися не можно.

Артикул 127. Кто какую измену, или сему подобное учинить 351

намеритца, и хотя он сие к действу не произведет, однакоже имеет

по состоянию дела и признанию воинскаго суда, таковым же высоким

наказанием наказан быть, яко бы за произведенное самое действо.

Артикул 128. Как офицеры, так и рядовые да не дерзают о

воинских делах, о войске, о крепости что писать, ниже о том с

другими корреспондовать, под потерянием чина, чести или по

состоянию дела и живота самаго.

Толкование. В сем случае запрещается для того так жестоко о

войске, или из крепости о воинских делах что писать, дабы

неприятель тем ведомости о войске или о состоянии крепости не

получил, и свои дела потом толь осторожнее учредить возмог.

Понеже часто случается, что отправляющияся почты с писмами, от

неприятеля чрез его партии переняты бывают. Того ради тому, что в

таковых письмах написано, более верить можно, нежели что от каких

лазутчиков или пленных донесено будет.

Артикул 129. Если кто у ведает, что един или многие нечто

вредительное учинить намерены, или имеет ведомость о шпионах или

иных подозрительных людях, в обозе или гарнизонах обретающихся, и

о том в удобное время не объявит, тот имеет, по состоянию дела,

на теле или животом наказан быть.

Толкование. Кто ведая, видя и приметя, что таковыя

вредительныя дела обращаются, а о том в удобное время не объявит,

тогда не может сим извинитца, что он того доказать не мог. Ибо

инако есть, когда кого явно в каком деле обличат, и в таком

случае довотчик понужден есть довод свой доказать. А инако есть

нежели в тайне что доводчик объявит, и предостерегать в таковом

же случае, а к доказательству его понуждать не надлежит. Ибо

довольно есть, что чрез его до-ношение и предосторожность

начальство случай получит. А на оного, на кого донесено, крепко

должно смотреть и примечать, что не можно ли что подобное правде

из того доводу присмотреть. И тако при таковых доводах зело

осторожно поступать, и не вскоре за арест взять, но тайно и

накрепко розыскать надлежит, что может ли правда быть в

донесенном на него. Ибо часто всякий честный человек от

злоумышленного и мстительнаго человека невинным образом оклеветан

бывает.

Артикул 130. Кто от неприятеля патенты или манифесты

добровольно примет, и во обретающейся земле разсеет, оный по

состоянию дела, на теле или животом наказан будет.

Артикул 131. Равное же наказание примет, кто фалшивые и

изменнические ведомости, чрез которыя робость салдатам причинена

быть может, хотя сам или чрез других розсеет Артикул 197. Ежели таковой клятвопреступник чрез свою лживую

присягу кому чинит вред на теле или в имении, то оного надлежит

по розыску дела и по судейскому приговору жестоко наказать, а

иногда и весьма живота лишить.

 

 

Воинские преступления:

нарушения правил караульной службы (арт. 38-41, 44-47, 49), Артикул 38. Когда знак на караул дастся, никто да не дерзнет

умедлить, кто к оному учрежден. Есть ли офицер учинит, имеет один

месяц за рядового служить, а рядовой посажением в железа наказан

быть.

Артикул 39. Офицер, который на валу, или ином каком месте

караул имеет, да не дерзает без позволения (хотя в лагере или

гарнизоне) коменданта, или вышняго офицера с караулу сходить, под

опасением лишения живота. Оных же всех надлежит, которые на вал

взойдут, роспросить. А ежели караульной что подозрительного

найдет, тогда имеет о том коменданту донесть. А иностранные и

незнакомые, без позволения и указу коммендантскаго ежели взойдут

на вал, наказаны будут.

Толкование. Такожде не вельми охотно позволяется, чтоб

офицер другаго, который караулу на том месте не имеет, на караул

с собой брал, дабы караульной чрез компанию к пиянству, игре и

сему подобному побужден не был, и чрез оное что на карауле своем

просмотрел.

Артикул 40. Каждый офицер, который в крепости, лагере, на

валу у ворот или в поле караул имеет, должен в том ответ дать.

Ежели он то презрит, что исправить должен, или на карауле своем

неосмотрителен и не осторожен и ленив будет, оный имеет живота

лишен быть, аркебузирован (розстрелян).

Толкование. Ибо караул есть живот крепости и лагеря, и не

токмо един генерал, но и все войско во время сна своего надежду 336

имеет на караульных. Караул есть наизнатнейшая служба, которую

салдат в войне отправляет.

Артикул 41. А который в лагере, поле или в крепости на

карауле своем уснет, или напьется пьян так, что своего караулу

отправить не может, или прежде смены с караула пойдет и оставит

свое место: хотя б офицер или рядовой был, розстрелен быть имеет.

Толкование. Буде же караул иногда не с лености или от

неосторожности, но за приключившеюся болезнию ему, или телесною

слабостию уснет, а не в опасном месте оный поставлен. Или

случится в такое время, что ни страху ниже неприятеля притом не

будет; такожде естьли караульной при приключенной той слабости,

от другаго караульнаго во отдалении стоит, и не может о своей

слабости оному сказать, дабы о том офицеру, стоящему на карауле

известить, чтоб оный другаго вместо болнова командировал. Такожде

когда салдат вновь в службу принят, и воинскаго артикулу не

слыхал, и не знает еще, какая сила есть в том, что не спать на

карауле, то все сии притчины имеют от судьи в приговоре уважены

быть, и может наказание вместо смерти в гоняние шпицрутенами

превратить.

А оный, который с караулу сойдет прежде смены, не оправдится

тем, хотя скажет, что сверх надлежащаго времени стоял. Ибо он

должен до того времени стоять, пока он сменится. А ежели и он

свыше того времени принужден был стоять, однако должно ему тогда

жалобу приносить, когда сменится. Артикул 44. Всяк долженствует часового и протчие караулы,

патрулиры и рунды в обозах, городах и крепостях пристойным

образом почитать, и оным, когда окликают, учтиво отвечать. Есть

ли кто дважды окликан будет со угрожением, а ответу часовому не

учинит, а часовой по нем выстрелит, тогда той имеет самому себе

оный вред или несчастие причесть, ежели какой ему таким образом

приключится, а часовой от всякаго наказания свободен. Однако же

часовой во осмотрении имети должен сие чинить в опасных местах.

Артикул 45. Есть ли кто дерзнет часового, патрулир или рунд 337

бранить, или оному противитися будет, когда оным повелено будет

кого за арест взять. Есть ли сие офицер учинит, лишится чина

своего, и имеет за рядового служить, пока паки выслужится, а

рядовой гонянием шпицрутен наказан будет.

Артикул 46. Буде же кто против караулу или часового, такожде

против патрулира и рунду, шпагу обнажит, или на оных нападет, или

учинит оным какой вред и препятствие, оного надлежит без всякой

милости аркебузировать (розстрелятъ).

Артикул 47. Насупротив того, долженствуют караулы, рунды, и

патрулиры в своих мерах себя содержать. И отнюдь бы сами не

дерзали начало и притчины ссорам и к возмущению подавать,

мимоходящих никакими непристойными поступками и невежеством к

тому злу побуждать. А естьли кто против того поступит, оного

надлежит, по состоянию дела и чину тех особ, отставлением от

чину, гонянием шпицрутен, и жесточае наказать.

 

Артикул 49. Всяк должен примечать прилежно пароли и лозунги,

которые отдаются. А кто найдется, что он оные запомнил, и вместо

того какой иной имеет, тогда по обстоятельству и состоянию дела

на теле наказан, или чести и живота лишен будет.

 

 

самовольное обнажение шпаги (арт. 36, 37, 48), Артикул 36. Кто из офицеров, или рядовых, в присутствии

фелтмаршала, или командующаго генерала, или при бою, походе, или

во время и оном месте, где воинский суд, или на оном месте, и во 335

время, когда служба божия отправляется, или во время

розставленного караула, хотя в городех, лагерах или крепостях в

сердцах свою шпагу обнажит в том намерении, чтоб уязвить; оный

имеет, хотя он никакова вреда не учинит, живота лишен

аркебузированием будет.

Артикул 37. По разставлении караулу и после бою тапты, или в

ночи, никто да не дерзает непотребную тревогу, или какой крик

учинить, разве когда приказ, или нужда требовать будет. Кто

против того погрешит, имеет живота лишен быть.

Толкование. При сем надлежит судье внимать и осмотреть, что оная тревога из злости ли нарочно, или незапно, или иных ради

притчин учинена, и в таком случае надобно упомянутое в

вышереченном артикуле наказание убавить, и по разсуждению

наказать.

Сей артикул имеет свою полную силу, ежели неприятельский

умысел в том есть. Буде же учинится не из неприятельскаго какова

намерения, и опасности и страху в том никакова не будет, тогда

может офицер потерянием ружья своего, из которого он стрелял, и

вычетом жалования его на несколько месяцов, а рядовой

шпицрутенами наказан быть. Ибо сей заказ для того более чинится,

понеже во время неприятеля, под тем выстрелом или криком, некая

измена умышлена бывает, от чего иногда город, или все войско вред

получить может.

Артикул 48. Кто ночью в крепостях, или в городех, на улице,

какой крик или какие излишествы учинит: есть ли кто из офицеров

учинил оная, то имеет он, и которыя с ним были, каждый, вместо

наказания, жалование свое двумесячное в шпиталь дать, а рядовой

заключением в железа наказан будет.

 

дезертирство, его виды (арт. 94-100), Артикул 94. Которыя, стоя пред непрятелем или в акции уйдут,

и знамя свое, или штандарт, до последней капли крове оборонять не

будут, оные имеют шельмованы быть, а когда поимаются убиты будут.

Или ежели возможно в роту или полк отданы, и тамо без процессу на

первом древе, которое прилучится, повешены быть.

Толкование. Понеже кто знамя свое или штандарт до последнего

часа своей жизни не оборонит, оный недостоин есть, чтоб он имя

салдата имел, но ежели кто будет ранен или болен, тогда может он

о том своему офицеру возвестить и обождать, пока ему надлежащее

позволение отлучитися дано будет. А буде же найдется, что оный с

страху болным притворился, и офицера тем обманул, что его

отпустил, то в таком случае может вышепомянутой казни достоин

быть, а несмелыя и боязливыя, по изобретению дела и состоянию

особ, по благоизобретению суда пощажены бывают.

Артикул 95. Таковыя же казни, а именно повешены быть

достойны суть все, которые из гарнизона, обоза, похода (или в

протчем сему подобных случаях) уйдут, и при своих знаменах и

штандартах верно не останутся, и хотя вскоре, или долгое время

спустя поиманы будут. Такожде все оные равной же казни подлежат,

которые без пасу от одного полка в другой перейдут, и службу

примут.

Толкование. Якоже достойно есть, чтоб оныя жестоко наказаны

были, которыя таковых беглых салдат скроют и оным пропитание

дадут, такожде зело потребно есть, чтоб военный суд, когда о

дезертирстве приговор учинить имеет, подлинно розыскал, где и у

кого он во время своей отбытности жил, дабы о том в надлежащем

месте извещено и определено было, дабы оный, который его скрыл,

надлежащим образом наказан был.

Артикул 96. Ежели кто после своего побегу, раскаясъ на

дороге, сам возвратится, и добровольно у своего офицера явится,

оный по правде живота лишен не имеет быть, однакож ради его

имевшего злаго замыслу по состоянию времени и по разсмотрению,

шпицрутенами или иным каким наказанием наказать подобает.

Артикул 97. Полки, или роты, которые с неприятелем в бой

вступя, побегут, имеют в генеральном военном суде суждены быть. И

есть ли найдется, что начальныя притчиною тому были, оным шпага

от палача переломлена и оныя шельмованы, а потом повешены будут.

А ежели начальныя и рядовыя в том преступили, то начальныя, как

выше сего упомянуто, накажутся, а из рядовых по жеребью десятой

(или как по изобретению дела положено будет) повешен, а протчие

шпицрутенами наказаны будут, и сверх того без знамен вне обоза

стоять имеют, пока они храбрыми своими делами паки заслужат. Буде

же кто невинность свою оказать может, оный пощаду свою получит.

Артикул 98. Ежели полки, войско или шквадроны дезертируют, и 345

весма отступны явятся, оные имеют во время девяти недель чрез

публичной барабанной бой и труды трижды в генеральной кригсрехт

позываны, и оным салвус кондуктус (безопасная грамота) позволена

будет. А буде найдется после, что они противно присяги и своей

должности учинили, тогда нарушитель веры, хотя он явится или нет,

шельмован и осужден и его пожитки на его величество взяты будут.

Такожде, ежели он после поиман, без всякой милости повешен имеет

быть. Протчим же, которые перед судом явились и оправдались, оным

данный салв кондукт ненарушимо содержан будет.

Толкование. Хотя правда оным, которые по получении салва

кондукта (безопасной грамоты) перед судом явятся, и данный салв

кондук ненарушимо содержан быть имеет, однакоже несмотря того,

приговор будет против оных учинен, и в оном наказание, которое

они заслужили означено. (О безопасной грамоте или салве кондукте

я уже в описании судебных тяжеб или процессов пространно

упоминал, того ради здесь паки повторять за непотребно

почитается).

Артикул 99. Который весьма к неприятелю перебежит, того имя

к виселице прибито и оный, яко нарушитель присяги, шельмом и

изменником публично объявлен имеет быть, и пожитки его забраны. И

ежели он поиман будет, без всякой милости и процесса повесить его

надлежит.

Толкование. Ежли кто от неприятеля пленен будет, и не

пожелает паки к прежнему своему полку или роте возвратитися, а

возможет освободитися, оный почитается так как переметчик.

Такожде когда многие умыслят к неприятелю перебежать, а

действительно того не учинят, оные в некоторых местах живота

лишены бывают.

Еще такожде повешены бывают оныя, которые в дезертировании

поимаются.

Артикул 100. Ежели кому из гарнизону, крепости или из иных

каких мест куда ехать позволено будет, а оный сверх ему

назначеннаго сроку без знатных и важных причин замедлится, тогда

оному надлежит за каждые 7 дней, счисляя от срока отпуска его, по

месяцу жалованья вычесть.

Толкование. Знатныя притчины следующыя суть. 1) Когда он

занеможет, 2) заарестован, 3) когда ему неприятель помешал быть,

4) когда он ума лишится, 5) когда он страх от огня, или воды

претерпел, 6) ежели родители его, или кто дом его правит, умрет.

И протчия притчины, которыя судья за праведныя и необходимыя

признает.

посягательство на честь воинских людей, его виды (арт. 149-153). Артикул 149. Кто паскивли, или ругательныя письма тайно

сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным

образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени

некакой стыд причинен быть может, онаго надлежит наказать таким

наказанием, каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх

того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Толкование. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил

изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко

изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет.

Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или

напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно

прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не

изобразит.

Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный

обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя

обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож

пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланием на

катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он

истинным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить.

Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругательным

писмам вспоможет, оные тайно прибьет, кому в дом или на улице

подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого,

наказать, однакож по разсмотрению обстоятельств против оных

иногда наказание легче чинитца.

Артикул 150. Ежели невозможно уведать пасквиланта, однакож

надлежит пасквиль от палача сожжен быть под виселицею, а

сочинителя оного за безчестнаго объявить.

Артикул 151. Ежели офицер о другом, чести касающияся или

поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать

и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать

свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на

полгода в заключение.

Толкование. Ежели оный поупрямитца, который приговорен себя

обличить, то может он денежным наказанием и заключением к тому

принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить.

И ежели сему учинитца противен, то тюрмою крепчае, а дачею

денежною в двое прибавить, и иный срок назначен будет. И ежели

уже и в сем учинитца противен, то может профос в присутствии

упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над

винным исполнить.

Артикул 152. Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или

не опамятовась, бранными словами выбранит, оный пред судом у

обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о 355

прощении. И ежели гораздо жестоко бранил, то сверх того

наказанием денежным и сносным заключением наказан будет.

Толкование. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в

том поупрямитца, то можно оного чрез потребные способы к тому

принудить.

Артикул 153. А ежели кто против бранных слов, боем или иным

своеволством отмщать будет, оный право свое тем потерял, и сверх

того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный

право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго

бранен будет.

 

Общеуголовные преступления:

убийство, его виды (арт. 154, 155, 156-159, 160-163), Артикул 154. Кто кого волею и нарочно без нужды и без

смертного страху умертвит, или убьет его тако, что от того умрет,

онаго кровь паки отмстить, и без всякой милости оному голову

отсечь.

Толкование. Но надлежит подлинно ведать, что смерть

всеконечно ли от битья приключилась. А ежели сыщется, что

убиенной был бит, а не от тех побоев, но от других случаев,

которые к тому присовокупились, умре, то надлежит убийцу не

животом, но по разсмотрению и по разсуждению судейскому наказать,

или тюрмою, или денежным штрафом, шпицрутеном и протчая. Того

ради зело потребно есть, чтоб сколь скоро кто умрет, который в

драке был и бит, поколот, или порублен будет, лекарей определить,

которые бы тело мертвое взрезали, и подлинно розыскали, что какая

притчина к смерти ево была, и о том имеют свидетелство в суде на

писме подать, и оное присягою своею подтвердить.

Между другим последующия раны за смертельныя почитаютца:

(1) Раны мозговые, когда главная жила повреждена будет, или когда

кровь или иная какая мокрота вход в главную жилу запрет, или по

исхождении некоторых скорых дней и по запечении крови лихорадка,

безумие и от того смерть приключитца. Крови запеченной надлежит

между тонкою и толстою мозговою кожицею лежать, или между тонкою

и мозгом; понеже оное, что между толстою и черепом лежит, можно

снять препаном и болной излечен быть. (2) Раны затылочного мозгу,

которые у шеи или близко головы, а которые пониже, не имеют

великого страху. (3) Раны у легкого, когда медиан или сучек горла

тронут будет. (4) А особливо раны сердечные, хотя и 15 дней при

том жил. (5) Раны гортанные, а имянно: если глотка повреждена;

буде же кожица около глотки уязвлена, то можно исцелить. (6) Раны

перепонки, а имянно: есть ли часть главных жил повреждена будет.

(7) Раны желудка, когда верховное желудковое устье и от онаго

разделенные главныя жилы повреждены будут. (8) Раны тонких кишек

гораздо редко исцелимы бывают. (9) Раны печени и селезенки, когда

их жилки повреждены. (10) Раны медиана наичастее смертоносны 356

бывают. Но понеже лекарь рану лутче, нежели другой кто затворить

умеет, того ради притчину смерти не всегда убийце причитать

надобно. (11) Раны, которыя чрез отравныя вещи или звери

учинятца, всегда едва не суть смертоносны.

Також судье надлежит гораздо смотреть, каким оружием убитый

убит или поврежден был. Тем ли бит, от чего мог легко умереть,

яко топором, кольями, дубиною и протчим, или иным чем, яко малыми

палочками и протчим, чем нелегко смертно убить возможно, в

котором последнем случае обыкновенное наказание произвести

невозможно, но на разсмотрение судейское предается.

Ежели случитца, что некоторый главный подчиненных своих за

некоторые притчины захочет наказать, а такое в достойной и в

должной ево чиновной ревности зло учинитца, что наказанной от

того наказания умрет, то ведати надлежит, что оный главный по

мнению правоучителей не животом, но жестоко имеет быть наказан,

либо отставлением чина на время и службою рядовым, денежным

штрафом, или заключением или вербованьем (набором) иных салдат.

Артикул 155. Властно яко убийца сам, тако и протчие имеют

быть наказанаы, которые подлинно к смертному убийству вспомогали

или советом или делом вступались.

Артикул 156. Кто прямое оборонительное супротивление для

обороны живота своего учинит, и онаго, кто его к сему принудил,

убьет, оный от всякаго наказания свободен.

Артикул 157. Оный, который предлагает, что он обороняя себя,

оного убил, имеет доказать, что он не зачинщик драки был, но от

убитого нападен и зацеплен, и что он без опасения смертного

уступить или уйти не мог.

Толкование. Не надлежит в нужном оборонении правила оных

преступить. (1) В умерении, что оборонение со обижением равно

есть, а именно, чтоб таким же образом оборонятися, каким образом

от кого кто нападен будет. Ежели нападение учинитца оружием, то

мочно оружием оборонятися; ежели же без оружия, то и противитися

без оружия надлежит. Притом же надобно смотреть, когда кто кого

ударит рукою, и того сильнее кто бьет, тогда обиженный может

оружием оборонятися. Ибо есть все равно, как и чем смертный страх

угрожен будет. Ежели смертной страх есть, то надлежит оборонятися

как возможно. (2) Состоит нужное оборонение временем, а имянно:

ежели нужное оборонение в самом деле вскоре учинится, когда

подлинно в страхе есть и зацеплен будет. Того ради есть ли оный,

кто задерет, уступит и от обиженнаго побежит, а обиженный ево

настигать побежит, и тогда убьет, то оный уже регулы нужнаго

оборонения преступил. И тако смертное убивство из отмщения,

нежели от оборонения учинил. (3) Состоит нужное оборонение в сей

притчине, а именно, когда чрез неправое нападение и насилным

образом кто обижен будет, хотя кто и должен (ежели задран будет) 357

столко долго уступать, елико возможно, и так без смертнаго

убивства из страху спастись; однакож насупротив того, когда уже в

страхе есть, и невозможно более уступать, тогда не должен есть от

соперника себе перваго удара ожидать, ибо чрез такой первый удар

может тако учинится, что и противится весьма забудет.

Ежели сыщется, что преступитель правил нужного оборонения

преступил, и не так прилежно смотрел, то он, понеже в начале

достойные притчины имел к нужному оборонению, не животом, но по

разсуждению судейскому жестоко, тюрмою, штрафом денежным или

шпицрутемном имеет быть наказан, купно же надлежит на него и

церковное покаяние положить.

Артикул 158. Ежели учинится смертный убой, хотя ненарочно и

неволею, чтоб кого убить или поранить, однакож сочинитель того

виновен есть, понеже убивство от того произошло: и тако наказание

исполнитца над виновным по делу и состоянию оного, и какую вину в

том имеет, или тюрмою, денежным наказанием, шпицрутеном или сему

подобным.

Толкование. Например: ежели салдат мушкет свой крепко

зарядил, а не в пристойном или в таком месте, где люди ходят,

будет в цель стрелять, и ранит человека, или при заряде ружья

своего будет неосторожно поступать и кого нибудь застрелит; хотя

сие за наглое убийство причесть невозможно, однакож салдат в том

виновен, что в таком месте стрелял, и с оружием своим осторожнее

не поступал. И в сем случае можно виновному церковное покаяние

взложить, купно с другими наказаниями.

Ежели кто кого с ненависти толкнет, или что с злости на него

бросит, или учинит ему что из недружбы, от чего умрет, то оный

обыкновенной смертной казни подвержен.

Ежели кто в драке убит будет, и в оной других много было, и

его били, а подлинно дознатца будет невозможно, ниже уведать, кто

его именно поранил и умертвил, а из них кто нибудь один будет по

дознанию и угадом приличен; тогда того жестоко допросить, и мочно

его пытать. А буде весьма невозможно уведать, кто из них убийца

есть и никто из них гораздо неприличен, то по правам в таком

сумнении состоит никого не пытать, ниже смертью казнить надлежит,

но их всех тюрмою, штрафом денежным, шпицрутеном или протчим

наказать, притом же и к церковному покаянию всех принудить.

Артикул 159. Но весьма неумышленное и ненарочное убивство, у

котораго никакой вины не находитца, оное без наказания

отпустится.

Толкование. На пример: егда в поле ученье стрелянию в цель

отправится, и случитца, что кто нибудь за цель пойдет, а его не

усмотрят, или побежит чрез место между стреляющим и целью, и тем

выстрелом умерщвлен будет, в таком случае учинитель того конечно

свободен есть.

Артикул 160. Ежели кто кому прикажет кого смертно убить, 358

оный також яко убийца сам имеет казнен быть смертью, а именно

голову ему отсечь.

Артикул 161. А ежели ж кто для прибыли или в надежде к какой

прибыли договоритца, найметца или даст себя подкупить, или готова

себя учинит кого убить смертно, тогда оный купно с тем, кто его

нанял, подкупил или упросил, колесом разломан, и тела их на

колеса положены быть имеют.

Толкование. Сие наказание имеет свое исполнение, хотя

обещанная кому прибыль вскоре отдана, или впредь еще имеет быть

заплачена, или хотя точию едина надежда к прибыли учинена, и

обещание в том дано было.

Ежели тот, котораго умертвить хотели, подлинно не убит,

однакож на него нападение было, и оный побит или ранен, то как

подкупщик, так и наемщик мечем казнены, и обоих тела на колеса

положены будут.

Артикул 162. Ежели кто другаго отравою погубит, онаго

надлежит колесовать.

Артикул 163. Ежели кто отца своего, мать, дитя во

младенчестве, офицера наглым образом умертвит, оного колесовать,

а тело его на колесо положить, а за протчих мечем наказать.

Толкование. Ежели сие убийство учинитца не нарочно, или не в

намерении кого умертвить, якобы кто похотел жену свою или дитя

наказать, и оную так жестоко побьет, что подлинно от того умрет,

то правда, что наказание легчее бывает. А ежели умышленное

убивство будет, тогда убийца имеет мечем наказан быть.

 

самоубийство (арт. 164), Артикул 164. Ежели кто сам себя убьет, то надлежит палачу

тело его в безчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по

улицам или обозу.

Толкование. А ежели кто учинил в безпамятстве, болезни, в

меленхолии, то оное тело в особливом, но не в безчестном месте

похоронить. И того ради должно, что пока такой самоубийца

погребен будет, чтоб судьи наперед о обстоятельстве и притчинах

подлинно уведомились, и чрез приговор определили б, каким образом

его погребсти.

Ежели салдат поиман будет в самом деле, что хотел себя сам

убить, и в том ему помешали, и того исполнить не мог, а учинит то

от мучения и досады, чтоб более не жить, или в безпамятстве и за

стыдом, оный по мнению учителей прав с безчестием от полку

отогнан быть имеет. А ежели ж кроме вышепомянутых притчин сие

учинил, онаго казнить смертию.

 

должностные преступления (арт. 194), Артикул 194. Кто его величества или государственныя деньги в 363

руках имея, из оных несколько утаит, украдет, и к своей пользе

употребит, и в расходе меньше записано и сочтено будет, нежели

что он получил, оный живота лишится и имеет быть повешен. Тую же

казнь чинить и тем, кои ведая про то, а не известят.

 

против порядка управления и суда (гл. 22-24), Артикул 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным

свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми

он присягал, отсечь, а его послать на катаргу.

Толкование. Сие надлежит точию разумети о том, который

лживую присягу подлинно учинил, но ненадобно так оное

распространять, чтоб и того сим же наказанием отягчать, который

не омыслясь к присяге представит себя. Ибо сие безпамятству

причитается. А ежели потом освидетелствуется, без наказания

отпущен быть не имеет.

Артикул 197. Ежели таковой клятвопреступник чрез свою лживую

присягу кому чинит вред на теле или в имении, то оного надлежит

по розыску дела и по судейскому приговору жестоко наказать, а

иногда и весьма живота лишить.

Артикул 198. Також и с таковыми клятвопреступники и

свидетелми поступать должно, которые по учиненной присяге, ложно

свидетельствовали, и невинному учинят вред.

Толкование. И все сии, которые найдены будут во лживой

присяге, могут сверх других наказаний явным церковным покаянием

наказаны быть.

Артикул 199. Кто лживую монету будет бить или делать, оный

имеет живота лишен, и по великости нарушения сожжен быть.

Толкование. Монета трояким образом фалшиво делается, 364

(1) когда кто воровски чужим чеканом напечатует, (2) когда не

прямую руду (металл) примешает, (3) когда кто у монеты надлежащей

вес отъимет, и сие последнее не животом наказано, но чести и

имения своего лишены бывают.

Артикул 200. Ежели кто мерою и весом лживо поступит, оный не

точию то добро (которым он обманул) имеет возвратить втрое, но и

сверх того денежный штраф дать, и на теле имеет быть наказан.

Артикул 201. Фальшивых печатей, писем и росхода сочинители,

имеют на теле наказаны, или чести и имения, пожитков и живота

лишены быть по состоянию, ежели обман велик или мал, или

вредителен есть.

Артикул 202. Ежели кто с умыслу, лживое имя или прозвище

себе примет, и некоторый учинит вред, оный за безчестнаго

объявлен и по обстоятельству преступления, наказан быть имеет.

Толкование. А ежели кто без обмана и без всякаго

вредительнаго намерения, но от страху себе наказания на теле или

живота лишения, имя свое переменит, оного никако не надлежит

наказывать. И такое ему пременение имяне в правах допущаетца, и

не запрещается.

Артикул 203. Ежели кто явно прибитые указы, повеления

нарочно и нагло раздерет, отбросит, или вычернит, оный посланием

на каторгу с жестоким наказанием или смертию, а ежели небрежением

каким, то денежным штрафом, тюрмою, шпицрутеном и прочим, по

великости преступления, наказан быть имеет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...