Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К - т соответствующего депозитного счета




Проценты относятся на расходы:

Д – т счета 970

К – т счета касса

Списание средств

Д – т депозитного счета физического лица

К – т счета касса.

 

Возврат депонированных средств производится кредитной организацией по письменному распоряжению вкладчика в течение одного и более рабочих дней от даты окончания срока действия согласия в зависимости от условий договора. Проценты начисляются на весь период депонирования средств с момента поступления денег на счет в кредитной организации и выплачивается одновременно с возвратом депозита им ежеквартально по желанию вкладчика. Согласие вступает в действие с момента поступления денег на корреспондентский счет кредитной организации.

При досрочном снятии денег вкладчик обязан предупредить об этом кредитную организацию за 10 или менее дней согласно договору. При этом проценты по вкладу не выплачиваются или выплачиваются по гарантированной таблице.

Все изменения и дополнения соглашения производится по согласию сторон в письменной форме.

 

Операция по предоставлению индивидуальных депозитных счетов подразумевает следующее:

1. Банк сдает по договору в аренду индивидуальные депозитные сейфы как физическим, так и юридическим лицам. Индивидуальный сейф предоставляется во временное пользование на срок до одного года. По желанию клиента срок пользования сейфом может быть изменен или изменены условия с согласия обеих сторон.

2. Плата за использование сейфа указана в приложении. Арендная плата не является фиксированной и может быть изменена банком в одностороннем порядке с уведомлением клиента за 10 дней. В случае досрочного освобождения перечисленная авансом плата за пользование сейфом не возвращается.

3. После заключения договора на аренду индивидуального сейфа клиенту выдаются ан руки карточка, которая служит для него пропуском в банк и ключом от первого замка сейфа. Ключ от второго замка находится у ответственного работника банка. Запасной комплект ключей опечатан и находится в банке; воспользоваться им можно лишь в случаях, указанных в пункте 8 этого перечня условий.

4. В случае утери ключа или поломки замка по вине клиента, он должен письменно заявить об этом банку. Оплата работ по изготовлению дубликата ключа или замене замка производится за счет клиента.

5. Клиент может предоставить право пользования сейфом другому лицу или нескольким лицам в соответствии с условиями договора или на основании доверенности, удостоверенной нотериальной конторой.

6. Открытие и закрытие ячейки производится вместе с ответственным работником банка.

7. Клиент не имеет права использовать ячейку для хранения токсичных, наркотических, взрывчатых, радиоактивных веществ и не лицензированного оружия.

8. В случае крайней необходимости (пожар, наводнение, производственная авария, возгорание содержимого сейфа, появление гнилистого запаха и п.т., а также при наличии санкции прокурора), а также по истечении трех месяцев после окончания договора, банк вправе вскрыть сейф в отсутствии клиента. Вскрытие сейфа производится комиссией, состоящей из представителя банка и понятых лиц. Вскрытие ячейки оформляется актом.

9. Клиент в случае изменения места жительства или по истечении срока действия договора извещает банк о дальнейших намерениях в использовании сейфа.

10. В случае задолженности по арендной плате клиент может получить доступ к сейфу лишь после уплаты суммы задолженности с коэффициентом 1,2 за каждый месяц пользования.    

В Федеральном Собрании РФ находится на рассмотрении ряд законопроектов, принятия которых позволило бы снять социальную напряжённость в обществе и обеспечить законодательную основу для проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банковской системы. Один из важнейших среди них – это законопроект «О государственном гарантировании вкладов граждан в банках». Социальная значимость принятия данного закона очевидна. Проблема страхования банковских вкладов решается в России уже более шести лет. Однако пока не только не принят Закон «О гарантировании вкладов граждан в банках», но и не получил одобрение Закон «О государственных чрезвычайных мерах по защите вкладов населения в банках РФ» (утверждён Государственной Думой РФ в трех чтениях, но отклонён дважды Советом Федерации 2 декабря 1998г.). Такое положение дел связано прежде всего с проблемой нахождения источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью банков в отчислении страховых выплат, наделением фонда функцией контроля за деятельностью банков.

После кризиса 17 августа 1998г. вопрос страхования депозитов встал ещё более остро. Однако его решение было принято лишь в рамках антикризисных мер государства. Так, Центральный Банк РФ разработал порядок принятия Сберегательным банком обязательств коммерческих банков по вкладам населения, предусматривающий перевод вкладов в рублях и вкладов в иностранной валюте, пересчитанных в рубли по курсу Банка России, действовавшему на 1 сентября 1998г. Иные обязательства коммерческих банков, в том числе по ценным бумагам, и обязательства перед юридическими лицами не применялись. Данный порядок распространялся на вклады тех вкладчиков, которые выразили на заключение договора со Собственниками.

Проблемы построения механизма страхования как средства минимизации потерь общества из-за банкротства остается первоочередной и требует безотлагательного решения в силу продолжающихся банкротства.

В настоящее время законодательство России предусматривает четыре различных способа различных защиты интересов индивидуальных вкладчиков. Первые три способа предусмотрены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», четвертый – Федеральным законом «О Центральном Банке РФ (Банке России)».

Первый способ. Банки обязаны выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных и денежных средств (статья 25). Средства фондов обязательного резервирования использовались Центральным Банком в случае банкротства банков для компенсации вкладов гражданам.

Второй способ. Государством гарантируется сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством и банках, в установленном капитале, которых государству принадлежит более 50% голосующих акций (статья 36). Предоставление государственных гарантий, таким образом, распространяется и на вклады физических лиц, хранящихся в Сберегательном банке.

Третий способ. Банк России требует от банков получения лицензий на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц. Более того, это право предоставляется вновь создаваемым банкам, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет (статья 36).

Четвертый способ. Банк России ограничивает коммерческие банки от принятия повышенного риска по вкладам физических лиц. В соответствии с инструкцией №1 ЦБ «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» максимальный размер привлеченных денежных вкладов населения установлен в размере 100% от величины капитала. 

Одной из первоочередных задач государства является создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов (статья 38). Участниками этого Фонда являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Кроме того, предусматривается возможность создания фондов добровольного страхования вкладов (статья 39).

Действующий в настоящее время порядок защиты индивидуальных вкладчиков имеет ряд серьёзных проблем. Одна из наиболее важных заключается в том, что вкладчики Сбербанка получают государственные гарантии, в то время как вкладчики частных коммерческих банков могут иметь защиту лишь в рамках создания добровольного фонда. Эти фонды в российских условиях не получили широкого распространения. Другая проблема состоит в том, что государственные гарантии Сбербанку практически создают ему значительные преимущества при конкуренции с участниками рынка частных вкладов.

Такой подход законодателя в определенной мере предопределил отток вкладов из коммерческих банков в период банковского кризиса августа 1998г. У коммерческих банков остается не так много альтернативных возможностей в конкурентной борьбе за привлечение частных вкладчиков в условиях общего недоверия к банковской системе.

С нашей точки зрения, построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях:

1. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе.

2. Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе, поэтому вопрос о страховом фонде как независимой от государства организации, на наш взгляд, преждевременен.

3. Членство в Государственном фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии ЦБ на право привлечения средств физических лиц.

4. Объектами страхования в первоочередном порядке должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц.

5. В объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

6. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

7. Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением.

8. Государственный страховой фонд в тесном взаимодействии с ЦБ, с нашей точки зрения, должен иметь право на разработку конкретных мер по оздоровлению финансового состояния страны. Это связано с тем, что в рамках страхового фонда обязательно должны проводиться процедура обследования финансового положения коммерческих банков, а также контроль за их деятельностью. Делать это необходимо в целях обеспечения сохранности средств вкладчиков, эффективного взимания страховых взносов и своевременного возврата средств в случае банкротства банка. Однако сейчас совершенно неопределенной остается возможность наделения Фонда функцией контроля за деятельностью банков.

9. Участие ЦБ в Фонде должно выражаться в том числе и в виде возможности открытия кредитной линии в случае недостаточности средств.

10. Форма собственности Фонда должна быть смешанной. Учредителями фонда должны стать в первую очередь ЦБ, Ассоциация российских банков, Антимонопольный комитет и другие организации. Участие банков может быть либо прямым, либо косвенным (через ассоциации).

Введение смешанной системы защиты депозитов в России обеспечило как бы прямую защиту вкладчиков (когда вкладчик в случае банкротства получает из фонда определенную сумму в пределах страхового покрытия), так и косвенную защиту (когда ЦБ совместно с фондом принимает меры по финансовому оздоровлению проблемного банка). Поэтому, для создания эффективной системы страхования банковских депозитов необходимо изменить подход к решению проблемы. Субъектом страхования и защиты должен стать не отдельный вкладчик, а банк со своими вкладчиками, то есть эффективная защита предполагает одинакого хорошее выполнение функций страхования, так и функции контроля и надзора за финансовым состоянием коммерческих банков.

Несмотря на значительные трудности в нахождении источников первоначального капитала Фонда и слабую мотивацию для вступления коммерческих банков в систему страхования, принятие основных принципов формирования системы защиты депозитов окажет благоприятное психологическое воздействие на владельцев денежных средств и финансовых институтов: возрастет степень доверия к банковской системе, повысится доля привлекаемых средств в коммерческих банках.

Для создания эффективной системы страхования банковских депозитов в России наиболее полезным с точки зрения экономического, социального и политического развития является опыт систем страхования стран Восточной Европы (Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии и др.). Проблемы защиты вкладчиков в этих странах имеют много общего с российскими. Переход к рыночной экономике предполагал проведение радикальных банковских реформ: создание двухуровневой банковской системы, становление банков как самостоятельных финансовых институтов, формирование нового типа независимого центрального (государственного) банка. Все это привело к необходимости формирования новой системы вкладов, ответственность за сохранность которых должны брать на себя и государство в лице центрального банка, и сами банки. Поэтому в условиях переходного периода во многих странах Восточной Европы формируется смешанная система защиты вкладов.

Так, в Венгрии принят закон о государственном фонде страхования вкладов, фонд фактически создан и функционирует с преимущественно государственным управлением и негосударственными источниками финансирования. Деятельность фонда освобождена от налогообложения. В его функции входят не только взимание страховых взносов и выплата страховых премий, но и право принимать меры, предупреждающие банкротство финансового института. Кроме того, политика фонда ориентирована на преимущественную защиту интересов мелких и средних банков и вкладчиков. Объектами страхования являются депозиты как физических, так и юридических лиц. На наш взгляд, эти положения целесообразно заложить в основу построения российской системы страхования депозитов.

При построении механизма взимания страховых платежей и разработке системы мониторинга финансового положения банков заслуживает внимания также опыт США.

Функции Федеральной корпорации страхования депозитов США очень широки. Она не только собирает взносы и осуществляет компенсационные выплаты, но и ведет мониторинг финансового положения кредитных институтов, организуя корректирующие меры. Это делает систему страхования депозитов достаточно эффективной.

В США в 80-х гг. была разработана модель GMS Growth-Monitoring System, применяемая FDIC в целях распознавания начальной стадии процессов, перерастающих в неплатежеспособность банков. Данная модель основана на том, что быстрый рост банковских активов может вести к росту концентрации вложений с повышенной степенью риска и снижению качества управления банком. Банки, выделяемые GMS как «быстро растущие», являются объектом дополнительного внимания со стороны FDIC. Модель использует пять показателей:

· прирост активов;

· прирост кредитного портфеля;

· доля кредитных вложений и вложений в ценные бумаги со сроком свыше 5 лет в составе активов;

· доля неустойчивых обязательств в пассиве;

· капитализация баланса.

При этом рассчитываются темпы прироста последних трех показателей, затем процентные соотношения сравниваются с соответствующими средними показателями сходной группы банков. Всего в зависимости от величины баланса, местоположения и количества отделений банка выделяется 25 таких групп. Данные соотношения оцениваются по соответствующим критериям и образуют общую оценку GMS. Прогнозные свойства модели позволяют выделить банки, характеризующиеся повышенным риском неплатежеспособности в будущем, причем прогноз распространяется на 4 года.

В США в 1993г. была разработана система показателей риска кредитного института для определения величины страховых взносов. Введению системы предшествовало исследование, проведенное FDIC. Исходные данные анализа включали 1193 случая ликвидации/реорганизации банков. Исследуемый период составил 13 лет – с 1980г. по 1993г. и был разделен на 5 частей. Все банки были разделены на две группы: подвергшиеся и не подвергшиеся ликвидации/реорганизации в течение последних 4-5 лет.

Результаты анализа выявили высокую значимость и устойчивость показателя доли кредитов в суммарных активах при прогнозировании банковских трудностей. Начиная с 1980г. более 50% всех случаев неплатежеспособности приходилось на банки, первоначально включенные в высшую группу риска по данному показателю. С использованием регрессионного анализа были ранжированы индикаторы по критерию статестической значимости и оценены регрессионные уравнения по группам риска с целью выбора прогнозных средств индикаторов. Роль остальных показателей менялась в зависимости от изучаемого периода, что указывало на нестабильность зависимостей. Включение банков в группу пониженного риска по критерию доли кредитов в суммарных активах не означало сохранение ими устойчивости. Остальные показатели риска в целом довольно точно указывали на вероятность кризисов.

Введенная система в значительной степени способствовала ограничению величины риска, принимаемого кредитными институтами, и повышению уровня надежности вкладов.

 

 

 

 

   

 

 

Таким образом, депозитные операции являются актуальные и доходные как для клиентов банка, так и для самого банка. Банковские специалисты советуют осторожным инвесторам держать средства на валютных вкладах со сроком 3 – 9 месяцев. В настоящее время их доходность достигает 11 – 12% годовых. По мнению начальника управления организации клиентского обслуживания Росбанка Алексея Осемнука, открывать вклады на срок более девяти месяцев рискованно, так как «гарантировать стабильную работу любой кредитной организации в течение столь длительного периода в современных российских условиях попросту невозможно».

Депозитная политика банка связана с инфляционными процессами, так как они снижают заинтересованность хозяйств и населения в накоплении средств, а с другой повышают нормы обязательных резервов для банка и приводит к резкому сокращению объема кредитных ресурсов банка. Данное обстоятельство заставляет изменять депозитную политику по средствам их диверсификации.

Депозит носит обязательный характер, так как сумма депозита должна быть внесена одновременно с открытием расчетного счета в течении согласованного с банком срока. Множество депозитов способно создать для банка ссудный капитал, который он затем разместит на выгодных условиях в любой сфере хозяйствований. Важным средством конкурентной борьбы за привлечение средств в депозиты является разнообразие процентной политики. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам банку необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в данный банк.

Наряду с ведением депозитных счетов банки используют и другие методы мобилизации – это привлечение вкладов от населения. Для этого банки осуществляют взаимное сотрудничество с кредитными западными финансовыми ресурсами (совместные банки с иностранным капиталом) и на этой основе формируют ресурсы для выплаты процентов населению по вкладным операциям.

В курсовой работе четко описаны операции по вкладам (депозитам) населения. Раскрыты вопросы о сущности депозитных операций, о сущности сертификатов, об их использовании, о предоставлении таких операций как предоставление индивидуальных депозитных сейфов и страховании депозитных вкладов.

 

Список использованной литературы:

Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» №17-ФЗ от 03.02.96г.

Положение Банка России от 30.12.99г. №103-П «о порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных» сертификатов с изменениями и дополнениями.

«Положение о вкладах» (действует с 1 апреля 1998г.)

Положение «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» №39-П от 26 июня 1993г.

Инструкция Банка России «О составлении финансовой отчетности» от 01.10.97г. №17. Приложения 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 21, 22, 23, 24.

Козлова Е.П. Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет в коммерческих банках» 2000г.

Лаврушин «Банковское дело» 1996г.

Ширинская З.Г. Нестерова Т.Н. «Бухгалтерский учет и операционная техника в банках 1998г.

Ширинская З.Г. Нестерова Т.Н. «Сборник задач по бухгалтерскому учету и операционной технике в банках» 1995г.

«Банковское дело» 12/2001 №2 «Недепозитные способы привлечения денежных ресурсов банками»

«Банковские технологии» №10 2000г. «Коммерческие банки и страховые компании: конкуренты или партнеры»

«Банковские услуги» №5-6 2000г.

«Деньги» №10 15 марта 2000г.

Гусева А.Е. 2000г. №1 и №5 «Зарубежный опыт страхования депозитов. Система защиты банковских депозитов»

Симановский А.Ю. Законопроекты о депозитном страховании. «Деньги и кредит» 1996г. №2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...