Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пожизненное наследуемое владение

Тема 5. Ограниченные вещные права на землю.

  1. Постоянное (бессрочное) пользование
  2. Пожизненное наследуемое владение
  3. Сервитут

.

1. Право постоянного (бессрочного) пользования.

В России право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принято считать традиционным правовым титулом. В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования - вещное право граждан и юридических лиц, которые согласно ст. 268 - 269 Гражданского кодекса, осуществляют владение и пользование земельным участком в пределах, установленных законодательством и актом о предоставлении участка в пользование.

___________________________________________________________________________

Гражданский кодекс РФ

Статья 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

3. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

 

Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

1. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

2. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

3. Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

 

Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

 

1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

___________

 

До 2001 года земельные участки предоставлялись в большинстве случаев именно на праве постоянного (бессрочного) пользования и гражданам и юридическим лицам. С момента введения в действие ЗК, согласно статье 20 (утрачивает силу с 1 марта 2015 года, с 1 марта –

Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

3. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также:

1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу;

2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка;

3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.

4. Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.

Т.е., земля на праве постоянного (бессрочного) пользования может предоставляться только субъектам гражданского права, тесно связанным с государством, являющимся по отношению к ним собственником (казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения), либо когда эти субъекты входят в саму государственную структуру (органы государственной власти). Гражданам и иным юр.лицам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Граждане и юридические лица, у которых право постоянного пользования возникло до введения в действие ЗК, сохраняют это право,при этом, если у граждан право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сохраняется без каких-либо временных ограничений, то у юридических лиц (за исключением указанных в ст.20 ЗК) это право было ограничено сроком. Они были обязаны до 2012 годапереоформить указанное право на право аренды или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации могли переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию.

 

 

С 1 января 2013 года Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность (штраф до 100 тыс.руб).

 

Пожизненное наследуемое владение

Пожизненное наследуемое владение является наследием прошлой системы хозяйствования, оно впервые было введено Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28.02.1990, и было вызвано скорее политическими, чем экономическими причинами. Общество еще не было готово к появлению частной собственности на землю, однако всем было очевидно, что у земли должен был быть хозяин. Поэтому введение права пожизненного наследуемого владения было своего рода компромиссом, поскольку, с одной стороны, закрепляло з/у за конкретным лицом, наделяя его широкими полномочиями в отношении такого участка, а с другой стороны не было формально правом частной собственности на землю.

З/у на праве пожизненного наследуемого владения предоставлялись только гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также гражданам, решившим создать крестьянское (фермерское) хозяйство

Последующее введение права частной собственности на землю сделало излишним существование права пожизненного наследуемого владения как особой разновидности вещных прав. Вместе с тем пожизненное наследуемое владение к моменту принятия нового ЗК РФ (2001) было уже предусмотрено рядом иных законов и нормативных правовых актов как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому полностью отказаться от данного «остаточного явления» не представлялось возможным. В то же время сделан новый существенный шаг, который позволит в будущем отказаться от этого института, - предоставление земельных участков на этом праве после введения в действие ЗК РФ запрещается.Однако на ранее выданные земельные участки это право сохраняется.

Гражданский кодекс РФ

Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком

 

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

 

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

 

1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

 

Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

 

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

___________________________________________________________________________

 

Таким образом, для данного права характерен особый субъектный состав - субъектами этого права могут быть только граждане, что вытекает из природы этого права: переход его может быть осуществлен только после смерти гражданина. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Действующее земельное законодательство определяет возможность (или невозможность) строительства на земельных участках исходя их целевого назначения. Так, согласно ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на огородном земельном участке запрещено возведение капитальных строений и сооружений.

В ст. 22 ЗК говорится о возможной аренде такого з/у в виде исключения, если з/у перешел по наследству к несовершеннолетнему лицу, его законный представитель имеет право передать участок в аренду на срок до достижения наследником совершеннолетия.

Для того чтобы получить право распоряжения участком в полном объеме, его можно переоформить в собственность. Правовой основой для этого является ст. 28 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которой граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. Необходимо подчеркнуть, что перерегистрация является правом, а не обязанностью лиц, владеющих участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Представляется, что с течением времени физические лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, переоформят его на предоставляющее наиболее широкие возможности по распоряжению земельными участками право частной собственности на землю

Сервитут

Под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужой вещью без изъятия самой вещи. Сервитут служит для обеспечения тех нужд заинтересованной стороны, которые не могут быть обеспечены без него. Соответственно пользование чужим участком осуществляется ограниченно: постольку, поскольку необходимо обеспечивать указанные нужды. Обременение з/у сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком, а иных обладателей прав на землю - прав владения и пользования з/у.

Гражданский кодекс РФ

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

 

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

(п. 6 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

 

Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

 

1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

 

Статья 276. Прекращение сервитута

 

1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

 

 

Сервитут может быть двух видов: частный и публичный.

  Частный Публичный
Субъект сервитутного права устанавливается персонифицировано для конкретных лиц устанавливается в интересах государства, муниципального образования, местного населения, неопределенного круга лиц
Цель установления для обеспечения прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.   прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям.
Способ установления Соглашением (договором) между лицом, требующим установления сервитута и собственником (иным обладателем права) соседнего з/у. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом. законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, с учетом результатов общественных слушаний
Нормативно-правовое регулирование Ст. 23, 41, 48 ЗК, ст. 274-276 ГК ЗК и ГК, нормативные правовые акты органов, принятые как на региональном, так и на муниципальном уровне. Например, на территории г.Иркутска действует Положение о публичных сервитутах г. Иркутска, утвержденное Решением Городской Думы г.Иркутска от 17.02.2003 № 321-26гД(3).

Земельный сервитут может быть установлен одновременно с принятием решения о предоставлении з/у либо после момента такого предоставления. Сервитут может быть срочным или постоянным.Срок установления публичного сервитута в отношении з/у, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Сервитутные отношения могут быть возмездными либо безвозмездными. Установление платы за пользование сервитутом является правом собственника (иного обладателя права) з/у.

Соглашение (договор) об установлении сервитута заключается в простой письменной форме и не подлежит государственной регистрации.

 

Публичный сервитут устанавливается в следующем порядке:

1 Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута.

2. Рассмотрение заявления органом госвласти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний.

3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам.

4. Решение органа госвласти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута.

5. Государственная регистрация публичного сервитута.

 

С инициативой об установлении публичного земельного сервитута могут выступать граждане, юридические лица, госорганы или органы местного самоуправления.

Решение об установлении публичного сервитута, как правило, в субъекте Федерации принимает исполнительный орган власти субъекта Федерации. Иногда при администрации субъекта Федерации образуются постоянно действующие консультативно-совещательные органы, решения которых имеют рекомендательный характер.

ЗК предусматривает принятие решения о введении публичного земельного сервитута с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23). Под общественными слушаниями понимают способ выявления мнения населения по вопросам, затрагивающим государственные, общественные интересы, интересы жителей соответствующего населенного пункта. В федеральных законах не раскрывается порядок организации общественных слушаний, однако отсутствие такого порядка не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения мнения общественности по данному вопросу. На практике проведение общественных слушаний осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого предполагается установить публичный сервитут. Оповещение о проведении общественных слушаний должно быть сделано в местных средствах массовой информации, так как круг заинтересованных лиц привязан к месту сервитута. Иные способы оповещения могут дополнительно в региональных или местных нормативных правовых актах.

Участниками общественных слушаний могут быть: жители, представители организаций, расположенных на соответствующей территории, собственник, иной обладатель права на з/у (в отношении которого устанавливается сервитут), представители органа госвласти или местного самоуправления. Результат общественных слушаний оформляется протоколом.

Согласно п. 2 ст. 48 ЗК публичный сервитут прекращается путем принятия нормативного акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Частный сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен либо истечения срока, на который был установлен сервитут, а также по решению суда (когда з/у, принадлежащий в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, и собственник (иной обладатель права) вправе требовать по суду прекращения сервитута (п. 2 ст. 276 ГК РФ)).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...