Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.

Тема № 6. Рынок и механизм его функционирования

 

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Основными субъектами рыночного хозяйства являются:

1) домашние хозяйства;

2) фирмы и предприниматели;

3) государство.

Субъекты рынка связаны между собой потоками спроса и предложения через рынки потребительских товаров и услуг, а также рынки ресурсов.

Для возникновения и существования рынка должны быть соблюдены следующие условия:

1) Наличие общественного разделения труда и специализации. Это означает, что в любом сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами и всеми экономическими благами.

Поэтому различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

2) Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. При этом самым правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности.

3) Приемлемая величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки – это издержки, связанные не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Это поиск информации о ценах, издержки при заключении хозяйственного договора, издержки по контролю за исполнением хозяйственных договоров). Чем ниже трансакционные издержки – тем ниже цена произведенной продукции. Если цена низкая, то и товар на рынке становится конкурентоспособным.

4) Свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут указывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления в их деятельности.

По территориальному охвату рынки подразделяются на 3 вида:

1) внутренний рынок – это когда происходит товарный обмен внутри пределов границ государства;

2) национальный рынок – это когда кроме внутренних операций, осуществляются и внешнеторговые операции;

3) мировой рынок – это совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутриторговые, так и внешнеторговые операции.

На большинстве мировых рынков выделяют два основных рыночных сектора:

1) Закрытый рынок – это товарный рынок, на котором:

а) продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями;

б) присутствует юридическая и административная зависимость;

в) финансовый контроль;

г) договорные отношения, не имеют коммерческий характер.

На таком рынке преобладают всевозможные формы регулирования, поэтому держатся устойчивые цены.

2) Открытый рынок – это сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями гарантирует независимость отношений между ними. Для такого рынка характерно заключение сделок в основном на бирже, поэтому неизбежно колебание цен.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

1) свобода предпринимательской деятельности;

2) конкуренция (совершенная и несовершенная);

3) наличие различных форм собственности;

4) свободное ценообразование;

5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;

6) развитие инфраструктуры рынка;

7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели свободного рынка. Мировой экономической наукой сформулированы 5 признаков, определяющих сущность феномена свободного рынка. А именно:

1) Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него.

2) Второй признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

3) Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п.

4) Четвертый признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара.

5) Пятый признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влияет на все стороны жизни общества.

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.

Выделим 5 основных функций:

1) Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства. Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство – рынок – потребитель».

2) Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить и немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, которое существенно влияет на цены. Если растет цена – это сигнал к расширению производства, если падает – сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, приближая ассортимент товаров к общественным потребностям.

3) Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. В экономике существуют затратный и рыночный механизмы ценообразования. Суть затратного механизма ценообразования состоит в том, что величина цены товара находится в зависимости от издержек производства и обращения. Рыночный механизм ценообразования признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции и только их согласен оплатить покупатель.

4) Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит, рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

5) Санирующая функция. Рыночный механизм – это всё же жесткая система, подчас даже жестокая, которой присущи как социальное расслоение общества, так и беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции, рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, дает возможность к продвижению более предприимчивым и эффективным предприятиям.

И, тем не менее, рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление:

1) для производства – рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на неё;

2) для обмена – рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг;

3) для распределения – рынок является тем механизмом, который определяет размер доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке;

4) для потребления – рынок это тот канал через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.

Несовершенства рыночной экономики:

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям, а в условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, которые ограничивают свободу конкуренции.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага, т.е. общественные товары. Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Например, дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционные заболевания.

Общественные блага – это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство бесплатных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних или побочных эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Например, целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии и нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе. Это неизбежно ведет к социальному расслоению и усиливает социальную напряженность.

5. Рыночный механизм порождает неполную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, поэтому экономические агенты –обладают ею в различной степени.

Поэтому, отсутствие совершенной информации создают преимущества для одних экономических субъектов и подрывают способность принятия оптимальных решений у других экономических субъектов.

Таким образом, несовершенства рыночной экономики могут быть смягчены при помощи создания соответствующих институциональных структур, а также участием государства в распределении ресурсов и решением проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...