Реорганизация, реструктуризация, оптимизация, реинжиниринг
организация управление реорганизация реинжиниринг Отцы-основатели процессного подхода к управлению Хаммер и Чампи зажгли на небосклоне менеджмента сверхновую звезду «работы с процессами», написав своего рода сагу о процессном управлении «Манифест реинжиниринга». Сейчас на Западе 80% компаний в той или иной степени используют процессный подход в своей деятельности. В США, например, давно уже является стандартом описание процессов (в каждой американской компании имеется набор документов, описывающих ее деятельность в виде процессов). Реинжиниринг - кардинальное перепроектирование бизнес-процессов или, другими словами, это построение бизнеса с нуля. Реинжиниринг предполагает, что за очень короткое время организация так изменит способ организации своей деятельности, что улучшит свои ключевые показатели (объем продаж, прибыль и др.) на сотни процентов. Оптимизация процессов - более приземленное в плане результатов понятие. Оптимизация предполагает не скачкообразное, а последовательное улучшение организации деятельности компании, достижения поставленных целей. Можно выделить следующие группы целей, которые ставятся с учетом специфики большинством известных нам организаций. Это: . Улучшение качества бизнес-процессов (качества производства товаров и услуг, качества обслуживания клиентов и др.); . Оптимизация взаимодействия подразделений; . Увеличение скорости протекания бизнес-процессов (скорость поставок, скорость сервисного обслуживания и др.); . Уменьшение количества ошибок при реализации бизнес-процессов (пресловутая минимизация человеческого фактора); . Снижение себестоимости реализации бизнес-процессов.
Отдельно можно выделить задачу по проектированию новых, еще не существующих бизнес-процессов в организации (например, маркетинговый процесс и др.). Оптимизация бизнес-процессов объединяет на сегодняшний день ряд приемов и технологий, под влиянием которых изменяются порядок и правила осуществления работы сотрудников. Когда руководитель меняет расстановку людей, пересаживает отделы из комнаты в комнату, переназывает должности сотрудников, делегирует ряд задач своим заместителям, - целью его действий часто является оптимизация бизнес-процесса. Многие пробуют оптимизировать процессы посредством изменения организационной структуры: рисуют квадратики, меняют должности, определяют ответственность и полномочия, однако нужного эффекта не получают. Организационная структура позволяет внести ясность в вопросы подчинения, должностной иерархии и функциональных границ. Управление организацией представляет собой сложную систему, состоящую не только из организационной структуры, но и процесса, целей, методов. Любая организация представляет собой систему, состоящую из множества элементов, находящихся в состоянии подвижного равновесия и постоянного взаимодействия между собой. Эти элементы различным образом комбинируются и образуют более укрупненные формирования - компоненты. В любой организации как единой управляемой системе выделяются два таких компонента - подсистема (система, субъект) управления и управляемая система (объект, система). В составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы: структура управления (функциональные структуры; схемы организационных отношений; организационные структуры; профессионализм персонала) техника управления (система документооборота; информационные каналы; компьютерная и оргтехника, офисная мебель) процесс управления (коммуникации; схема процесса; разработка и реализация решений; информационное обеспечение)
методология управления (цели, задачи; законы и принципы; методы и функции; технология и практика управления). При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность. Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала; компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи). Обобщая опыт предприятий, которые базируются на новых организационных принципах, можно выделить ключевые элементы стратегии реинжиниринга: создание инфокоммуникационной инфраструктуры, которая и станет базисом для проведения реинжиниринга бизнес-процессов, обеспечит повышение интеллектуального капитала предприятия, даст импульс к формированию принципиально новых баз данных, их трансформации в базы знаний на основе технологий анализа данных. На практике это избавит от бумажного документооборота, повысит скорость принятия решений, и будет развивать творческое мышление работников; смещение приоритета с производственных на маркетинговые цели. В основе лежит построение стратегии ориентированной на существующий на рынке спрос на продукцию, а не на полную загрузку действующих мощностей. Деятельность предприятия, таким образом, ориентирована на сокращение потерь, вследствие низких продаж продукции, а также уменьшения необходимого объема инвестиций; проведение комплексного анализа бизнес-процессов, отвечающих за повышение лояльности клиентов, в том числе оценка их эффективности на основе функционально-стоимостного анализа, а также других инструментов контроллинга; реформирование бизнес-процессов, протекающих в системе обеспечения производства, которые становятся базовыми элементами управления внутри фирмы. Данные бизнес-процессы должны быть закреплены за особыми бизнес-единицами, специализированными по продуктовому, а не технологическому принципу, в том числе они должны отвечать функциям оперативного менеджмента;
реструктуризация предприятия на основе выделения центров финансовой ответственности (ЦФО), которые отвечают за достижение определенного результата своей деятельность и полностью выполняют технологический цикл создания продукта. ЦФО самостоятельно распоряжаются полученным доходом, денежными средствами, а также принимают решения о расходовании ресурсов и о выполнении дополнительных заказов. Такая децентрализация повышает эффективность, как общекорпоративного уровня управления, так и производственно-хозяйственного уровня ЦФО; формирование транснациональных корпораций и интернационализация рынков, увеличение доли глобальных продуктов. Выдвигает на первый план предприятия в форме холдингов, концернов или трастовых структур и дает на практике возможности преодоления торговых барьеров и быстрого распространения технологии; повышение конкурентоспособности за счет знаний, навыков и поведения работников. Организация становится не только производственно-коммерческим, но и обучающим комплексом. Обучение кадров с отрывом и без отрыва от производства становится более эффективной формой инвестиций. В настоящее время становится приоритетной роль тех хозяйственных ассоциаций, которые объединяют капиталы нескольких предприятий и выполняют функции управления, наиболее эффективно поддающиеся централизации. Таким образом, реорганизация и реструктуризация моделей управления на предприятии, нацелена на быстрое изменение структурно-организационных форм и принципов построения структурных подразделений, на разработку и оперативное внедрение новых, более эффективных бизнес-процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|