Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деловая игра в практике внеклассного занятия




Деловые игры - активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных целей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры с детьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара. Основными признаками деловых игр В.Я. Платов считает [24: 38]:

Наличие модели объекта;

Наличие ролей;

Различие ролевых целей при выработке решений;

Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

Наличие общей цели у всего игрового коллектива;

Коллективная выработка решений участниками игры;

Реализация в процессе игры "цепочки решений";

Многовариантность решений;

Управление эмоциональным напряжением;

10. Разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

В деловых играх учащиеся планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается ведущими. Сюда же могут быть отнесены коллективные творческие дела, в которых школьники, играя, планируют и осуществляют реальную общественную деятельность.

Деловые игры достаточно сложны для школьников, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Для участников необходимо создавать мотивацию и поддерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам интересно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна быть организована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, они должны видеть реальные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, план мероприятия и т.д. [24: 41]:

Деловые игры во внеклассной работе - перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и взрослых - педагогов, родителей.

Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учитывающего психофизиологические особенности учащихся. Можно выделить четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе: крупномасштабные (несколько классов) и длительные (несколько месяцев) деловые игры; игры, основанные на анализе фактической информации; краткосрочные деловые игры, в которых занят весь класс; настольные деловые игры [24: 40]:

 

2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?".

 

1. Игра проходит между двумя группами учащихся из 6 - 8 человек в каждой, которые образуют "фирму" (это могут быть ученики одного или разных классов). В фирме выбираются сотрудники-специалисты: президент, финансист, два программиста и менеджеры. Ребята придумывают все атрибуты фирмы (название и др.) сами.

Кроме того, из числа лучших учащихся выбираются 3-4 независимых эксперта [25: 30].

2. Оборудование для проведения игры:

компьютер учителя с проектором (при наличии);

8 персональных компьютеров для участников игры (по 4 каждой фирме); сетевой принтер (при наличии).

3. Программное обеспечение:

на компьютере учителя: программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint;

на компьютерах для участников игры: текстовый редактор Microsoft Word и электронная таблица Microsoft Excel.

4. Другая информация на компьютерах:

на компьютере учителя - файл " Презентация. ppt";

на компьютерах для участников игры - папка "Игра" с файлами, необходимыми для проведения игры: "Журнал учета денежных средств. xls","KpoccBopд. doc", "Дополнительные Bonpocbi. doc", "Сканвордос" (каждый из этих файлов должен быть только на одном из компьютеров), и не имеющими отношения к игре "лишними" файлами.

5. Реквизит:

документы, необходимые для проведения игры: 6 карточек с вопросами для конкурса президентов (с указанием "стоимости" вопроса), 2 экземпляра комментариев для программистов по подготовке журнала учета денежных средств, 2 экземпляра ответов на вопросы кроссворда, на дополнительные задания к кроссворду и на вопросы к сканворду (для экспертов), 2 экземпляра журнала учета денежных средств по каждой фирме (для экспертов);

купюры условных денежных единиц (набор разного достоинства), аудиоаппаратура, часы, призы и награды; чистые листы для записей и ответов [25: 32].


2.3 Этапы и содержание игры

 

Ведущий игру учитель сообщает, что, для того чтобы начать игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на вопросы кроссворда. Для этого программистам необходимо найти файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры, в которой находится кроссворд, указывается, но трудность в том, что в ней находятся и другие файлы; кроме того, кроссворд имеется только на одном компьютере). Сотрудники фирмы должны решить кроссворд и готовый "продукт" в распечатанном виде предъявить экспертам1. В кроссворде 16 слов, цена каждого слова - 100 условных денежных единиц (у. е), то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е. На решение кроссворда фирмам выделяется 10-15 минут.

Кроссворд по теме "Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows"

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

Так называют совокупность аппаратных и программных средств компьютера, обеспечивающих работу с графикой, звуком, видеоинформацией.

Простейший текстовый редактор в составе ОС Windows.

8. Устройство ввода информации в компьютер.

Разговорное название жесткого магнитного диска.

Вид программы, к которому относится программа WordPad.

Кнопка на рабочем столе Windows, при щелчке на которой на экране появляется главное меню.

Универсальное устройство для обработки информации.

16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека [25: 30].

По вертикали:

Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.

Одна из мультимедиапрограмм.

Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.

Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающиеся процессором в данный момент времени.

Одна из служебных программ для работы с диском, выполняющая "сбор" отдельных частей файла, размещенных в разных местах диска, в одну непрерывную часть.

9. Вид программы, к которому относится программа "Очистка диска".

Устройство для передачи информации по телефонным каналам связи [25: 31].

Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.

За время решения кроссворда программисты должны найти на одном из трех других компьютеров фирмы в папке игры журнал учета денежных средств. Журнал является файлом в формате Microsoft Excel (имя файла должно быть соответствующим - "Журнал учета денежных средстн. х1. ч"). Этот журнал представлен в правой колонке.

Программисты должны оформить его таким образом, чтобы все расчеты проходили автоматически по мере внесения результатов отдельных этапов игры в рабочий лист. При этом количество формул, вводимых вручную, должно быть минимально возможным. Для проведения этой работы программистам каждой фирмы должны быть даны (в бумажном виде) комментарии, в которых рассказывается о том, что, кроме решения кроссворда, по итогам которого каждая фирма создает начальный капитал, она должна:

пройти второй этап, включающий 15 вопросов (за каждый правильный ответ фирма получит какое-то количество условных единиц, за неправильный

будет оштрафована на такую же сумму); содержание этого этапа будет раскрыто во время игры;

ответить на 8 дополнительных вопросов к кроссворду (здесь также за каждый правильный ответ фирма получит какое-то количество условных единиц, за неправильный - будет оштрафована на такую же сумму);

решить сканворд;

участвовать в конкурсе президентов фирм [25: 31].

По истечении выделенного для решения кроссворда времени подводятся итоги. Эксперты, которым каждая фирма передает (или предъявляет на экране) решение кроссворда, определяют количество правильных ответов у каждой фирмы и объявляют результат.

Финансисты обеих фирм получают у учителя (или у экспертов) заработанные условные денежные единицы, а программисты учитывают полученные средства в журнале учета.

В ходе всей игры эксперты ведут свой учет средств по каждой фирме.

После этого начинается второй этап игры, в котором каждая фирма "проверяет" своих сотрудников на то, как они понимают своего президента. Последнему нужно жестами и мимикой как можно точнее объяснить некоторые слова, связанные с информатикой, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово.

Первыми проходят "проверку" сотрудники фирмы, у которой будет наибольший объем начального капитала. Им предлагается выбрать любые три раздела "проверки". Перечень разделов и соответствующие термины приведены в табл.1 (естественно, сначала термины участникам игры не видны). При наличии проектора перечень разделов демонстрируется на нем (из презентации, которая будет описана ниже), в противном случае он оформляется на большом листе бумаги [25: 32].

Для проведения этого этапа на компьютере учителя необходимо подготовить презентацию PowerPoint. Президент фирмы занимает место за компьютером учителя. На первом слайде презентации представлен перечень разделов. После выбора разделов проектор отключается. По щелчку на выбранном разделе осуществляется переход на слайд с первым термином этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с перечнем разделов. На "демонстрацию" (и отгадывание) каждого термина дается 3 попытки.

За слово, отгаданное с первой попытки, фирма получает 100 у. е., со второй - 80, с третьей - 60; в случае неотгаданного или неправильно отгаданного термина фирма "штрафуется" на 100 у. е. (эта сумма вычитается из общего капитала фирмы). Финансист фирмы получает или отдает соответствующую сумму средств, программисты учитывают это в журнале.

Как показывает опыт, во время проведения этого этапа игры в зрительном зале наблюдается большое оживление (смех, шум и т.п.), поэтому проводить в это время другие этапы второй фирме нецелесообразно. Здесь возможны два варианта:

сотрудники второй фирмы ждут своей очереди проводить "проверку";

сотрудники второй фирмы переходят в другое помещение и выполняют там дополнительные задания к кроссворду (приведены ниже) [25: 32].

После окончания "проверки" сотрудников первой фирмы "проверяются" сотрудники второй (действия "конкурирующей" фирмы аналогичны).

 

Таблица 1.

Раздел Термины
"Она в 101 класс ходила" Основание, цифра, разряд, система счисления, 0 и 1
"С азбукой Морзе дружны" Точка и тире, кодирование, 1 бит, алфавит, 1 байт
"На звук и цвет товарищей нет" Наушники, RGB (красный, зеленый, синий), разрешающая способность экрана, глубина цвета, частота звука
"Устройства разные бывают" Мышь, графопостроитель (плоттер), джойстик, принтер, жидкокристаллический монитор
"Всех излечит Айболит" Вирус, интернет-черви, ревизор, антивирусная программа, блокировщик (брандмауэр)
"Этих окон (Windows) негасимый свет" Окно приложения, ярлык, папка, панель задач, кнопка Развернуть

 

Дополнительные задания к кроссворду

1. Перечислите все дополнительные (нестандартные) устройства компьютера, использованные в кроссворде. Дайте определение каждому из них.

Ответы: принтер, микрофон, модем.

Принтер - устройство вывода информации.

Микрофон - устройство ввода звуковой информации.

Модем - устройство для передачи информации между компьютерами по телефонным каналам связи.

2. Нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы. Ответ:

 

Процессор

 

Оперативная память

 

 

 

Шина данных

 

Шина адреса

Магистраль

Шина управления

 

 

Устройства ввода

Долговременная память

Устройства вывода Сетевые устройства
Микрофон

Винчестер

Принтер Модем
         

 

3. Из терминов, имеющихся в кроссворде, образуйте пары слов по принципу: прилагательное - существительное. Прилагательное - вид программы, а существительное - одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида.

Ответ: Стандартная - Блокнот. Служебная. - Дефрагментация.

Стандартные: Калькулятор, Проводник, WordPad, Paint.

Служебные: Проверка диска, Сведения о системе, Очистка диска, Архивация данных, Сжатие данных.

4. Назовите примеры мультимедиапрограмм, не использованных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ?

Ответ: Лазерный проигрыватель, Регулятор громкости, Универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками.

5. Перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость.

Ответ: Винчестер, дискета. Емкость дискеты диаметром 3,5 дюйма равна 1,44 Мб.

6. Укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком.

Первый вариант ответа: группы по принципу работы с информацией на носителе:

CD-DOM, DVD-DOM;

CD-R, DVD-R;

CD-RW, DVD-RW.

Второй вариант ответа: группы по виду носителя информации:

CD-DOM, CD-R, CD-RW;

DVD-DOM, DVD-R, DVD-RW.

7. Назовите объекты рабочего стола Windows, использованные в кроссворде. Укажите другие объекты, которые также можно разместить на рабочем столе.

Ответ: Корзина, кнопка Пуск. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.

8. Перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов так, чтобы все оставшиеся слова были использованы при объяснении этого термина [25: 32].

(Слова: оперативная, компьютер, информация. Определение: оперативная память компьютера - память, хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный момент времени)

Максимальное количество средств за каждый вопрос - 100 у. е. Сумма средств, выделяемых за ответ, определяется учителем совместно с экспертами в зависимости от полноты ответа, правильности данных определений, комментариев и т.п.

На следующем этапе игры фирмы должны решить сканворд:

 

Л Е К т Е р ш В
Е Ъ 3 ф А и ф К
О Б А л К л т О
н 3 П и В м А с
Ц А Р т О р п и
д Н И с ф к с ь
т О ц А п и Е л
и Р о В о * Ы Е

 

В нем записаны термины, связанные с информатикой. Слова можно читать по горизонтали (слева направо или справа налево) и по вертикали (снизу верх и сверху вниз), но не по диагонали. Одна и та же буква может использоваться в нескольких терминах. Необходимо найти записанные слова, а из букв, не использованных в названиях терминов, составить название еще одного термина [25: 33].

Обе фирмы начинают решение сканворда одновременно. Время, выделяемое на решение: 5-10 минут или до момента решения одной из фирм. Фирма, первая решившая сканворд, "зарабатывает" 200 у. е, Эта сумма выделяется ей и учитывается в журнале учета.

Заключительный этап игры - "Конкурс президентов"

Содержание конкурса аналогично этапу, на котором проходила "проверка" сотрудников. Здесь вопросы задает один из экспертов, а отвечают по очереди президенты. Термины (всего 6) подготовлены на карточках и выбираются экспертом случайным образом. Стоимость терминов разная: "файл" - 100 у. е., "курсор" - 150 у. е., "вектор" - 200 у. е., "подложка" - 300 у. е., "мантисса" - 350 у. е., "колонтитул" - 500 у. е.

За каждое правильно отгаданное слово президент (и его фирма) получает соответствующую сумму, в случае неправильно отгаданного слова фирма "штрафуется" На 100 у. е. за каждый такой ответ (эта сумма вычитается из общего капитала фирмы). Финансист фирмы получает или отдает соответствующую сумму средств, программисты учитывают это в журнале [25: 33].

Подведение итогов игры

При подведении окончательных итогов игры:

учитываются средства, оставшиеся на счету каждой фирмы, и правильность их расчетов (как указывалось, в ходе всей игры эксперты ведут свой учет средств по каждой фирме);

должно быть учтено качество оформления журнала учета денежных средств - при оптимальном варианте оформления фирма получает дополнительно 300 у.е., при неоптимальном - 100-200 у.е.

В результате определяется конечный итог и объявляется лучшая фирма. Происходит вручение призов (желательно не только фирме-победительнице) [25: 33].


Заключение

 

Рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы и средства, можно определить ее особенности:

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

Отсутствие контроля результатов внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченное результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

Внеклассная работа имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.


Использованная литература

 

1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. - Минск: Высшая школа, 1998. - 431с.

2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С.53-59.

3. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники.10-11 кл. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.

4. Гин АА. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.

5. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). - Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979.

6. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок // Завуч. - 2000. - № 7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001.192 с.

8. Информатика. Методическое пособие для учителей.9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2003. - 240 с.

9. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. - 87 с.

10. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С.17-22.

11. Кравченко Г.Г., Цалюк В.З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики // Информатика и образование. - 1998. - № 7. - С.93-99.

12. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 368 с.

13. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс... докт. пед. наук. - М., 1988. - 47 с.

14. Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 2000. - №2. - С.13-16.

15. Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 1998. - № 3. - С.76-78.

16. Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М.: Педагогический Поиск. - 2004. - 160 с.

17 Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. - Воронеж: ВГПУ, 2003. - 152с. - (Серия "Теория и методика обучения информатике").

18. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. - Ч.I. Дидактические основы внеклассной работы. - Воронеж: ВГПУ, 2001. - 64 с.

19. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. - Ч.П. Методика вне классной работы по информатике. - Воронеж: ВГПУ, 2002. - 128 с.

20. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.

21. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.

23. Педагогические технологии / Под общ. ред. B. C. Кукушина. - М. - Ростов-на-Дону: ИКЦ "МарТ", 2004. - 336 с.

24. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 1991. - 80 с.


Приложение

 

Ответы к кроссворду

По горизонтали: 2.Мультимедиа. 6. Блокнот. 8. Микрофон. 10. винчестер. 11. Стандартная. 12. "Пуск". 13. Компьютер. 16. Информация.

По вертикали:

1.Корзина. 2. Звукозапись. 3. Принтер. 6. Оперативная. 7. Дефрагментация. 9. Служебная (Служебные). 14. Модем. 15. Дискета.

Оптимальный вариант оформления журнала учета денежных средств

Формула в ячейке D5: =С2+В5-С5. Она распространяется (копируется) на ячейки D6: D19.

Формула в ячейке D21: =D19+B21. Она распространяется (копируется) на ячейки D22: D28.

Формула в ячейке D31: =D28+B29+B31-C31. Она распространяется (копируется) на ячейки D32: D33.

Формула в ячейке В34: =D33.

 

Образец журнала учета денежных средств

  А В

С | D

1

Журнал учета денежных средств

 
2 1. Решение кроссворда Начальный капитал:    
3 2. Второй этап      
4   Приход Расход Остаток
5 Вопрос 1      
в Вопрос 2      
         
19 Вопрос 15      
20 3. Дополнительные вопросы к кроссворду Приход   Остаток
21 Вопрос 1      
22 Вопрос 2      
         
28 Вопрос 8      
29 4. Решение сканворда      
30 5. Конкурс президентов Приход Расход Остаток
31 Термин 1      
32 Термин 2      
33 Термин 3      
34 Общий итог:      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...