Методологические подходы к пониманию сущности и назначения государства
Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Философам, юристам издавна интересно выявить и интерпретировать сущность государства, ибо она выражает его природу, особенности как социально-политического образования, так и назначение в обществе. Кроме того, сущность государства отражает его социальную востребованность со стороны общества и особенности в организации власти с целью управления делами общества. Определить сущность государства означает установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает. Существует множество теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих - публичная власть, территория и население. Предварительно заметим: рассмотренные ниже философско-правовые школы по-разному толкуют происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, при этом одинаково понимая основные признаки государства, указанные выше. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие. Теологическое понимание государства. Исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага. Государственная власть обосновывается как Божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только смиренности перед институтами государства, но и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.
По ряду положений теологические концепции отличаются друг от друга. Например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как "принимающую закон от Бога и оглашающее его", сам закон как "изречение Господа"*(15); целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и защите малоимущих. В мусульманском учении о государстве глава государства (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона - Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты. Суннитская концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир - глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (ашшура), где ключевую роль играют религиозные представители. Согласно данной доктрине, все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами*(16). Территориально-властный (или силовой) подход. Согласно ему, государство действует на определенной территории, оно - орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства, представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.). Здесь государство понимается как сила, как средство угнетения одних другими. Согласно теории насилия, на заре человеческой цивилизации государство, его институты (армия, полиция, налоговые службы и др.) оказались продуктом покорения одних племен другими. Марксизм-ленинизм также трактовал государство как силу, как диктатуру класса имущих над классом неимущих, бедных.
Кибернетический. Государство - определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации - связь государства с обществом - издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь - информация о состоянии управляемых государством общественных процессов. Социологический - государство явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное. С долей условности можно говорить о двух течениях (подходах). Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное (Аристотель, Кант, Коркунов). Второе направление состоит в том, что государство - относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства. Социологическое направление видит государство как некий "живой" организм, элементом его жизни; оно подчинено законам общества, его природа - в природе общества. По их мнению, государство не имеет самостоятельных начал, ибо есть отражение социальных процессов, исключение или так называемые элементы самостоятельности, по мнению представителей этого направления, проявляются в действиях армии, в праве граждан избирать и быть избранными. Либеральный подход - это так называемая концепция государства - ночного сторожа: государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает "правила игры" - нормы права и с помощью их охраняет порядок в обществе и т.п. Государство, согласно либеральным концепциям, нейтрально; его задача - разработка и принятие законодательства. Заметим, что теория правового государства своими корнями во многом уходит в либеральный подход, ибо здесь признается примат права и конституции, при условии разделения государственной власти. "Государство - менеджер" - государство есть нейтральный руководитель общественными делами, хозяйственно-финансовой деятельностью, неполитизированный управляющий.
"Государство - социальный арбитр". Общество неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу. Государство как арбитр разрешает конфликты, снимает противоречия, возникающие на этой почве. Одним из основных средств в решении этих проблем является судебная власть. Марксистский подход - государство рассматривается как особая организация, выделившаяся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, полагая, что оно есть "машина для подавления одного класса другим", орудие диктатуры определенного класса (К. Маркс, В.И. Ленин).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|